СЕКТЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СЕКТЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВАгетеродоксальные (греч. етеро8б^1а — инакомыслие, от греч.: стеро£ — другой и Ь6%а — мнение) религиозные дви­жения 1-4 вв., оппозиционные ортодоксальному (греч. брвобо^кх — правоверие, от греч.: 6р8о£ — прямой, пра­вильный и 5о%а — мнение) христианству. Следует раз­личать узкое понятие «С. р. х.» и широкое — «секты древней церкви», которое охватывает как собственно С. р. х., так и секты, отделившиеся от церкви в период Вселенских соборов (4-8 вв.) в основном, из-за христологических разногласий. Поэтому, напр., секты монофи- зитские (5-7 вв.), в строгом смысле, не являются ран­нехристианскими. Секта — социальная форма гетеродоксии, а ересь — ее идеологическое содержание: напр., Иосиф Флавий ересями именовал просто разные иудей­ские и иудеохристианские (см. Иудеохристиане) фило­софские течения. Хотя уже апологеты раннехристиан­ские повели бескомпромиссную борьбу с инакомысли­ем — Иустин Философ (ум. 166), напр., в своем сочинении «Синтагма» (не сохранилось) сурово обли­чал гностицизм — далеко не все протохристианские течения, которые с победой ортодоксии в эпоху Вселен­ских соборов оказались еретическими, изначально счи­тались таковыми. Некоторые С. р. х. участвовали в цер­ковной жизни первых веков н. э., активно способствуя выработке и становлению христианской догматики. Сектами в негативном смысле слова они стали ретрос­пективно, когда путь от Мессии до Никео-Цареградского Символа веры был пройден и «спрямлен». С. р. х. извес­тно множество, около сотни. Сравнительно рано в свя­тоотеческой литературе появились ересеологические сборники, напр.: фундаментальный труд «Обличение и опровержение лжеименного знания» (или «Против ересей») епископа Иринея Лионского (130-202), а так­же «Философумены (Мнения философов)» из «Син­тагмы (Обличения всех ересей)» его ученика епископа Римского Порта Ипполита (ум. ок. 235). В 8 в. Иоанн Дамаскин насчитывал уже более ста ересей и сект. В своем обобщающем труде «Источник знания» он перечислил несколько десятков течений (большей ча­стью гностических), которые справедливо относить к С. р. х., а именно: симониан (гностическая секта 1-3 вв. сторонников Симона-волхва, о котором упоминает новозаветная кн. Деяний апостолов (8:9-24) и который провозгласил себя земным воплощением «бога сверх­небесного», а свою любовницу Елену — эпинойей, т. е. воплощением творческой мысли божества); менандриан; сатурниллиан (основатель секты сирийский гно­стик Сатурнин исповедовал онтологический дуализм, т. е. веру в двух — доброго и злого — богов, христологический докетизм, т. е. веру в призрачность земного тела Иисуса Христа, и крайний эсхатологический аске­тизм в Антиохии после 125); сирийский гностицизм Василида (2 в.); николаитов, допускавших вкушение идоложертвенной пищи. Секта названа по имени од­ного из семи первых диаконов иерусалимской общи­ны Николая Антиохийца, о котором имеются упоми­нания в кн. Деяний — 6:5; карпократиан (гностичес­кая секта перв. пол. 2 в., основатель которой, Карпократ Александрийский, полагая, что мир создан низшими звездными духами, требовал от своих сторонников пре­зрительного отношения ко всему земному. Он пропо­ведовал половую распущенность, только пройдя через которую «пневматик» познает греховность материи на практике, сможет ее преодолеть и обрести свободу от скверны); киринфиан-миринфиан (последователей адопционистского, лат. ас1орио — «усыновление», уче­ния неких иудеохристиан братьев Киринфа и Миринфа, требовавших соблюдать обряд обрезания и считав­ших, что мир создан ангелами и что Иисус Назаря­нин — усыновленный Богом человек); назареев (иудаистическая секта 1-6 вв., строго следовавшая вет­хозаветным законам. Некоторые исследователи отож­дествляют их с ессеями 2 в. до н.э. — 1 в. н. э.); евионеев (эбионитов, близких к назорейству и ессейству па­лестинских и сирийских иудеохристиан кон. 2-5 вв., исполнявших иудейские предписания обрезания, шаббата — празднования субботы и кашрута — пищевых запретов. Название происходит, вероятно, от евр. «эбйоним» — «бедные». Они отвергали миссионерскую доктрину апостола Павла, из книг Нового Завета признавали только Евангелие от Матфея и Откровение Св. Иоанна Богослова); гностиков-валентиниан (перв. пол. 2 в.), гностиков-секундиан, птолемеев-валентини- ан; офитов (почитавших в образе змеи, греч. о<рц — «змея», один из высших эонов гностической теокосмической иерархии — Софию-Премудрость. Ипполит Римский, излагая вероучение иудейской секты наасенов, евр. «нахаш» — «змей», вероятнее всего, имел в виду офитов); архонтиков (поклонявшихся теокосмической иерархии духов-архонтов и отрицавших эсха­тологическую веру в воскресение плоти); маркионитов (последователей римского гностика 2 в. Маркиона, от­рицавшего Ветхий Завет, принимавшего Евангелие от Луки и доктрину апостола Павла, но с дуалистическим и докетическим уклоном. Согласно учению Маркиона, существуют два бога: бог Ветхого Завета, справедливый, жестокий, суровый и бог Нового Завета, благой и ми­лующий. Ветхозаветные чудеса — это эпифании, т. е. проявления, не богов, а соперничающего с ними твор­ца материального