Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЗАВЕТ – договор или союз Бога с человеком. Библия состоит из Ветхого 3. и Нового 3. В Ветхом 3.
говорится о нескольких договорах Бога с людьми. Первый договор был заключен
Богом с Адамом и Евой (Быт. 1:28- 31; 2:16-17). Однако люди его нарушили, за
что были изгнаны из Эдема. Так был совершен первородный грех. В дальнейшем люди
не переставали грешить. Дети Адама и Евы совершили грех братоубийства: Каин
убил Авеля (Быт. 4:1-16) и др. Тогда Бог решил расторгнуть договор с людьми и
устроил потоп, от которого спасся только праведник Ной со своими сыновьями. С
ними Бог заключил второй договор (Быт. 9:1). Третий договор Бог заключил с Авраамом
(Быт. 12:1-3), четвертый – с Моисеем, когда дал ему на горе Синай десять заповедей
(Исх. 20:1-17) и разъяснение законов жизни богоизбранного еврейского народа
(Исх. 21,22,23). Пятый договор был заключен царем Давидом (2 Цар. 23:5). Шестой
3. был заключен между Богом и граждан- ско-храмовой общиной в послепленный
период в 458-457 до н. э. (Неем. 9:38). Закон, данный евреям Богом, согласно
«Слову о Законе и Благодати» митрополита Илариона, –
это закон для рабов. Новый 3. говорит о Божественной благодати для детей
Божьих. Митрополит четко противопоставляет ксенофобию автохтонных религийу в частности иудаизма, универсальному гуманизму христианства. В
Новом 3. Библии говорится о седьмом 3. Бога с человечеством через крестную жертву Иисуса Христа. Суть этого договора излагает Иисус в Нагорной проповеди
(Мф. 5,6,7).
В исламе считается, что восьмой 3., установленный Аллахом с людьми через его пророка Мухаммада,
сформулирован в первой суре Корана. (См. также: Договор между человеком и Божеством в религиозных
представлениях).
A.A. Слесарев