СВОБОДА СОВЕСТИ и СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ —

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СВОБОДА СОВЕСТИ и СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕ­ДАНИЯ — устойчивые международные термины, обо­значающие права и свободы личности, связанные с наличием религиозных или нерелигиозных убеждений. Свобода совести включает в себя: право свободно при­нимать религию или убеждения, право их изменять и право действовать в соответствии со своими убежде­ниями. Свобода выбора отношения к религии означа­ет, что личность имеет возможность самостоятельно, без внешнего давления, принуждения или угрозы дис­криминации или репрессий определять свое отноше­ние к религии вообще и к конкретной религии. Чело­век обладает правом иметь атеистические убеждения, относиться к религиям индифферентно, нейтрально или же быть последователем той или иной религии. Свобода изменения убеждений предполагает, что лич­ность вправе свободно менять свои религиозные или нерелигиозные убеждения. Свобода действовать в со­ответствии со своими убеждениями гарантирует лич­ности возможность воплощать в практике нормы и заповеди того учения, которого она придерживается: объединяться с единомышленниками (единоверцами), создавая религиозные объединения или иные формы объединений, совместно отправлять религиозные куль­ты, публично проповедовать свои взгляды с целью привлечения новых сторонников, оказывать благотво­рительную помощь нуждающимся и т. п. Основное содержание понятия «свобода совести» раскрыто в ряде международных документов, среди которых Всеобщая декларация прав человека (ст. 18), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 18), Евро­пейская конвенция о защите прав человека и основ­ных свобод (ст. 9). Свобода вероисповедания может рас­сматриваться как частный случай свободы совести, поскольку последняя включает в себя как свободу ре­лигиозных убеждений, так и все виды религиозно ин­дифферентных и атеистических убеждений. Свобода вероисповедания — право человека свободно опреде­лять и изменять свои религиозные убеждения, совер­шать предписываемые ими ритуалы, обряды и иные действия, открыто заявлять о своей вере. В современном российском законодательстве термины «свобода сове­сти» и «свобода вероисповедания» используются обыч­но как устойчивое словосочетание. В некоторых меж­дународных документах содержание понятия «свобо­да совести» раскрывается более детально. Так, в Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981) в статье б говорится, что право на свободу мыс­ли, совести, религии или убеждений включает, в част­ности, следующие свободы: а) отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и со­здавать и содержать места для этих целей; Ь) создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения; с) производить, приобре­тать и использовать в соответствующем объеме необ­ходимые предметы и материалы, связанные с религи­озными обрядами или обычаями или убеждениями; Щ писать, выпускать и распространять соответствую­щие публикации в этих областях; е) вести преподава­ние по вопросам религии или убеждений в местах, под­ходящих для этой цели; £) испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финан­совые и иные пожертвования; g) готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соот­ветствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений; Ь) со­блюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправ­лять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями; 1| устанавливать и поддерживать свя­зи с отдельными лицами и общинами в области рели­гии и убеждений на национальном и международном Уровнях. В российском законодательстве право на сво­боду совести закреплено в статье 28 Конституции РФ, установившей, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право ис­поведовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свобод­но выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Эта же норма воспроизведена в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях* (ст. 3, п. 1). В этой же статье закона раскрывается еще ряд важных аспектов права на свободу совести: никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отка­зу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и цере­мониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолет­них в религиозные объединения, а также обучение ма­лолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Воспрепятствова­ние осуществлению права на свободу совести и свобо­ду вероисповедания, в т. ч. сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граж­дан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответ­ствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, ос­корбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются. Тай­на исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. В международных докумен­тах и в российском законодательстве предусмотрена как недопустимость произвольного ограничения прав и свобод личности, в т. ч. права на свободу совести, так и основания для их ограничения. Во Всеобщей декла­рации прав человека, Международном пакте о граж­данских и политических правах, Европейской конвен­ции о защите прав человека и основных свобод уста­новлено, что права и свободы могут быть ограничены законом, что и необходимо в демократическом обще­стве для обеспечения общественного порядка и безопасности, защиты основных прав и свобод других лиц. Аналогичное положение содержится в ст. 55 ч. 3 Кон­ституции РФ: «Права и свободы человека и граждани­на могут быть ограничены федеральным законом толь­ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности» здо­ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспе­чения обороны страны и безопасности государства». 11ри этом в ст. 56 ч. 3, в частности, оговорено, что право на свободу совести не подлежит ограничению в усло­виях чрезвычайного положения. Для реального обес­печения права на свободу совести важное значение имеет законодательно закрепленный принцип равен­ства перед законом религиозных объединений и граж­дан, независимо от их убеждений и отношения к рели­гии. Это служит гарантией против дискриминации, пре­следования или ограничения законных прав граждан и их объединений в связи с их отношением к религии. Исторически формирование принципа свободы сове­сти восходит к веротерпимости и к развитию свободо­мыслия. Веротерпимость как признание за личностью права исповедовать любую религию, как терпимое от­ношение к религиозному инакомыслию восходит к древнему миру. Идеи веротерпимости и свободомыс­лие в течение многих веков отстаивали свое право на существование в борьбе с религиозной нетерпимос­тью, догматизмом, претензиями господствующей цер­кви или религии на обладание монопольной истиной. Важными вехами в развитии веротерпимости в Евро­пе стали Реформация и Просвещение. Ожесточенные религиозные войны, сопровождавшие Реформацию, при­вели к признанию необходимости искать способы мир­ного сосуществования конфессий. Просвещение 18 в., ускорив процесс секуляризации и возвысив авторитет разума, во многом способствовало укреплению в об­ществе веротерпимости и дальнейшему развитию сво­бодомыслия. Отличительной особенностью царской России было то, что, с одной стороны, сохранялось при­вилегированное положение господствующей церкви и действовали различные ограничения для других ве­роисповеданий, но в то же время меры против инако­мыслящих были мягкими по сравнению с европейс­кой инквизицией и религиозными войнами (исключе­ние по массовости и жестокости составляли только репрессии против старообрядцев). Укрепление начал веротерпимости, провозглашенное царским манифес­том в 1905, и установление свободы вероисповеданий Временным правительством в 1917 сменились поли­тикой Советского государства, которая при формаль­но декларированной свободе совести, по сути, являлась атеистической, направленной на изживание религии из общества. Подлинная реализация права на свободу совести стала возможна в нашей стране только после принятия 25 окт. 1990 Закона «О свободе вероиспове­даний». Религиозные организации дают различные оценки принципа свободы совести. В Декларации «О религиозной свободе», принятой II Ватиканским со­бором (1962-1965), используется термин «религиозная свобода», которая состоит в том, что никто не должен принуждаться действовать против своей совести или не лишался возможности действовать, в справедливых границах, по своей совести, как в частной, так и в обще­ственной жизни, сам или в сообществе с другими. В «Основах социальной концепции Русской православ­ной церкви» высказывается мысль о том, что «утверж­дение юридического принципа свободы совести сви­детельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической ин­дифферентности к делу Церкви и победе над грехом. Но этот принцип оказывается одним из средств суще­ствования Церкви в безрелигиозном мире, позволяю­щем ей иметь легальный статус в секулярном государ­стве и независимость от инаковерующих или неверу­ющих слоев общества».

М.О. Шахов