мира Демиурга, пославшего затем в мир духа-спасителя, казавшегося человеком Иисусом из Назарета) и лукианистов (близких по вероучению к маркионитам); татиан (последователей ученика Иустина Философа Татиана, ок. 120-185, который в конце жизни уклонился в докетизм и создал свое гностиче­ское учение); энкратитоввоздержников» Юлия Кассиана, соблюдавших особо строгую аскетическую дис­циплину, посты, целибат. Евхаристию они совершали на воде, т. к. употребление вина было запрещено. В качестве канонических книг энкратиты принимали многочисленные апокрифы, напр., «Деяния» Андрея, Иоанна, Фомы. Такая же гипертрофированная форма аскетизма в 4 в. была характерна для мессалиан или евхитов — «вечномолящихся», нищенствующих мо­нахов, веривших, что только непрестанная молитва способна ослабить греховность человеческой плоти. Часть евхитов впоследствии перешла в православие и приняла монашеский устав акимитов — «неусыпающих», а др. часть с 10 в. слилась с павликианами — пос­ледователями Павла Самосатского, 7 в.); катафригастов (схожих по вероучению с монтанизмом); квинтиллиан (почитавших пророчиц Квинтиллу и Прискиллу и веривших, что Христос открылся им в женском об­лике и возвестил, что Второе пришествие совершится во фригийском городке Пепузе, который станет новым Иерусалимом. Эта секта сходна с монтанизмом); «алогов» (термин Иоанна Дамаскина. Они отвергали Еванге­лие от Иоанна и Апокалипсис); мельхиседекиан (гнос­тическая секта 2 в., основана была Феодотом Менялой, который утверждал, что ветхозаветный Мельхиседек, благословивший праотца Авраама — первое воплоще­ние Бога на земле); сирийский гностицизм Вардесана (Бар-Дайшана; 154-225); оригенистов (учеников Ори- гена Александрийского), аконитов (манихеев 3 в.) и т. д. Исходя из вышеизложенного, С. р. х. возможно клас­сифицировать по критерию источников происхожде­ния на иудаистические, евангелические, синкретичес­кие (гностические и языческие, восходящие к пифаго­реизму, неоплатонизму, стоицизму, эпикурейству и т. д.), а по критерию выбора методов познания — на мисти­ческие (согласно их взглядам, истина открывается в эк­статических видениях) и рационалистические (истина познается разумом) течения. К иудаистическим С. р. х. принято относить, напр.: иохаанитов — последователей Иоанна Крестителя, не примкнувших к апостольской общине 1 в. н. э., Палестина); имеробаптистов (евр. — товлей шахарит — окунающиеся на заре, утренние ку­пальщики, 1 в. до н. э. — 3 в. н. э.); гипсистариев (1-4 вв., Босфор и Малая Азия. Они поклонялись Богу под име­нем Всевышнего-Вседержителя, греч. — Теос Гипсистос Пантократор, отсюда название секты); досифеан, симониан, менандриан — почитателей конкурировавших между собой самаритянских Мессий 1-2 вв.; назарян, (назореев), эбионитов и др. Иохаанитов и имеробаптис­тов историки древней церкви часто взаимоотождеств­ляют, поскольку, вероятно, и те и другие ежедневно с утра осуществляли ритуальные омовения, чтобы обезо­пасить себя от случайного произнесения имени Бога в состоянии ритуальной нечистоты. Кроме того, их вмес­те, не различая, тесно сближают или даже отождествля­ют с ессеями, равно как и иудейские секты «банаим» (самоназвание от евр. — бана — строить или же греч.баланейон — купальня, 2 в.), члены которой были особенно педантичны в вопросах ритуальной чистоты, и «магария» (араб. — люди пещер, от евр. — меара — пещера, 1 в. до н. э. — 1 в. н. э.) — братство ученых отшельников, прятавших свои библиотеки в пещерах. Возможно, что «магария», исповедуя дуалис­тический вариант неортодоксального иудаизма, явля­лись своеобразными предтечами гностицизма. Соглас­но их представлениям, Бог не вступал в прямой кон­такт с косной материей, поэтому мир был сотворен посредником, ангелом-космокреатором. «Магария» пе­реосмысляли Библию с собственных теологических по­зиций и создали особую комментаторскую литературу. К евангелическим С. р. х. следует причислить ригорис­тические группировки новациан (с 3 в., Рим), алексан­дрийских мелетиан (нач. 4 в.), которые сурово относи­лись к побоявшимся римских гонений невольным временным вероотступникам, и донатистов (нач. 4-7 в., Сев. Африка). К ним примыкает мистический и аске­тический по своей сути монтанизм (2-5 вв)., зародив­шийся во Фригии и позднее распространившийся в Га­латии, Каппадокии, Киликии, Константинополе. В 8 в. монтанисты смешались с павликианами. Фригиец Монтан почитался как пророк, наряду с двумя другими пророчицами — Приской и Максимиллой. Монта­низм отличался особым профетическим индивидуа­лизмом, гипертрофированным аскетизмом, т. к. воспре­щались не только браки, но и деторождение в связи с т. наз. актуальной эсхатологией — ожиданием скорого Второго пришествия Мессии). Гностическими С. р. х. являются многие из списка Иоанна Дамаскина, напр.: валентиниане, василидиане, докеты, офиты, гностики- иоанниты (с нач. 2 в.), гностики-эбиониты (кон. 2 в.), маркиониты (2-7 вв.) и проч. Синкретической С. р. х. с долей условности можно считать манихейство. Для большинства С, р. х. были характерны: духовный энту­зиазм, актуальный эсхатологизм, идеология избранни­чества, претензия на исключительность своего вероу­чения и социальной роли в истории человечества.

И.П. Давыдов