ЗАГОВОР – магические слова, обладающие колдов¬ской или целебной силой

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ЗАГОВОР – магические слова, обладающие колдов­ской или целебной силой. 3. является словесным сопро­вождением языческого заклинательного обряда (см. Язычество), как правило, тесно связанного с различ­ными древними культами – аграрным, свадебным, погребальным и т. п., но мог существовать и самостоя­тельно. Языческие 3. и заклинания прошли долгий ис­торический путь, сохраняя следы древнейших культов даже после принятия христианства, переплавляя в себе дохристианские и христианские элементы. Молитвен­ные формулы христиан, по своим функциям, близки к древним заклинаниям. Так, в Помпее в 1936 были най­дены надписи-криптограммы из пяти слов и 25 букв. Такие же надписи, датируемые 2 в. до н.э., обнаружены в Венгрии и Месопотамии. Некоторые ученые расшиф­ровывают эту криптограмму как языческое заклина­ние, называемое «Ротос-формула» или «Печать Соло­мона», слова которой были непонятны даже для тех, кто ее произносил. Другая часть ученых считает ее хри­стианской, находя в ее словах зашифрованные началь­ные слова молитвы «Отче наш». После распростране­ния христианства многие заклинания стали включать в себя имена Иисуса Христа, Богородицы, святых. В ка­честве магических предметов, наряду с древними ста­ли использоваться некоторые предметы церковного культа (крест, свеча, икона и т.д.). Возникнув в глубо­кой древности, все 3. и заклинания были направлены на установление предсказуемого круговорота природ­ных явлений и на предотвращение непредсказуемых явлений, таких как бури, засухи, пожары, наводнения и т. д., против которых первобытный человек боролся единственно доступными ему средствами, взывая к помощи сверхъестественных сил. С возникновением первобытной магии развивались различные формы 3. и заклинаний, отражавших знания о природном мире. Самыми древними являются охотничьи, земледельче­ские 3., связанные с почитанием солнца, растительности, предков. Они широко проявлялись в новогоднем и весеннем циклах обрядовых песен. Некоторые аграрные заклинания дошли до наших дней в виде детской забавы: «дождик, дождик, перестань...» – и др. Оста, ваясь наедине с природой, заклинатель пытался заколдовать природу с помощью силы слова и тайного знания и т. обр. ее покорить. 3. отличался особым строени­ем, ритмом и силой звука, поэтому не каждому человеку было под силу правильно выразить его суть. Знание о заклинаниях хранили в тайне, передавая по наследству все правила проведения 3, С развитием общества по­является интерес к проблемам бытия самого человека а вместе с этим 3., направленные на изменение судьбы человека и достижение победы над врагами, заклина­ния, призванные охранять от порчи, привороты люби­мых, злонамеренные заклинания на врагов. Такие за­клинания были глубоко индивидуальными, т. к. раскры­вали внутренний мир личности – ее желания, эмоции, отношение к тому, к кому они были обращены. Как пра­вило, 3. сопровождался ритуальными действиями, при­емом различных снадобий и т. п. (См. также: Магия).

Т.П. Павлова