Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СВОБОДА
СОВЕСТИ
и СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ —
устойчивые международные термины, обозначающие права и свободы личности,
связанные с наличием религиозных или нерелигиозных убеждений. Свобода совести
включает в себя: право свободно принимать религию или убеждения, право их
изменять и право действовать в соответствии со своими убеждениями. Свобода выбора
отношения к религии означает, что личность имеет возможность самостоятельно,
без внешнего давления, принуждения или угрозы дискриминации или репрессий
определять свое отношение к религии вообще и к конкретной религии. Человек
обладает правом иметь атеистические убеждения, относиться к религиям
индифферентно, нейтрально или же быть последователем той или иной религии. Свобода
изменения убеждений предполагает, что личность вправе свободно менять свои
религиозные или нерелигиозные убеждения. Свобода действовать
в соответствии со своими убеждениями гарантирует личности возможность
воплощать в практике нормы и заповеди того учения, которого она придерживается:
объединяться с единомышленниками (единоверцами), создавая религиозные объединения
или иные формы объединений, совместно отправлять религиозные культы, публично
проповедовать свои взгляды с целью привлечения новых сторонников, оказывать
благотворительную помощь нуждающимся и т. п. Основное содержание понятия
«свобода совести» раскрыто в ряде международных документов, среди
которых Всеобщая декларация прав человека (ст. 18), Международный
пакт о гражданских и политических правах (ст. 18), Европейская
конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 9). Свобода
вероисповедания может рассматриваться как частный случай свободы совести,
поскольку последняя включает в себя как свободу религиозных убеждений, так и
все виды религиозно индифферентных и атеистических убеждений. Свобода
вероисповедания — право человека свободно определять и изменять свои
религиозные убеждения, совершать предписываемые ими ритуалы, обряды и иные
действия, открыто заявлять о своей вере. В современном российском законодательстве
термины «свобода совести» и «свобода вероисповедания» используются обычно как
устойчивое словосочетание. В некоторых международных документах содержание понятия
«свобода совести» раскрывается более детально. Так, в
Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе
религии или убеждений (1981) в статье б говорится, что право на свободу мысли,
совести, религии или убеждений включает, в частности, следующие свободы: а)
отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать
и содержать места для этих целей; Ь) создавать и содержать
соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения; с) производить,
приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и
материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями; Щ писать, выпускать и распространять соответствующие
публикации в этих областях; е) вести преподавание по
вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели; £)
испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые
и иные пожертвования; g) готовить, назначать,
избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно
потребностям и нормам той или иной религии или убеждений; Ь) соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды
в соответствии с предписаниями религии и убеждениями; 1| устанавливать и
поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений
на национальном и международном Уровнях. В российском
законодательстве право на свободу совести закреплено в статье 28 Конституции
РФ, установившей, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода
вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими
любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с
ними». Эта же норма воспроизведена в Федеральном законе «О свободе
совести и о религиозных объединениях* (ст. 3, п. 1). В этой же статье закона
раскрывается еще ряд важных аспектов права на свободу совести: никто не обязан
сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться
принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу
от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других
религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в
обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения,
а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их
родителей или лиц, их заменяющих. Воспрепятствование
осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в т. ч. сопряженное
с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с
их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с
уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких
действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.
Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих
религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам,
которые стали известны ему из исповеди. В международных документах и в
российском законодательстве предусмотрена как недопустимость произвольного
ограничения прав и свобод личности, в т. ч. права на свободу совести, так и
основания для их ограничения. Во Всеобщей декларации прав
человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что права и
свободы могут быть ограничены законом, что и необходимо в демократическом обществе
для обеспечения общественного порядка и безопасности, защиты основных прав и
свобод других лиц. Аналогичное положение содержится в ст. 55 ч. 3 Конституции
РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности» здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
11ри этом в ст. 56 ч. 3, в частности, оговорено, что право на свободу совести
не подлежит ограничению в условиях чрезвычайного положения. Для
реального обеспечения права на свободу совести важное
значение имеет законодательно закрепленный принцип равенства перед
законом религиозных объединений и граждан, независимо от их убеждений и
отношения к религии. Это служит гарантией против дискриминации, преследования
или ограничения законных прав граждан и их объединений в связи с их отношением
к религии. Исторически формирование принципа свободы совести восходит к
веротерпимости и к развитию свободомыслия. Веротерпимость как признание за
личностью права исповедовать любую религию, как терпимое отношение к
религиозному инакомыслию восходит к древнему миру. Идеи веротерпимости и
свободомыслие в течение многих веков отстаивали свое право на существование в
борьбе с религиозной нетерпимостью, догматизмом, претензиями господствующей
церкви или религии на обладание монопольной истиной. Важными вехами в развитии
веротерпимости в Европе стали Реформация и Просвещение. Ожесточенные
религиозные войны, сопровождавшие Реформацию, привели к признанию
необходимости искать способы мирного сосуществования конфессий.
Просвещение 18 в., ускорив процесс секуляризации и возвысив авторитет разума,
во многом способствовало укреплению в обществе веротерпимости и дальнейшему
развитию свободомыслия. Отличительной особенностью царской
России было то, что, с одной стороны, сохранялось привилегированное положение
господствующей церкви и действовали различные ограничения для других вероисповеданий,
но в то же время меры против инакомыслящих были мягкими по сравнению с
европейской инквизицией и религиозными войнами (исключение по массовости и жестокости
составляли только репрессии против старообрядцев). Укрепление начал
веротерпимости, провозглашенное царским манифестом в 1905, и установление
свободы вероисповеданий Временным правительством в 1917 сменились политикой
Советского государства, которая при формально декларированной свободе совести,
по сути, являлась атеистической, направленной на изживание религии из общества.
Подлинная реализация права на свободу совести стала возможна в нашей стране
только после принятия 25 окт. 1990 Закона «О свободе вероисповеданий».
Религиозные организации дают различные оценки принципа свободы совести. В Декларации «О религиозной свободе», принятой II Ватиканским собором (1962-1965), используется термин
«религиозная свобода», которая состоит в том, что никто не должен принуждаться
действовать против своей совести или не лишался возможности действовать, в
справедливых границах, по своей совести, как в частной, так и в общественной
жизни, сам или в сообществе с другими. В «Основах социальной концепции
Русской православной церкви» высказывается мысль о том, что «утверждение
юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом
религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и
фактической индифферентности к делу Церкви и победе над грехом. Но этот
принцип оказывается одним из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющем ей иметь легальный статус
в секулярном государстве и независимость от
инаковерующих или неверующих слоев общества».
М.О. Шахов