Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО, Социальное христианское движение – общее название
ряда течений и школ, возникших и сформировавшихся в 19 в. в странах Зап. Европы в рамках католицизма и протестантизма. С. х.
выступало и выступает как религиозное истолкование актуальных социальных
проблем на основе христианской теологии, философии, этики и социологии.
Понятие «С. х.» впервые появилось во Франции в 20-30-х гг. 19 в. в форме
«социального католицизма» – движения, которое, в отличие от традиционного
христианского милосердия по отношению к обездоленным,
выступило с предложением определенных социальных реформ в целях решения
социальных конфликтов. Основными критериями движения, именовавшегося
«социальным католицизмом», были: осознание факта существования «социального
вопроса» (названного впоследствии папой римским Львом XIII в энциклике «Яешш поуагит», 1891 «рабочим
вопросом»), теоретическая разработка условий его решения, конкретные попытки
осуществить их на практике в виде создания католических производственных
объединений, кредитных касс и сельскохозяйственных товариществ. Будучи неоднородным
движением, «социальный католицизм» включал в себя три основных направления:
консервативное, либераль- но-демократическое и
христианско-социалистическое (христианский социализм). Консервативное направление
в «социальном католицизме» развивали в Германии епископ г.
Майнца Вильгельм Эммануэль фон Кеттелер (1811-1877) и
создатель первых производственных католических объединений, возглавляемых
священниками, Адольф Кольпинг (1813-1865), в Австрии
– ученик Кеттелера барон Карл фон Фогельзанг
(1818-1890). Воззрения наиболее видного представителя консервативного крыла в
«социальном католицизме» Кеттелера на организацию
общества базировались на томизме. По сути, он первым, реанимируя в 19 в.
томизм, проложил дорогу для неотомизма в рамках «социального католицизма», а
затем и для социальной доктрины католической церкви. Кеттелер
был непримиримым противником многих буржуазных либеральных и демократических
идей. Ведущую роль в упорядочении экономики, в улучшении положения трудящихся
и в возвышении достоинства личности Кеттелер отводил
религии. Его программа сводилась к расширению социальной деятельности церкви и
критике социалистической идеи обобществления частной собственности. Частная
собственность, согласно его учению, является требованием и правом
«естественного порядка». Данное право в принципе является правом пользования, т.
к. подлинным властителем всех благ является только Бог. Так что в определенном
смысле, поучал епископ, люди могут считать все блага общими. Но это ни в коем
случае не означает, что одни люди могут посягать на собственность других, принцип
«всеобщности» благ должен выражаться прежде всего в
осознании юридическими владельцами собственности реальности этого принципа, в
необходимости их социальной ответственности перед трудящимися и в
благотворительности. В вопросах политического устройства Кеттелер
и его последователи были противниками монархии и любой централизации власти.
Однако их не устраивала и буржуазная демократия. Чисто механическому, по их
мнению, «представительству народа» в государственных институтах и учреждениях,
которое якобы имеет место при капитализме, Кеттелер и
его сторонники противопоставляли «естественное представительство», основанное
на контролируемом церковью учете интересов всех профессий и корпораций. В этой
связи они выступали за перестройку общества на цеховой и корпоративной основе;
для всех представителей рассматриваемого направления была присуща идеализация
средневековых цехов. Необходимость церковного вмешательства в дела общества и
государства Кеттелер обосновывал религиозно-моральными
мотивами, т. к. главную причину всех пороков современной ему организации
общественной жизни он усматривал в упадке религии и морали. Либерально-
демократическое направление в «социальном католицизме» (Шарль де Кокс,
Фредерик Озанам и другие) сформировалось во Франции
после восстания лионских ткачей ( 1831) и
революционного выступления парижских рабочих ( 1832). Ядро этого направления
группировалось вокруг журнала «U Avenir» («Будущее»),Основной целью журнала его издатели объявили борьбу за
отмежевание Церкви от монархии и «примирение» ее с той новой Европой, которая
возникла после Великой французской революции. Они выступали также с
требованиями отделения церкви от государства и даже аннулирования конкордата и
тех привилегий, которые он гарантировал французскому духовенству. Наряду с этим
издатели «L'Avenir» и их сторонники пытались обосновать
необходимость позитивного отношения церкви к республике, к либерализму,
«примирить» идеи буржуазной демократии с христианством. Озанам
в своих произведениях затрагивал вопросы заработной платы рабочих, которая, не
соответствуя требованиям справедливости, является причиной нужды и недовольства
трудящихся. Для исправления положения он предлагал гармонично сочетать контроль
со стороны государства с деятельностью «свободных производственных товариществ»,
в которые должны войти все рабочие. Озанам считал
буржуазную демократию вершиной политического развития общества и полагал, что
