Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СЕКТЫ
РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
— гетеродоксальные (греч. етеро8б^1а — инакомыслие,
от греч.: стеро£ — другой и Ь6%а
— мнение) религиозные движения 1-4 вв., оппозиционные ортодоксальному (греч. брвобо^кх — правоверие, от греч.: 6р8о£ — прямой, правильный
и 5о%а — мнение) христианству. Следует различать узкое понятие «С. р. х.» и
широкое — «секты древней церкви», которое охватывает как собственно С. р. х.,
так и секты, отделившиеся от церкви в период Вселенских соборов (4-8 вв.) в
основном, из-за христологических разногласий.
Поэтому, напр., секты монофи- зитские (5-7 вв.), в строгом
смысле, не являются раннехристианскими. Секта —
социальная форма гетеродоксии, а ересь — ее
идеологическое содержание: напр., Иосиф Флавий ересями именовал просто разные
иудейские и иудеохристианские (см. Иудеохристиане) философские течения. Хотя уже апологеты раннехристианские повели бескомпромиссную борьбу с
инакомыслием — Иустин Философ (ум. 166), напр., в
своем сочинении «Синтагма» (не сохранилось) сурово обличал гностицизм — далеко
не все протохристианские течения, которые с победой
ортодоксии в эпоху Вселенских соборов оказались еретическими, изначально считались
таковыми. Некоторые С. р. х. участвовали в церковной жизни первых веков н. э.,
активно способствуя выработке и становлению христианской догматики. Сектами в
негативном смысле слова они стали ретроспективно, когда путь от Мессии до Никео-Цареградского
Символа веры был пройден и «спрямлен». С. р. х. известно множество, около сотни.
Сравнительно рано в святоотеческой литературе
появились ересеологические сборники, напр.:
фундаментальный труд «Обличение и опровержение лжеименного
знания» (или «Против ересей») епископа Иринея
Лионского (130-202), а также «Философумены (Мнения
философов)» из «Синтагмы (Обличения всех ересей)» его ученика епископа
Римского Порта Ипполита (ум. ок. 235). В 8 в. Иоанн Дамаскин насчитывал уже
более ста ересей и сект. В своем обобщающем труде «Источник
знания» он перечислил несколько десятков течений (большей частью
гностических), которые справедливо относить к С. р. х., а именно: симониан (гностическая секта 1-3 вв. сторонников Симона-волхва, о котором упоминает новозаветная кн. Деяний
апостолов (8:9-24) и который провозгласил себя земным воплощением «бога сверхнебесного», а свою любовницу Елену — эпинойей, т. е. воплощением творческой мысли божества);
менандриан;
сатурниллиан (основатель секты сирийский гностик Сатурнин исповедовал онтологический дуализм, т. е. веру в
двух — доброго и злого — богов, христологический докетизм, т. е. веру в призрачность земного тела Иисуса
Христа, и крайний эсхатологический аскетизм в Антиохии
после 125); сирийский гностицизм Василида (2 в.); николаитов, допускавших вкушение идоложертвенной
пищи. Секта названа по имени одного из семи первых
диаконов иерусалимской общины Николая Антиохийца, о
котором имеются упоминания в кн. Деяний — 6:5; карпократиан
(гностическая секта перв. пол. 2 в., основатель
которой, Карпократ Александрийский, полагая, что мир
создан низшими звездными духами, требовал от своих сторонников презрительного
отношения ко всему земному. Он проповедовал половую распущенность,
только пройдя через которую «пневматик» познает греховность материи на
практике, сможет ее преодолеть и обрести свободу от скверны); киринфиан-миринфиан (последователей адопционистского,
лат. ас1орио — «усыновление»,
учения неких иудеохристиан братьев Киринфа и Миринфа, требовавших
соблюдать обряд обрезания и считавших, что мир создан ангелами и что Иисус
Назарянин — усыновленный Богом человек); назареев (иудаистическая секта 1-6 вв., строго следовавшая ветхозаветным
законам. Некоторые исследователи отождествляют их с
ессеями 2 в. до н.э. — 1 в. н. э.); евионеев (эбионитов, близких к назорейству
и ессейству палестинских и сирийских иудеохристиан кон. 2-5 вв., исполнявших иудейские
предписания обрезания, шаббата — празднования субботы
и кашрута — пищевых запретов. Название
происходит, вероятно, от евр. «эбйоним» — «бедные».
Они отвергали миссионерскую доктрину апостола Павла, из книг Нового Завета
признавали только Евангелие от Матфея и Откровение Св. Иоанна Богослова); гностиков-валентиниан (перв. пол.
2 в.), гностиков-секундиан, птолемеев-валентини- ан; офитов (почитавших в
образе змеи, греч. о<рц — «змея», один из высших
эонов гностической теокосмической иерархии — Софию-Премудрость.
Ипполит Римский, излагая вероучение иудейской секты наасенов, евр. «нахаш» — «змей»,
вероятнее всего, имел в виду офитов); архонтиков
(поклонявшихся теокосмической иерархии духов-архонтов
и отрицавших эсхатологическую веру в воскресение плоти); маркионитов
(последователей римского гностика 2 в. Маркиона, отрицавшего
Ветхий Завет, принимавшего Евангелие от Луки и доктрину апостола Павла, но с
дуалистическим и докетическим уклоном.
Согласно учению Маркиона, существуют два бога: бог
Ветхого Завета, справедливый, жестокий, суровый и бог Нового Завета, благой и
милующий. Ветхозаветные чудеса — это эпифании,
т. е. проявления, не богов, а соперничающего с ними творца материального мира
Демиурга, пославшего затем в мир духа-спасителя, казавшегося человеком Иисусом
из Назарета) и лукианистов
(близких по вероучению к маркионитам); татиан (последователей ученика Иустина
Философа Татиана, ок.
