Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СЕКТЫ МОНОФИЗИТСКИЕ — монофизитские течения
(см. Монофизитство) вт. пол. 5 — перв. четв. 7 в. (Термин «секты» в данном случае нейтрален и синонимичен
термину «направления»). К ним относятся (согласно В. В. Болотову):
1) Евтихиане, сторонники константинопольского архимандрита
Евтихия (ок. 378-454). Они
полагали, что о двух природах Иисуса Христа можно говорить лишь до воплощения,
после которого — одно естество, а тело Христа иносущно
остальным человеческим телам. Все прочие монофизитские
течения соглашались с единосущием телесности Иисуса
Христа человеческой телесности. Александрийский патриарх (457-60) монофизит Тимофей Элур (ум. 477)
признавал одну природу во Христе — божественную, считал, что человечность
Христа — это не сущность (о\Уо1<х)
и не природа (фъоц), а таинственный «закон домостроительства
Божия» (убцо^ ошууоцХо^),
доказывая это чудесностью рождения — будь у Христа простое человеческое тело,
Мария не осталась бы «в рождестве и по рождестве девою». 2) Монофизитский
пантеизм Бар-Судаили (5-6 вв.): «вся природа
единосущна с Богом». 3) Севириане и юлианисты. Севир, патриарх
(512-519) Антиохийский (ум. 538 или ок. 543) считал, что Христос единосущен Отцу как Бог и
единосущен людям как человек, однако человечность оказалась соединена с божественностью
после воплощения в одной природе и одной ипостаси. Севир
допускал, что Иисус был совершенным человеком без греха, избавился от тления и
естественных потребностей после воскресения. Юлианисты
презрительно называли севириан «фтартолатрами»
— «тленнопоклонниками» за то, что те поклоняются
Спасителю, непорочное тело которого признают тленным до воскресения. Севириане в ответ называли юлианистов
«афтартодокетами» — «призрачнонетленниками»,
поскольку сторонники Юлиана Галикарнасского (ум. после 518), сближаясь с докетизмом
(учением о кажущемся материальным и плотным теле Иисуса), верили, что
человечность, составившая с божественностью единую природу, должна
освободиться от человеческих ограничений и «немощей», а значит, воскресшее
тело Христа было безгрешным, нетленным, бесстрастным и бессмертным. Позднее
часть юлианистов признала потенциальную тленность
тела Христа при его актуальной нетленности. Т. обр., произошло сближение с севирианами. Современные монофизиты
Яковитской, Коптской, Армянской и Эфиопской церквей
не выходят по своей догматике за рамки севирианско-феодосианской
ветви. (Феодосий — ученик Севира). Юлианисты,
основав свою иерархию, просуществовали как отдельная церковь внутри Коптской
вплоть до 8 в. 4) Последователи Стефана Ниова (6 в.),
юлианиста, отвергавшего различие по соединении
природ. 5) Отпочковавшиеся от севирианства агноиты (фемиститы) — сторонники
учения александрийского диакона Фемистия (6 в.),
согласно которому, раз незнание — не грех, а свойство человеческой ограниченной
природы, Иисус по человечеству действительно не знал того, что не свойственно
знать людям. 6) Выделившиеся из афтартодокетизма (юлиан) актиститы во главе с Аммонием
(6 в.), верившим, что «тело Христово было не просто нетленным, а несотворенным
и невещественным» и ктистолатрии, допускавшие сотворенность тела Христа; 7) Феодосиане
и конониты (тритеиты),
разошедшиеся с ортодоксальным севирианством
по тринитарному вопросу. Кононит Иоанн Филопонос (6 в.), используя равенство понятий «природа» и
«ипостась», заявлял: «В Троице я могу принять столько природ, существ и
божеств, сколько и ипостасей». Конон (как и др. ересиарх
— Евгений) был анафематствован самими александрийскими
монофизитами. 8) Кроме перечисленных,
сушествовал еще целый ряд маргинальных С. м., выросших
из тритеизма (филопониане)
и феодосиаиства (кондовавдиты,
петриты, дамианиты, тетрадиты) и пр.
И. 77. Давыдов