Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СВЕТСКОЕ
ГОСУДАРСТВО
— государство, в котором не существует официальной, государственной религии и
ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Ни одна
религия, ее каноны и ни одно религиозное объединение не вправе оказывать
влияние на государственный строй, деятельность государственных органов власти
и управления, на систему государственного образования. С. г. нейтрально по
отношению к религии, не принимает какой либо мировоззренческой
системы в качестве официальной идеологии, а в своей законотворческой деятельности
и практической политике не исходит из предписаний какой-либо религии,
предоставляя гражданам возможность свободно делать мировоззренческий или
вероисповедный выбор. Светский характер государства гарантируется, как
правило, путем отделения религиозных объединений от государства и системы государственного
и муниципального образования от религиозных объединений. Исторически понятие
«светские власти» появилось раньше, и оно шире по содержанию, чем понятие «С.
г.», в котором действует принцип отделения религиозных объединений от государства.
Католического или православного монарха и соответствующие органы власти и
управления также было принято именовать «светской властью» в отличие от
церковных властей, церковной иерархии (см. Иерархия
церковная). В ходе процесса секуляризации ряд европейских стран, в которых и
поныне формально существует государственная церковь, по мере выравнивания правового
и фактического положения различных конфессий все
более приближаются к светскому типу государства (напр., Великобритания,
Швеция). В Российской Федерации светский характер государства закреплен в ст.
14 Конституции РФ. В соответствии с конституционным
принципом отделения религиозных объединений от государства государство не
вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной
принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в
соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести
и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные
объединения выполнение функций органов государственной власти, других
государственных органов, государственных учреждений и органов местного
самоуправления. В частности, религиозные организации не занимаются регистрацией
актов гражданского состояния (рождение, брак, смерть). Государство не
вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит
закону и обеспечивает светский характер об- разования в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях. Это означает исключительную прерогативу
государства в организации государственной и муниципальной системы образования,
в определении направленности и содержания этого образования и недопустимость
вмешательства религиозных организаций в этот процесс. Религиозное образование
и пропаганда вероучений вынесены за пределы деятельности светской школы.
Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами
и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других
государственных органов и органов местного самоуправления, а также
военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования
того или иного отношения к религии. Светский характер государства не
препятствует тому, чтобы оно предоставляло некоторые виды поддержки социально
значимой деятельности религиозных организаций. Государство
регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот,
оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в
реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками
истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных
дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями
в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
В свою очередь, религиозные объединения создаются и осуществляют свою
деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и
институциональной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал
согласно своим собственным установлениям. Государство не утверждает и не
согласовывает назначение руководителей и персонала религиозных объединений.
Религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти
и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических
партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.
Это, однако, не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений
участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства,
выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления,
деятельности политических партий, политических движений и других общественных
объединений.
М.О. Шахов