Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СВОБОДОМЫСЛИЕ в отношении религии — при­знание и осуществление права разума на свободное критическое рассмотрение религии. Существует в рам­ках С. как более широкого течения мысли, отстаиваю­щего право на критику существующих порядков и взглядов; тесно связано с понятием свободы совести. Открытое требование права человека на С. было вы­двинуто в европейской философии Нового времени (Б. Спиноза, Д. Толанд). Понятия «С.», «свободомысля­щий» и соответствующие им термины (в Англии — «free-thinking», «free-thinker») получили распростране­ние в странах Европы после появления работы Э. Кол­линза «Рассуждение о свободомыслии, вызванное воз­никновением и развитием секты, называемой "Сво­бодомыслящие"» (1713), где он провозгласил: «Свободно думать о религиозных вопросах является долгом всех людей». Как реальный исторический феномен культу­ры С. возникает в древности на основе рационалисти­ческих знаний о мире и человеке. Воспроизводству и распространению С. способствуют возрастание уровня социальной свободы, духовной культуры, потребность в обновлении общественных отношений, в обретении разумом независимости в деле познания мира. Диапа­зон С. достаточно широк: критическое отношение к религии может быть явным и скрытым, поверхност­ным и обоснованным, безрелигиозным и не свобод­ным от религиозных элементов. С. существует на сти­хийном и теоретическом уровнях; его формы и прояв­ления в культурах разных народов в разные времена многообразны — от робкого сомнения в справедли­вости Бога или богов, разоблачения духовенства и цер­кви до последовательной критики религии как тако­вой. Это — богоборчество, антиклерикализм, скепти­цизм, гуманизм, религиозный индифферентизм, пантеизм, деизм, натурализм, материализм, рациона­лизм, ереси, атеизм и т. д. С. проявлялось и в десакрали- зации, секуляризации религиозных образов, понятий и сюжетов, которые приобретали нерелигиозный, а иног­да и антирелигиозный смысл. С. обнаруживается в са­мых разных сферах духовной деятельности: в народ­ном творчестве, в искусстве и литературе, в области кон­кретных знаний о природе и человеке, в философии, в религиоведении и даже в сочинениях богословов. Ос­новным содержанием С. являются признание ценнос­ти земной жизни, права человека на счастливую посю­стороннюю жизнь, борьба с косностью мышления, ре­лигиозным авторитаризмом (см. Авторитаризм религиозный) и догматизмом, с препятствиями на пути свободного творческого развития человека, защита принципов свободы совести. Для С. в целом характер­на гуманистическая направленность, хотя существуют и его деструктивные, антигуманные проявления в виде нигилизма. Идеи С. оказывают воздействие на разру­шение отживших и появление новых религий. Так, идеи античных критиков политеистической религии были использованы христианскими апологетами для дискредитации политеизма, в борьбе с которым фор­мировалось новое религиозное учение. Католицизм в 13 в. под влиянием аверроизма внес новшества, не утратившие своей силы до сих пор, в философское обо­снование теологии, в результате чего появился томизм. С. содействовало и появлению новых течений внутри господствующей религии: так, протестантской рефор­мации христианства способствовало европейское С. Средневековья и эпохи Возрождения. «Либеральная те­ология» в протестантизме сформировалась под вли­янием идей Просвещения 18 в. Обновленческое дви­жение в православии 20-х гг. 20 в. стимулировалось рас­пространением антирелигиозных настроений в советском обществе. С. 20 в. повлияло на секуляриза­цию ряда современных богословских учений («безре­лигиозное христианство» Д. Бонхёффератеология ре­волюции», сочетавшая идеи христианства и марксизма, «секулярная теология» Г. Кокса и др.). На протяжении веков С., особенно в его теоретической форме, опирав­шейся на научное знание и свободной от конфессио­нальных пристрастий, содействовало объективному постижению религии. Среди ярких представителей С. в истории культуры — Ван Чун, Эпикур, Лукреций, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, аль-Бируни, П. Абеляр, Сигер Брабантский, Боэций Дакийский, У. Оккам, Дж. Бруно, П. Помпонацци, Д. Ванини, Т. Гоббс, Вольтер, Ж.О. де Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, Д. Юм, И. Кант, Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Э. Геккель, Г.В. Плеха­нов, В.И. Ленин, 3. Фрейд, Ф. Ницше, Б. Рассел и др. Фило­софское осмысление С. восходит к Платону, который выявил признаки «безбожия», подметил его связь с ма­териалистическими воззрениями, поставил вопрос о роли атеизма, оценив ее как негативную. Философская теория С. начинает серьезно разрабатываться с Нового времени, в процессе преодоления односторонне-негатив­ного подхода к С. со стороны богословов. Позитивная оценка С., в части., атеизма, была обоснована П. Зейлем, доказывавшим возможность существования атеистиче­ского общества, которое не уступит в нравственном от­ношении религиозным сообществам. П.Гольбах и С. Марешаль заложили основы типологии неверия, об­рисовав различные, вт. ч.негативные, типы вольнодум­цев. Л.Фейербах выявил культурные основания С., дал сравнительный анализ теизма и атеизма, раскрыл роль С. в развитии духовной жизни. С. было включено в кон­текст социального бытия К. Марксом и Ф. Энгельсом; они выявили закономерный характер С. и соотнесли его с другими формами духовной деятельности (фи­лософией, естествознанием, теологией). В 20 в. иссле­дование С. приобрело систематический и специальный характер. Выходили монографии, научные статьи, спра­вочные издания. Разрабатывались категории С., выяв­лялись его критерии, закономерности развития, созда­валась целостная картина С. Наиболее известные име­на светских исследователей С.-Ф. Маутнер, Д. Лукач, A.B. Луначарский, И.П. Вороницын, Г. Лей, Б. Данэм, А. Робертсон, Г.П. Францов, М.И. Шахнович, Г.М. Лив­шиц, А.Д. Сухов, А. Новицки, П. Куртц и др. С религи­озных позиций осмысливали феномен С.К. Войтыла, К. Ясперс, А. де Любак, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк, Д. Поспеловский. С. организовано в национальные и все­мирные союзы. Крупнейшие — Всемирный союз сво­бодомыслящих (ВСС, основан в 1880 в Брюсселе), Международный гуманистический и этический Союз (МГиЭС, основан в 1952 в Амстердаме). Содержание их деятельности — критика религии, антиклерикализм, защита светской морали, гуманизма, борьба за свободу совести, за светское образование; выступление против войн, эксплуатации человека человеком. В 1925 был создан Интернационал пролетарских свободомысля­щих (ИПС), куда одно время входил созданный в СССР Союз воинствующих безбожников (СВБ). Последние полтора десятилетия в странах СНГ снизилась потреб­ность общества в С., что связано с распадом СССР, рез­ким ухудшением социально-экономического положе­ния большинства населения, стихийным и целенаправ­ленным (на государственном уровне) возрождением религии. Однако в России с сер. 90-х гг. 20 в. традиции С. восстанавливаются. Ныне действуют «Российское гуманистическое общество», несколько атеистических групп, — они издают литературу по проблемам рели­гии, науки, морали и политики.

З.А. Тажуризина

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz