Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЗЕРВАНИЗМ, зурванизм, зрванизм – обозначение неоднородного по своей сути
конгломерата генотеистических религиозных течений в Древнем и Средневековом
Иране, провозглашавших верховным божеством, отцом Ахура Мазды и Анхра Манью, Бога времени и судьбы Зервана. Наиболее распространенная
теория возникновения 3. связывает его появление с рефлексией некоторых кругов
иранского жречества над фрагментом
из Ясны (30:3), где Ахура Мазда (Благой Дух) и Анхра Манью (Злой Дух) объявляются
близнецами; однако некоторые исследователи пытаются обосновать историческую
первичность 3. по отношению к зороастризму. Несомненно, наибольшего расцвета 3. достиг в эпоху Сасанидов (3- 7 вв.
н. э.), когда он выступил как мощный соперник ортодоксального зороастризма
(некоторые европейские ориенталисты полагают, что 3. вообще был государственной
религией Сасанидов). Очевидно, 3. располагал
обширной литературой, однако поражение этого течения на внутриполитической
арене привело к тому, что до сегодняшнего дня сохранился только один текст,
идентифицируемый как зерванитский, – позднее полемическое сочинение «Улемы
Ислама» (текст описывает диалог между улемами и верховным жрецом магов). О
культовой практике зерванитов достоверных сведений не сохранилось, однако существует
предположение, что они могли использовать те же литургические схемы, что и зороастрийцы.
Вероучение 3. восстанавливается на основе сохранившихся в пехлевийской литературе
фрагментов зерванитских мифов, сообщений античных авторов,
полемических сочинений армянских и сирийских христианских апологетов, а также
описаний мусульманских историков. Мифологическое ядро учения 3. составляет
сюжет, согласно которому Зерван в течение 1000 лет совершал жертвоприношение, дабы иметь сына. Однако он допустил сомнение в
результативности своих действий (свидетельствующее об изначальном несовершенстве
верховного бога в системе 3.), из-за чего в его чреве (первоначально Зерван
выступает как андрогин) зарождаются Ахура Мазда (от совершенных
жертвоприношений) и Анхра Манью (от сомнения). Зерван дает клятву отдать власть
над миром первенцу, которым должен был стать Ахура Мазда. Но Анхра Манью,
узнав от всеведущего брата об обете
отца, прорывает чрево и предстает перед Зерваном первым. Зерван вынужден
сдержать обещание и отдает Анхра Манью царство над миром на 9 тыс. лет, а младшему
Ахура Мазде он вручает барсом (символ жреческой власти) и ставит его «править
выше» первенца. Т. обр., зерваниты считали, что мир материальный пусть и временно,
но все же принадлежит Злому Духу, тогда как мир духовный находится в ведении
Духа Благого. К этому сюжету примыкает группа мифов об одеяниях, согласно
которым Зерван дарует обоим сыновьям и приближенным к ним божествам
разноцветные одежды, содержащие в качестве своей сущности определенные добродетели
(в случае с Благим Духом и силами Света) и определенные пороки (в случае с силами
Тьмы). Космогония 3. носит противоречивый характер. Дошедшие до нас мифы
зачастую не совпадают друг с другом: так, материальное творение по разным
данным совершает либо Ахура Мазда, либо Анхра Манью. Некоторые тексты (напр.,
«Улемы Ислама») сообщают о том, что Зерван также принимал участие в этом
творении (напр., сотворил огонь и воду). Пантеон 3. принципиально не отличается от зороастрийского,
однако особое внимание уделяется богу-воину Баю, Спихру (божество небесного
свода, в отношении которого обычным эпитетом является «тело Зервана»), демону Варану (отождествлялся с дурным знанием и неверием)
и демонице вожделения и похоти Азе. В онтологическом плане зерваниты
различали Бесконечное Время (ггуап-акагапа) – вечность (ср. греч. оссоу) –
и Время Долговластвующее (ггуап-сЬгэуб-х'аРгЦа), т. е. конечное, заключенное в
отрезок 9 или 12 тыс. лет, на протяжении которых развивается история мироздания
и борьба двух Духов (ср. греч. хр^о^). Зерван-акрана, будучи истолкован в 3.
как рок или судьба, выступает в качестве универсального первопринципа,
определяющего бытие человечества вообще и каждого индивидуума в частности.
Отсюда 3. отличает крайний фатализм, т. е. представление об абсолютной
предопределенности человеческого бытия. Жизнь
человека считалась всецело подчиненной благим влияниям «подателей» (знаков
Зодиака) и дурным влияниям «разбойников» (планет), размещенных в Спихре («теле
Зервана»). Это стало причиной особого распространения в 3. астрологии как прикладной дисциплины, призванной выяснить
судьбу человека. Идеи свободы воли и сознательного выбора между добром и злом
(столь характерные для зороастризма), судя по всему, чужды 3. Отсюда этическая
проблематика как таковая в 3. не ставится, в т. ч. из-за представлений о
дуальности самого Зервана, содержащего как благое, так и злое начало. 3.
оказал влияние на манихейство, отчасти на митраизм, а также на ряд гностических течений. В последние
годы определенные оккультно-теософские круги, в т. ч. в России, пытаются
возродить учение 3.
И.Л. Крупник