Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЗАПАС ДОБРЫХ ДЕЛ, сокровищница сверхдолжных дел – разработанное
в 13-14 вв. в католицизме учение о возможности спасения грешных людей
с помощью совершенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми
и праведниками «сверхдолжных» добрых дел, которыми церковь вправе распоряжаться
по своему усмотрению. Представление о 3. д. д. отталкивается от общехристианского
положения, согласно которому каждому человеку в будущей жизни воздается по его
делам. Развивая это положение, Римско-католическая церковь в дополнение к
догмату о чистилище и в связи с введением индульгенций
конкретизировала пред- j ставление об отпущении грехов учением о 3. д. д. и закрепила
его в специальной булле Климента VI в 1349, а также на Тридентском (1545-1563)
и I Ватиканском I (1869-1870)
соборах. Согласно католическому учению, церковь, обладающая своеобразной
сокровищницей (thesaurus) «преизбыточествующих», или «сверхдолжных», добрых дел (super-rogatoria opera), через
папу римского, которому Бог через апостола Петра
вручил ключи от Царства Небесного, может силой своей власти вменять «сверхдолжные»
добрые дела в заслугу грешным людям для их спасения, а также в известной степени
наделять этим правом других членов церковной иерархии, поскольку их власть
имеет один источник – полноту папской власти. Учение о 3. д. д. подвергается
критике со стороны протестантов как не имеющее достаточного основания в
Священном Писании и препятствующее культивированию личной веры.
Православная церковь критикует католическое учение о 3 д. д. за трактовку
таинства покаяния как своеобразного инквизиционного суда над грешником. В
понимании православных богословов покаяние есть своеобразное «врачевание»
грешной души – внутренний акт духовной жизни, облегчение совести через
искреннее исповедание грехов и вследствие этого – примирение души с Богом;
католическое таинство покаяния предстает как внешний процесс следствия и суда
над грешным человеком, в результате которого последний необоснованно
приобщается к 3. д. д. для отпущения исповеданных грехов. Представление о 3.
д. д. подвергается сегодня критике также со стороны ряда католических
теологов, считающих его «неверно истолкованным понятием» (К. Ранер).
Ф.Г. Овсиенко