Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
САКРАЛЬНЫЙ
ОБРАЗ,
Священный образ — комплекс представлений о чувственно-конкретной, индивидуальной
форме существования святого сакрального. В С. о.
свойственные религиозным культурам представления о святым претворяются в
чувственно доступные формы. Так, напр., в религии древних славян (см.
Древнеславянская религия) представление о святости земли как животворящего
начала обретали женственно-материнские черты (Мать-земля, Мать-сыра земля). Структуру С
о., как и всякого образа вообще, образуют: 1) чувственно воспринимаемые
признаки (визуальные, слуховые, тактильные и др.), формирующие иконический аспект С. о., его «облик»; 2) идейное и
эмоциональное содержание. Каждый из компонентов играет важную роль, а в своем
взаимодействии они задают общий религиозный смысл С. о. Посредством С. о.
религиозное сознание конкретизирует идею присутствия святого или его
манифестации (иерофании, теофании),
придавая идее святого предметность. Б каждой религиозной культуре существует
две основные категории С. о Л) С.о.. непосредственно являющие священные
сущности (субстанциональные С о.), обычно такие С о.
выступают как образы боге» или Бога. В православии русском
понятие С. о. в значении образа Бога синонимично понятию, обозначающему визуальное
изображение Бога, святых на иконах, щ С. о., которые
лишь указывают на бытие священных первоначал (несубстанциональные
С о.): напр., в христианстве образ креста указывает на Иисуса Христа, на
чудесную победу жизни над смертью; индуистская мандала
(см. Индуизм) манифестирует высшую реальность и божество как центр мироздания;
мантра, вербальный С о.,
есть инкарнация божественной энергии. Относящиеся к
последней, категории С. о. могут быть представлены в религиозных культурах как
сакральные символы. Субстанциональные С о. в одних религиозных
традициях наделены отчетливыми личностными чертами (таков, напр., образ Иисуса
Христа), в других могут быть представлены как безличное начало, к которому
неприложимы умопостигаемые атрибуты (так в ранних упанишадах трактуется Брахман
— «не это, не это, ибо не существует другого обозначения, кроме «не это», Брихадараньяка-упанишада II .3.6). Некоторые С. о», особенно
на начальных ступенях существования, сочетают в себе персонифицированные и неперсонифицированные признаки (так, в ведийской религии Агни
— личный Бог и одновременно — священный огонь). В тех культурах, где
предпочтение отдается личной трактовке С о., сознание
склонно облекать их в формы небесных светил, других природных объектов, либо
наделять зооморфным, таратоморфным обликом или, как
чаще случается, антропоморфным видом. Персонифицированный С
о. наделяется индивидуальной судьбой, изложение которой развертывается как
мифологическое повествование, священная история. С. о., описание
которого разворачивается религиозным сознанием как повествование, нарратив, становится ключевым феноменом мифологического
творчества, ядром, вокруг которого формируется особая мифологическая композиция
со своим героем и сюжетом. Противоположная тенденция религиозного сознания,
тяготеющая к минимизации в С о. конкретных, умопостигаемых
признаков («Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый», Ис. 40.25), развита в
религиозных культурах в апофатическом богословии, которое создает парадоксальный
безобразный С. о. (см. Брахман, Псевдо-Дионисий Ареопагит). В некоторых религиях (иудаизм, ислам и др.)
существуют строгие ограничения на воспроизведение С. о. в тех или иных формах.
Напр., в исламе действует запрет на визуальные изображения Аллаха.С. о. придают вероучительным
идеям наглядность и задают религиозному сознанию нормативные образцы, служат
сильнейшим стимулом религиозных переживаний и центром религиозного опыта. Они
выступают средоточием ритуала, замыкая на себе важнейшие священнодействия. Древнейшие С. о. запечатлены в произведениях палеолитического
искусства — в скульптурах, барельефах, наскальных рисунках (петроглифах).
Б культурной истории человечества С.о. на протяжении
длительного времени играли доминирующую роль при построении картины мира,
мифологических представлений, этических и эстетических норм, философских
учений. Они были одним из главных объектов искусства, в котором божественные
первообразы претворялись в художественно выразительные формы. В 20 в. традиционные С. о. были подвергнуты целенаправленному
разрушительному воздействию со стороны новых культурных формаций (прежде всего
— постмодернизма), а также светских идеологий (марксизма-ленинизма, нацизма,
этатизма и др.) и новых религиозных движений. В западное (европейское)
культурное сознание взамен традиционных С. о. христианства внедряются образы
политических вождей, религиозных лидеров новых культов и прочих претендентов
на духовную власть, чьи образы призваны составить основу для новой социальной
мифологии и современного язычества.
А.Л. Забияко