Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ЗАПОВЕДИ РЕЛИГИОЗНЫЕ – обязательные для выполнения религиозные положения, регламентиру­ющие поведение человека. В завершенной форме 3. р. (мицвот) были сформулированы в раннем иудаизме и зафиксированы в Библии, в Пятикнижии Моисея. 3. Пя­тикнижия включают значительное количество поло­жений, которые впоследствии были формализованы в Талмуде в 613 заповедях (365 запретах и 248 повеле­ниях). 3. иудаизма представляют собой целостную все­объемлющую систему, пытаться понять их по отдель­ности бесполезно. Не все 3. поддаются рационально­му обоснованию, целый ряд является повелениями иррациональными (т. наз. «дисциплинарные запове­ди»). Основными и самыми известными из них явля­ются десять 3., или десять речений (другое название – Декалог), отраженные в книге Исход (Шмот, гл. 20) и повторенные в книге Второзаконие (Дварим, гл. 5). По преданию, они были записаны на скрижалях завета – каменных табличках, дарованных Моисею Господом на горе Синай. Эти десять 3. касаются прежде всего обя­занностей человека по отношению к Всевышнему и по отношению к другим людям. В первых 3. отражен прин­цип единобожия с абсолютным запретом идолослужения. Так, 1-я 3. гласит: «Я – Бог, Всесильный Твой, Ко­торый вывел тебя из Страны Египетской»; 2-я 3.: «Не кумира». 3-я 3. связана в т. ч. со строжайшим запретом на произнесение священного имени Бога и гласит в рус. переводе: «Не произноси имени Господня всуе». Наконец, последние 3. первого цикла: 4-я 3. – почита­ние субботы (шаббат, букв. – прекращение) и 5-я 3. – почитание родителей: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле». Остальные пять касались отношений между людьми и во многом отра­жали морально-правовые положения: не убий (6-я 3.), не прелюбодействуй (7-я 3.), не кради (8-я 3.), не про­износи ложного свидетельства (9-я 3.), не желай дома, жены, вола и пр. ближнего своего (10-я 3.). Заповеди Декалога были полностью заимствованы христиан­ством, тогда как большинство других положений Пя­тикнижия, считающихся в христианстве чисто обря­довыми (напр., 3. об обрезании), были отброшены. В христианстве была также несколько смягчена 3. о почитании субботы, практически повсеместно ее заме­нило почитание воскресенья (хотя некоторые христи­анские течения, напр. адвентизм, стремятся возродить почитание субботы). Но помимо 3. Декалога, в Новом Завете утверждается принципиальная важность еще двух 3.: любви к Богу и любви к ближнему (Мф. 22:37- 40). Это несколько сместило акценты в христианском подходе к 3. на эмоционально-волевую их составляю­щую, хотя и не отменило неизменность 3., дарованных Моисею. В целом, в христианстве 3. воспринимаются в контексте проблемы закона и благодати и их необхо­димости для спасения. В средневековом христианском мировоззрении с его акцентом на благодать значение 3. как законов нивелировалось, их заменила сложная система церковно-канонических правил. Проблема необходимости 3. р. приобрела особое значение в неко­торых направлениях, возникших в эпоху Реформации. В связи с антиномистскими спорами о статусе закона и 3. в оправдании верой Ф. Меланхтон, а позже Ж. Каль­вин сформулировали учение о «третьем аспекте зако­на» внутри Нового Завета, согласно которому 3. Божьи нужны не только для познания греха и необходимости в искуплении, но и как свидетельство истинности веры (что в дальнейшем развил пуританизм в связи с кон­цепцией ковенанта).

О.В. Несмиянова, A.M. Семанов

 

Hosted by uCoz