Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЗАПОВЕДИ РЕЛИГИОЗНЫЕ – обязательные для выполнения религиозные
положения, регламентирующие поведение человека. В завершенной форме 3. р.
(мицвот) были сформулированы в раннем иудаизме и зафиксированы в
Библии, в Пятикнижии Моисея. 3. Пятикнижия включают значительное
количество положений, которые впоследствии были формализованы в Талмуде
в 613 заповедях (365 запретах и 248 повелениях). 3. иудаизма представляют
собой целостную всеобъемлющую систему, пытаться понять их по отдельности
бесполезно. Не все 3. поддаются рациональному обоснованию, целый ряд является
повелениями иррациональными (т. наз. «дисциплинарные заповеди»). Основными и
самыми известными из них являются десять 3., или десять речений (другое
название – Декалог), отраженные в книге Исход (Шмот, гл. 20) и повторенные в
книге Второзаконие (Дварим, гл. 5). По преданию, они были записаны на скрижалях
завета – каменных табличках, дарованных Моисею Господом на горе
Синай. Эти десять 3. касаются прежде всего обязанностей человека по отношению
к Всевышнему и по отношению к другим людям. В первых 3. отражен принцип
единобожия с абсолютным запретом идолослужения. Так, 1-я 3. гласит: «Я – Бог,
Всесильный Твой, Который вывел тебя из Страны Египетской»; 2-я 3.: «Не кумира».
3-я 3. связана в т. ч. со строжайшим запретом на произнесение священного имени
Бога и гласит в рус. переводе: «Не произноси имени Господня всуе». Наконец,
последние 3. первого цикла: 4-я 3. – почитание субботы (шаббат, букв. –
прекращение) и 5-я 3. – почитание родителей: «Чти отца своего и мать свою, дабы
продлились дни твои на земле». Остальные пять касались отношений между людьми и
во многом отражали морально-правовые положения: не убий (6-я 3.), не прелюбодействуй
(7-я 3.), не кради (8-я 3.), не произноси ложного свидетельства (9-я 3.), не желай
дома, жены, вола и пр. ближнего своего (10-я 3.). Заповеди Декалога были
полностью заимствованы христианством, тогда как
большинство других положений Пятикнижия, считающихся в христианстве чисто обрядовыми
(напр., 3. об обрезании), были отброшены. В христианстве была также несколько
смягчена 3. о почитании субботы, практически повсеместно ее заменило почитание
воскресенья (хотя некоторые христианские течения, напр. адвентизм,
стремятся возродить почитание субботы). Но помимо 3. Декалога, в Новом Завете
утверждается принципиальная важность еще двух 3.: любви к Богу и любви к
ближнему (Мф. 22:37- 40). Это несколько сместило акценты в христианском подходе
к 3. на эмоционально-волевую их составляющую, хотя и не отменило неизменность
3., дарованных Моисею. В целом, в христианстве 3. воспринимаются в контексте проблемы
закона и благодати и их необходимости для спасения. В средневековом
христианском мировоззрении с его акцентом на благодать значение 3. как законов
нивелировалось, их заменила сложная система церковно-канонических правил.
Проблема необходимости 3. р. приобрела особое значение в некоторых
направлениях, возникших в эпоху Реформации. В связи с
антиномистскими спорами о статусе закона и 3. в оправдании верой Ф. Меланхтон,
а позже Ж. Кальвин сформулировали учение о «третьем аспекте
закона» внутри Нового Завета, согласно которому 3. Божьи нужны не только для
познания греха и необходимости в искуплении, но и как свидетельство
истинности веры (что в дальнейшем развил пуританизм в связи
с концепцией ковенанта).
О.В. Несмиянова, A.M. Семанов