ЗАПАС ДОБРЫХ ДЕЛ, сокровищница сверхдолж¬ных дел – разработанное в 13-14 вв

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ЗАПАС ДОБРЫХ ДЕЛ, сокровищница сверхдолж­ных дел – разработанное в 13-14 вв. в католицизме учение о возможности спасения грешных людей с по­мощью совершенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми и праведниками «сверхдолжных» добрых дел, которыми церковь вправе распоряжаться по своему ус­мотрению. Представление о 3. д. д. отталкивается от общехристианского положения, согласно которому каждому человеку в будущей жизни воздается по его делам. Развивая это положение, Римско-католическая церковь в дополнение к догмату о чистилище и в свя­зи с введением индульгенций конкретизировала пред- j ставление об отпущении грехов учением о 3. д. д. и за­крепила его в специальной булле Климента VI в 1349, а также на Тридентском (1545-1563) и I Ватиканском I (1869-1870) соборах. Согласно католическому учению, церковь, обладающая своеобразной сокровищницей (thesaurus) «преизбыточествующих», или «сверхдолж­ных», добрых дел (super-rogatoria opera), через папу рим­ского, которому Бог через апостола Петра вручил клю­чи от Царства Небесного, может силой своей власти вменять «сверхдолжные» добрые дела в заслугу греш­ным людям для их спасения, а также в известной сте­пени наделять этим правом других членов церковной иерархии, поскольку их власть имеет один источник – полноту папской власти. Учение о 3. д. д. подвергается критике со стороны протестантов как не имеющее до­статочного основания в Священном Писании и препят­ствующее культивированию личной веры. Православ­ная церковь критикует католическое учение о 3 д. д. за трактовку таинства покаяния как своеобразного инк­визиционного суда над грешником. В понимании пра­вославных богословов покаяние есть своеобразное «врачевание» грешной души – внутренний акт духов­ной жизни, облегчение совести через искреннее испо­ведание грехов и вследствие этого – примирение души с Богом; католическое таинство покаяния предстает как внешний процесс следствия и суда над грешным чело­веком, в результате которого последний необоснованно приобщается к 3. д. д. для отпущения исповеданных гре­хов. Представление о 3. д. д. подвергается сегодня кри­тике также со стороны ряда католических теологов, счи­тающих его «неверно истолкованным понятием» (К. Ранер).

Ф.Г. Овсиенко