отдельные ее изъяны устранит христианизация народных масс, благотворно
способствуя их примирению с миром капитала. В отличие от официальной линии
церкви он, хотя и признавал частную собственность реальной необходимостью, тем
не менее не считал ее вытекающей из естественного
права. Отдельные идеи, провозглашавшиеся либерально-демократическим
направлением в «социальном католицизме», были по тем временам достаточно
смелыми. После осуждения идей либеральной демократии папой Григорием XVI в
энциклике «Mirari vos»
(«Удивляющий вас», 1832) журнал «L'Avenir» прекратил
свое существование. Не признанный церковью при жизни, лидер христианских
либеральных демократов Озанам был «реабилитирован»
католической иерархией в 20 в.; в 1923 Ватикан объявил о начале процесса по его
беатификаци, а в 1959 папа Иоанн
XXIII торжественно провозгласил о начале процесса по его канонизации. Христианско-социалистическое направление (христианский социализм) в
«социальном католицизме» возникло в 20-30-х гг. 19 в. во Франции. Видные
его представители – Ф. Ламенне (1782-1854) и Ж.Ф. Бюше (1796-1865). В 1823 Ламенне
в журнале «Drapeau Blanc»
(«Белое знамя») опубликовал свою первую статью, в которой с позиций
христианского социализма критиковал «злоупотребления» капитализма. Критика
буржуазного строя была непоследовательной, как, впрочем, и позиция самого
автора. В разное время он менял свои взгляды: вначале увлекался идеями Руссо,
затем стал монархистом и правоверным католиком, а в конечном итоге порвал с
католицизмом и перешел на позиции светского либерализма. Более
последовательным представителем христианско-социалистического направления был Бюше; Ламенне лишь инспирировал
своими статьями данное направление. Все представители христианского
социализма базировали свои концепции на идеях угопического
социализма Сен-Симона и Фурье, стремясь соединить их с Евангелием и догматами
церкви; в то же время они отмежевывались от взглядов Оуэна, поскольку концепция
преобразования капиталистического общества посредством ликвидации частной
собственности явно не вмещалась в рамки предполагаемой модели общественного
устройства. Основные пороки капитализма, по мнению Бюше
и его сторонников, заключаются в несправедливых производственных отношениях,
прежде всего отношениях распределения. Восстановить справедливость, считали
они, можно путем допущения рабочих к участию в прибылях предприятий, а также
через создание производственных объединений крестьян, ремесленников, рабочих.
В таких объединениях Бюше видел не только средство
экономического переустройства общества, но и фактор морального обновления
человека. Кружки производителей, верил он, искоренят эгоизм, разовьют в людях
чувства солидарности и любви, что, в понимании Бюше,
являлось обязательным условием прогресса. В целом христианский социализм в
католической среде был очень неоднородным, зачастую он собирал под свои знамена
немало мелкобуржуазных элементов, наносивших вред рабочему движению своей
раскольнической деятельностью. Идеи христианского социализма получили
определенное развитие и в протестантизме. В Зап.
Европе они развивались с нач. 20 в. X. Блумхардтом в Германии и X. Куттером и Л. Рагацом в Швейцарии. Первый период становления этого течения
характеризовался не столько попытками теоретического согласования социальных
принципов социализма и христианства, сколько критикой с позиций христианства
общественного неравенства во имя библейского призыва к справедливости и
братству. По убеждению представителей протестантского социализма, этот призыв
требует от христиан активной ангажированности в социальную проблематику,
особенно там, где речь идет о пролетариате, причем не
только в русле благотворительности, но и непосредственной политической
деятельности. Апогей протестантского варианта социализма в Европе пришелся на
период 1918- 1932 – именно в это время возникли региональные общества христианских
социалистов. Их общим периодическим изданием стал «Der
Religiцse Sozialist», специализировавшийся в основном на
теологическом и этическом обосновании идей христианского социализма.
Своеобразный вариант С. х. как либерального течения в американском
протестантизме выразился в концепции «социального евангелизма»
баптистского священника и теолога У. Раушенбуша
(1861-1918). Его взгляды формировались под влиянием реформационных идей и
движений кон. 19 – нач. 20 вв. В своей книге
«Христианство и социальный кризис» (1907) Раушенбуш
подверг критике социальные последствия капиталистического развития и поставил
вопрос о внутрицерковном движении, направленном на
реформу общества и достижение главной цели – построения Царства Божьего на земле.
Идеи «социального евангелизма»
играют определенную роль в современной социальной и духовной жизни США,
поддерживая либеральную традицию в американском протестантизме. С. х. послужило
основой для создания ряда официальных церковных социальных доктрин –
универсальной социальной доктрины католической церкви, а в Российской Федерации
– социальных доктрин евангельских христиан-баптистов (см. Баптизм),
адвентистов седьмого дня (см. Адвентисты), пятидесятников (см. Пятидесятничество) и др. в нач.
21 в.
Ф.Г. Овсиенко