Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СВОБОДОМЫСЛИЕ в отношении религии —
признание и осуществление права разума на свободное критическое рассмотрение
религии. Существует в рамках С. как более широкого течения мысли, отстаивающего
право на критику существующих порядков и взглядов; тесно связано с понятием свободы
совести. Открытое требование права человека на С. было выдвинуто в европейской
философии Нового времени (Б. Спиноза, Д. Толанд).
Понятия «С.», «свободомыслящий» и соответствующие им термины (в Англии — «free-thinking», «free-thinker»)
получили распространение в странах Европы после появления работы Э. Коллинза
«Рассуждение о свободомыслии, вызванное возникновением и развитием секты,
называемой "Свободомыслящие"» (1713), где он провозгласил: «Свободно
думать о религиозных вопросах является долгом всех людей». Как реальный исторический
феномен культуры С. возникает в древности на основе рационалистических знаний
о мире и человеке. Воспроизводству и распространению С.
способствуют возрастание уровня социальной свободы, духовной культуры,
потребность в обновлении общественных отношений, в обретении разумом
независимости в деле познания мира. Диапазон С.
достаточно широк: критическое отношение к религии может быть явным и скрытым,
поверхностным и обоснованным, безрелигиозным и не
свободным от религиозных элементов. С. существует на стихийном и
теоретическом уровнях; его формы и проявления в культурах разных народов в
разные времена многообразны — от робкого сомнения в справедливости Бога или богов,
разоблачения духовенства и церкви до последовательной критики религии как таковой.
Это — богоборчество, антиклерикализм, скептицизм, гуманизм, религиозный
индифферентизм, пантеизм, деизм, натурализм, материализм, рационализм, ереси,
атеизм и т. д. С. проявлялось и в десакрали- зации, секуляризации религиозных
образов, понятий и сюжетов, которые приобретали нерелигиозный, а иногда и
антирелигиозный смысл. С. обнаруживается в самых разных
сферах духовной деятельности: в народном творчестве, в искусстве и литературе,
в области конкретных знаний о природе и человеке, в философии, в религиоведении
и даже в сочинениях богословов. Основным содержанием С. являются
признание ценности земной жизни, права человека на счастливую посюстороннюю
жизнь, борьба с косностью мышления, религиозным авторитаризмом (см. Авторитаризм религиозный) и догматизмом, с препятствиями
на пути свободного творческого развития человека, защита принципов свободы
совести. Для С. в целом характерна гуманистическая направленность, хотя существуют
и его деструктивные, антигуманные проявления в виде нигилизма. Идеи С.
оказывают воздействие на разрушение отживших и появление новых религий. Так,
идеи античных критиков политеистической религии были использованы христианскими
апологетами для дискредитации политеизма, в борьбе с которым формировалось
новое религиозное учение. Католицизм в 13 в. под влиянием аверроизма внес
новшества, не утратившие своей силы до сих пор, в философское обоснование теологии,
в результате чего появился томизм. С. содействовало и появлению новых течений
внутри господствующей религии: так, протестантской реформации христианства
способствовало европейское С. Средневековья и эпохи
Возрождения. «Либеральная теология» в протестантизме
сформировалась под влиянием идей Просвещения 18 в. Обновленческое движение в
православии 20-х гг. 20 в. стимулировалось распространением антирелигиозных
настроений в советском обществе. С. 20 в. повлияло на секуляризацию
ряда современных богословских учений («безрелигиозное
христианство» Д. Бонхёффера,«теология
революции», сочетавшая идеи христианства и марксизма, «секулярная
теология» Г. Кокса и др.). На протяжении веков С., особенно в его теоретической
форме, опиравшейся на научное знание и свободной от конфессиональных
пристрастий, содействовало объективному постижению религии. Среди
ярких представителей С. в истории культуры — Ван Чун,
Эпикур, Лукреций, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, аль-Бируни, П.
Абеляр, Сигер Брабантский, Боэций Дакийский, У. Оккам, Дж. Бруно, П. Помпонацци, Д. Ванини, Т. Гоббс, Вольтер, Ж.О. де Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, Д. Юм, И. Кант, Л. Фейербах,
К. Маркс и Ф. Энгельс, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, П.Л.
Лавров, Э. Геккель, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, 3. Фрейд, Ф. Ницше, Б. Рассел и
др. Философское осмысление С. восходит к Платону, который выявил признаки
«безбожия», подметил его связь с материалистическими воззрениями, поставил
вопрос о роли атеизма, оценив ее как негативную. Философская теория С. начинает
серьезно разрабатываться с Нового времени, в процессе преодоления односторонне-негативного
подхода к С. со стороны богословов. Позитивная оценка С., в части., атеизма, была обоснована П. Зейлем,
доказывавшим возможность существования атеистического общества, которое не
уступит в нравственном отношении религиозным сообществам. П.Гольбах и С. Марешаль заложили основы типологии неверия, обрисовав
различные, вт. ч.негативные, типы вольнодумцев. Л.Фейербах выявил культурные
основания С., дал сравнительный анализ теизма и атеизма, раскрыл роль С. в
развитии духовной жизни. С. было включено в контекст социального бытия К. Марксом
и Ф. Энгельсом; они выявили закономерный характер С. и соотнесли его с другими
формами духовной деятельности (философией, естествознанием, теологией). В 20
в. исследование С. приобрело систематический и специальный характер. Выходили
монографии, научные статьи, справочные издания. Разрабатывались категории С.,
выявлялись его критерии, закономерности развития, создавалась целостная
картина С. Наиболее известные имена светских исследователей С.-Ф. Маутнер, Д. Лукач, A.B. Луначарский, И.П.
Вороницын, Г. Лей, Б. Данэм, А. Робертсон,
Г.П. Францов, М.И. Шахнович,
Г.М. Лившиц, А.Д. Сухов, А. Новицки, П. Куртц и др. С религиозных позиций осмысливали феномен С.К.
Войтыла, К. Ясперс, А. де Любак,
С.Н. Булгаков, СЛ. Франк, Д. Поспеловский. С.
организовано в национальные и всемирные союзы. Крупнейшие
— Всемирный союз свободомыслящих (ВСС, основан в 1880 в Брюсселе),
Международный гуманистический и этический Союз (МГиЭС,
основан в 1952 в Амстердаме). Содержание их деятельности — критика религии,
антиклерикализм, защита светской морали, гуманизма, борьба за свободу совести,
за светское образование; выступление против войн, эксплуатации человека
человеком. В 1925 был создан Интернационал пролетарских свободомыслящих (ИПС),
куда одно время входил созданный в СССР Союз воинствующих безбожников (СВБ).
Последние полтора десятилетия в странах СНГ снизилась потребность общества в
С., что связано с распадом СССР, резким ухудшением социально-экономического
положения большинства населения, стихийным и целенаправленным (на государственном
уровне) возрождением религии. Однако в России с сер. 90-х гг. 20 в. традиции С.
восстанавливаются. Ныне действуют «Российское гуманистическое общество»,
несколько атеистических групп, — они издают литературу по проблемам религии,
науки, морали и политики.
З.А. Тажуризина