120-185, который в конце жизни уклонился в докетизм и
создал свое гностическое учение); энкратитов («воздержников» Юлия Кассиана,
соблюдавших особо строгую аскетическую дисциплину, посты, целибат.
Евхаристию они совершали на воде, т. к. употребление вина было запрещено. В
качестве канонических книг энкратиты принимали
многочисленные апокрифы, напр., «Деяния» Андрея, Иоанна, Фомы. Такая же
гипертрофированная форма аскетизма в 4 в. была характерна для мессалиан или евхитов — «вечномолящихся»,
нищенствующих монахов, веривших, что только непрестанная молитва способна
ослабить греховность человеческой плоти. Часть евхитов впоследствии перешла в православие и приняла
монашеский устав акимитов — «неусыпающих»,
а др. часть с 10 в. слилась с павликианами — последователями
Павла Самосатского, 7 в.); катафригастов
(схожих по вероучению с монтанизмом); квинтиллиан (почитавших пророчиц Квинтиллу
и Прискиллу и веривших, что Христос открылся им в
женском облике и возвестил, что Второе пришествие
совершится во фригийском городке Пепузе, который
станет новым Иерусалимом. Эта секта сходна с монтанизмом);
«алогов» (термин Иоанна Дамаскина.
Они отвергали Евангелие от Иоанна и Апокалипсис); мельхиседекиан (гностическая секта 2 в., основана была Феодотом Менялой, который утверждал, что ветхозаветный Мельхиседек, благословивший праотца Авраама — первое
воплощение Бога на земле); сирийский гностицизм Вардесана
(Бар-Дайшана; 154-225); оригенистов
(учеников Ори- гена Александрийского), аконитов
(манихеев 3 в.) и т. д. Исходя из вышеизложенного, С. р. х. возможно классифицировать
по критерию источников происхождения на иудаистические,
евангелические, синкретические (гностические и языческие, восходящие к пифагореизму,
неоплатонизму, стоицизму, эпикурейству и т. д.), а по критерию выбора методов
познания — на мистические (согласно их взглядам, истина открывается в экстатических
видениях) и рационалистические (истина познается разумом) течения. К иудаистическим С. р. х. принято
относить, напр.: иохаанитов — последователей Иоанна
Крестителя, не примкнувших к апостольской общине 1 в. н. э., Палестина); имеробаптистов (евр. — товлей шахарит — окунающиеся на заре, утренние купальщики, 1 в.
до н. э. — 3 в. н. э.); гипсистариев (1-4 вв., Босфор
и Малая Азия. Они поклонялись Богу под именем Всевышнего-Вседержителя,
греч. — Теос Гипсистос Пантократор,
отсюда название секты); досифеан, симониан,
менандриан — почитателей конкурировавших между собой
самаритянских Мессий 1-2 вв.; назарян, (назореев), эбионитов и др. Иохаанитов и имеробаптистов историки древней церкви часто взаимоотождествляют, поскольку, вероятно, и те и другие
ежедневно с утра осуществляли ритуальные омовения, чтобы обезопасить себя от
случайного произнесения имени Бога в состоянии ритуальной нечистоты.
Кроме того, их вместе, не различая, тесно сближают или даже отождествляют с
ессеями, равно как и иудейские секты «банаим» (самоназвание
от евр. — бана — строить или же греч. — баланейон
— купальня, 2 в.), члены которой были особенно педантичны в вопросах ритуальной
чистоты, и «магария» (араб. — люди пещер, от евр. — меара — пещера, 1 в. до н. э. — 1 в. н. э.) — братство
ученых отшельников, прятавших свои библиотеки в пещерах. Возможно, что «магария», исповедуя дуалистический вариант
неортодоксального иудаизма, являлись своеобразными предтечами гностицизма.
Согласно их представлениям, Бог не вступал в прямой контакт с косной
материей, поэтому мир был сотворен посредником, ангелом-космокреатором.
«Магария» переосмысляли Библию с собственных
теологических позиций и создали особую комментаторскую литературу. К евангелическим С. р. х. следует причислить ригористические
группировки новациан (с 3 в., Рим), александрийских мелетиан (нач. 4 в.), которые
сурово относились к побоявшимся римских гонений невольным временным
вероотступникам, и донатистов (нач.
4-7 в., Сев. Африка). К ним примыкает мистический
и аскетический по своей сути монтанизм (2-5 вв)., зародившийся во Фригии и
позднее распространившийся в Галатии, Каппадокии, Киликии, Константинополе. В 8 в. монтанисты
смешались с павликианами. Фригиец Монтан
почитался как пророк, наряду с двумя другими пророчицами — Приской
и Максимиллой. Монтанизм
отличался особым профетическим индивидуализмом, гипертрофированным аскетизмом,
т. к. воспрещались не только браки, но и деторождение в связи с т. наз.
актуальной эсхатологией — ожиданием скорого Второго
пришествия Мессии). Гностическими С. р. х. являются многие из списка Иоанна Дамаскина, напр.: валентиниане, василидиане, докеты, офиты, гностики- иоанниты (с нач.
2 в.), гностики-эбиониты (кон. 2 в.), маркиониты (2-7 вв.) и проч. Синкретической С. р. х. с
долей условности можно считать манихейство. Для большинства С,
р. х. были характерны: духовный энтузиазм, актуальный эсхатологизм,
идеология избранничества, претензия на исключительность своего вероучения и
социальной роли в истории человечества.
И.П. Давыдов