СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ — в ряде христианских конфессий — группа текстов церковного происхож­дения, являющаяся авторитетом наряду со Священным Писанием, дополняющая и разъясняющая Писание. КС. П. в православии относят Символы веры (Никео-Цареградский, Афанасьевский и пр.), Апостольские правила, постановления и правила 7 Вселенских и по­местных соборов, творения Отцов Церкви, древние ли­тургии и пр. В католицизме в С. П. включаются еще ряд текстов, в т. ч. определения последующих Вселенских соборов и распоряжения (буллы) папы римского. От С. П. следует отличать церковное предание, которое не пользуются безусловным авторитетом, поскольку в от­ношении него нет общецерковного согласия. Статус С. П. и его значимость для церкви в разных христиан­ских конфессиях отличаются. В православии и като­лицизме С. П. рассматривается как часть Божественно­го Откровения, необходимая для правильного пони­мания Священного Писания, поскольку иначе нельзя сформировать адекватную экзегетическую традицию. Реформация отвергла значение С. П. как части Откро­вения и авторитета, равного Писанию, настаивая на том, что смыслы Писания должны восприниматься из него самого, а не из других источников. Исходя из это­го, некоторые протестантские церкви принципиально отрицают всякое значение С. П. и считают себя опира­ющимися только на Библию. Однако на практике клас­сический протестантизм фактически сформировал собственное Предание, куда входят основные Симво­лы веры, постановления первых Вселенских соборов, а также труды основных деятелей Реформации и симво­лические книги протестантизма. В целом, протестан­ты рассматривают С. П. как исторический источник, фиксирующий раскрытие библейских смыслов в ис­тории церкви.

О.В. Несмиянова, A.M. Семанов