СЕКТЫ МОНОФИЗИТСКИЕ

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СЕКТЫ МОНОФИЗИТСКИЕмонофизитские те­чения (см. Монофизитство) вт. пол. 5 — перв. четв. 7 в. (Термин «секты» в данном случае нейтрален и сино­нимичен термину «направления»). К ним относятся (согласно В. В. Болотову): 1) Евтихиане, сторонники кон­стантинопольского архимандрита Евтихия (ок. 378-454). Они полагали, что о двух природах Иисуса Хрис­та можно говорить лишь до воплощения, после которо­го — одно естество, а тело Христа иносущно остальным человеческим телам. Все прочие монофизитские тече­ния соглашались с единосущием телесности Иисуса Христа человеческой телесности. Александрийский патриарх (457-60) монофизит Тимофей Элур (ум. 477) признавал одну природу во Христе — божественную, счи­тал, что человечность Христа — это не сущность (о\Уо1<х) и не природа (фъоц), а таинственный «закон домостро­ительства Божия» (убцо^ ошууоцХо^), доказывая это чудесностью рождения — будь у Христа простое чело­веческое тело, Мария не осталась бы «в рождестве и по рождестве девою». 2) Монофизитский пантеизм Бар-Судаили (5-6 вв.): «вся природа единосущна с Богом». 3) Севириане и юлианисты. Севир, патриарх (512-519) Антиохийский (ум. 538 или ок. 543) считал, что Хрис­тос единосущен Отцу как Бог и единосущен людям как человек, однако человечность оказалась соединена с божественностью после воплощения в одной природе и одной ипостаси. Севир допускал, что Иисус был со­вершенным человеком без греха, избавился от тления и естественных потребностей после воскресения. Юли­анисты презрительно называли севириан «фтартолатрами» — «тленнопоклонниками» за то, что те поклоня­ются Спасителю, непорочное тело которого признают тленным до воскресения. Севириане в ответ называли юлианистов «афтартодокетами» — «призрачнонетленниками», поскольку сторонники Юлиана Галикарнасского (ум. после 518), сближаясь с докетизмом (учением о кажущемся материальным и плотным теле Иисуса), верили, что человечность, составившая с божественно­стью единую природу, должна освободиться от челове­ческих ограничений и «немощей», а значит, воскрес­шее тело Христа было безгрешным, нетленным, бес­страстным и бессмертным. Позднее часть юлианистов признала потенциальную тленность тела Христа при его актуальной нетленности. Т. обр., произошло сбли­жение с севирианами. Современные монофизиты Яковитской, Коптской, Армянской и Эфиопской церквей не выходят по своей догматике за рамки севирианско-феодосианской ветви. (Феодосий — ученик Севира). Юлианисты, основав свою иерархию, просуществова­ли как отдельная церковь внутри Коптской вплоть до 8 в. 4) Последователи Стефана Ниова (6 в.), юлианиста, отвергавшего различие по соединении природ. 5) От­почковавшиеся от севирианства агноиты (фемиститы) — сторонники учения александрийского диакона Фемистия (6 в.), согласно которому, раз незнание — не грех, а свойство человеческой ограниченной природы, Иисус по человечеству действительно не знал того, что не свойственно знать людям. 6) Выделившиеся из афтартодокетизма (юлиан) актиститы во главе с Аммо­нием (6 в.), верившим, что «тело Христово было не про­сто нетленным, а несотворенным и невещественным» и ктистолатрии, допускавшие сотворенность тела Хри­ста; 7) Феодосиане и конониты (тритеиты), разошед­шиеся с ортодоксальным севирианством по тринитарному вопросу. Кононит Иоанн Филопонос (6 в.), исполь­зуя равенство понятий «природа» и «ипостась», заявлял: «В Троице я могу принять столько природ, существ и божеств, сколько и ипостасей». Конон (как и др. ереси­арх — Евгений) был анафематствован самими алексан­дрийскими монофизитами. 8) Кроме перечисленных, сушествовал еще целый ряд маргинальных С. м., вырос­ших из тритеизма (филопониане) и феодосиаиства (кондовавдиты, петриты, дамианиты, тетрадиты) и пр.

И. 77. Давыдов