Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЗАГОВОР – магические слова, обладающие колдовской или
целебной силой. 3. является словесным сопровождением языческого
заклинательного обряда (см. Язычество), как правило, тесно связанного
с различными древними культами – аграрным, свадебным,
погребальным и т. п., но мог существовать и самостоятельно. Языческие 3. и
заклинания прошли долгий исторический путь, сохраняя следы древнейших культов
даже после принятия христианства, переплавляя в
себе дохристианские и христианские элементы. Молитвенные формулы христиан, по
своим функциям, близки к древним заклинаниям. Так, в Помпее в 1936 были найдены
надписи-криптограммы из пяти слов и 25 букв. Такие же надписи, датируемые 2 в.
до н.э., обнаружены в Венгрии и Месопотамии. Некоторые ученые расшифровывают
эту криптограмму как языческое заклинание, называемое «Ротос-формула» или
«Печать Соломона», слова которой были непонятны даже для тех, кто ее
произносил. Другая часть ученых считает ее христианской, находя в ее словах
зашифрованные начальные слова молитвы «Отче наш». После распространения
христианства многие заклинания стали включать в себя имена Иисуса
Христа, Богородицы, святых. В качестве магических
предметов, наряду с древними стали использоваться некоторые предметы
церковного культа (крест, свеча, икона и т.д.). Возникнув в глубокой древности, все 3. и
заклинания были направлены на установление предсказуемого круговорота природных
явлений и на предотвращение непредсказуемых явлений, таких как бури, засухи,
пожары, наводнения и т. д., против которых первобытный человек боролся
единственно доступными ему средствами, взывая к помощи сверхъестественных сил.
С возникновением первобытной магии развивались различные формы 3. и
заклинаний, отражавших знания о природном мире. Самыми древними являются
охотничьи, земледельческие 3., связанные с почитанием солнца,
растительности, предков. Они широко проявлялись в новогоднем и весеннем циклах обрядовых песен. Некоторые
аграрные заклинания дошли до наших дней в виде детской забавы: «дождик, дождик,
перестань...» – и др. Оста, ваясь наедине с природой, заклинатель пытался
заколдовать природу с помощью силы слова и тайного знания и т. обр. ее
покорить. 3. отличался особым строением, ритмом и силой звука, поэтому не
каждому человеку было под силу правильно выразить его суть. Знание о
заклинаниях хранили в тайне, передавая по наследству все правила проведения 3,
С развитием общества появляется интерес к проблемам бытия самого человека а вместе
с этим 3., направленные на изменение судьбы человека и достижение победы над врагами, заклинания, призванные
охранять от порчи, привороты любимых, злонамеренные заклинания на врагов. Такие заклинания были глубоко
индивидуальными, т. к. раскрывали внутренний мир личности – ее желания, эмоции, отношение к тому, к кому они были
обращены. Как правило, 3. сопровождался ритуальными действиями, приемом
различных снадобий и т. п. (См. также: Магия).
Т.П. Павлова