ЗЕРВАНИЗМ, зурванизм, зрванизм – обозначение неоднородного по своей сути конгломерата генотеистических религиозных течений в Древнем и Сред¬невековом Иране, провозглашавших верховным бо¬жеством, отцом Ахура Мазды и Анхра Манью, Бога времени и судьбы Зерв

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ЗЕРВАНИЗМ, зурванизм, зрванизм – обозначение неоднородного по своей сути конгломерата генотеистических религиозных течений в Древнем и Сред­невековом Иране, провозглашавших верховным бо­жеством, отцом Ахура Мазды и Анхра Манью, Бога времени и судьбы Зервана. Наиболее распространен­ная теория возникновения 3. связывает его появле­ние с рефлексией некоторых кругов иранского жре­чества над фрагментом из Ясны (30:3), где Ахура Мазда (Благой Дух) и Анхра Манью (Злой Дух) объяв­ляются близнецами; однако некоторые исследовате­ли пытаются обосновать историческую первичность 3. по отношению к зороастризму. Несомненно, наи­большего расцвета 3. достиг в эпоху Сасанидов (3- 7 вв. н. э.), когда он выступил как мощный соперник ортодоксального зороастризма (некоторые европей­ские ориенталисты полагают, что 3. вообще был госу­дарственной религией Сасанидов). Очевидно, 3. распо­лагал обширной литературой, однако поражение это­го течения на внутриполитической арене привело к тому, что до сегодняшнего дня сохранился только один текст, идентифицируемый как зерванитский, – позднее полемическое сочинение «Улемы Ислама» (текст описывает диалог между улемами и верховным жрецом магов). О культовой практике зерванитов достоверных сведений не сохранилось, однако существует предположение, что они могли использовать те же литургические схемы, что и зороастрийцы. Веро­учение 3. восстанавливается на основе сохранившихся в пехлевийской литературе фрагментов зерванитских мифов, сообщений античных авторов, полемических сочинений армянских и сирийских христианских апо­логетов, а также описаний мусульманских историков. Мифологическое ядро учения 3. составляет сюжет, согласно которому Зерван в течение 1000 лет совер­шал жертвоприношение, дабы иметь сына. Однако он допустил сомнение в результативности своих дей­ствий (свидетельствующее об изначальном несовер­шенстве верховного бога в системе 3.), из-за чего в его чреве (первоначально Зерван выступает как андрогин) зарождаются Ахура Мазда (от совершенных жертвоприношений) и Анхра Манью (от сомнения). Зерван дает клятву отдать власть над миром первен­цу, которым должен был стать Ахура Мазда. Но Анх­ра Манью, узнав от всеведущего брата об обете отца, прорывает чрево и предстает перед Зерваном первым. Зерван вынужден сдержать обещание и отдает Анхра Манью царство над миром на 9 тыс. лет, а младшему Ахура Мазде он вручает барсом (символ жреческой власти) и ставит его «править выше» первенца. Т. обр., зерваниты считали, что мир материальный пусть и временно, но все же принадлежит Злому Духу, тогда как мир духовный находится в ведении Духа Благого. К этому сюжету примыкает группа мифов об одеяни­ях, согласно которым Зерван дарует обоим сыновьям и приближенным к ним божествам разноцветные одежды, содержащие в качестве своей сущности оп­ределенные добродетели (в случае с Благим Духом и силами Света) и определенные пороки (в случае с си­лами Тьмы). Космогония 3. носит противоречивый характер. Дошедшие до нас мифы зачастую не совпа­дают друг с другом: так, материальное творение по раз­ным данным совершает либо Ахура Мазда, либо Анх­ра Манью. Некоторые тексты (напр., «Улемы Исла­ма») сообщают о том, что Зерван также принимал участие в этом творении (напр., сотворил огонь и воду). Пантеон 3. принципиально не отличается от зороастрийского, однако особое внимание уделяет­ся богу-воину Баю, Спихру (божество небесного сво­да, в отношении которого обычным эпитетом явля­ется «тело Зервана»), демону Варану (отождествлялся с дурным знанием и неверием) и демонице вожделе­ния и похоти Азе. В онтологическом плане зервани­ты различали Бесконечное Время (ггуап-акагапа) – вечность (ср. греч. оссоу) – и Время Долговластвующее (ггуап-сЬгэуб-х'аРгЦа), т. е. конечное, заключенное в отрезок 9 или 12 тыс. лет, на протяжении которых развивается история мироздания и борьба двух Ду­хов (ср. греч. хр^о^). Зерван-акрана, будучи истолко­ван в 3. как рок или судьба, выступает в качестве уни­версального первопринципа, определяющего бытие человечества вообще и каждого индивидуума в част­ности. Отсюда 3. отличает крайний фатализм, т. е. представление об абсолютной предопределенности че­ловеческого бытия. Жизнь человека считалась всеце­ло подчиненной благим влияниям «подателей» (зна­ков Зодиака) и дурным влияниям «разбойников» (пла­нет), размещенных в Спихре («теле Зервана»). Это стало причиной особого распространения в 3. астро­логии как прикладной дисциплины, призванной вы­яснить судьбу человека. Идеи свободы воли и созна­тельного выбора между добром и злом (столь харак­терные для зороастризма), судя по всему, чужды 3. Отсюда этическая проблематика как таковая в 3. не ставится, в т. ч. из-за представлений о дуальности са­мого Зервана, содержащего как благое, так и злое на­чало. 3. оказал влияние на манихейство, отчасти на митраизм, а также на ряд гностических течений. В последние годы определенные оккультно-теософские круги, в т. ч. в России, пытаются возродить уче­ние 3.

И.Л. Крупник