СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО, Социальное хри­стианское движение – общее название ряда течений и школ, возникших и сформировавшихся в 19 в. в стра­нах Зап. Европы в рамках католицизма и протестан­тизма. С. х. выступало и выступает как религиозное истолкование актуальных социальных проблем на ос­нове христианской теологии, философии, этики и со­циологии. Понятие «С. х.» впервые появилось во Франции в 20-30-х гг. 19 в. в форме «социального ка­толицизма» – движения, которое, в отличие от тра­диционного христианского милосердия по отноше­нию к обездоленным, выступило с предложением определенных социальных реформ в целях решения социальных конфликтов. Основными критериями движения, именовавшегося «социальным католициз­мом», были: осознание факта существования «социаль­ного вопроса» (названного впоследствии папой рим­ским Львом XIII в энциклике «Яешш поуагит», 1891 «рабочим вопросом»), теоретическая разработка усло­вий его решения, конкретные попытки осуществить их на практике в виде создания католических произ­водственных объединений, кредитных касс и сельско­хозяйственных товариществ. Будучи неоднородным движением, «социальный католицизм» включал в себя три основных направления: консервативное, либераль- но-демократическое и христианско-социалистическое (христианский социализм). Консервативное направле­ние в «социальном католицизме» развивали в Герма­нии епископ г. Майнца Вильгельм Эммануэль фон Кеттелер (1811-1877) и создатель первых производствен­ных католических объединений, возглавляемых священниками, Адольф Кольпинг (1813-1865), в Ав­стрии – ученик Кеттелера барон Карл фон Фогельзанг (1818-1890). Воззрения наиболее видного представи­теля консервативного крыла в «социальном католициз­ме» Кеттелера на организацию общества базировались на томизме. По сути, он первым, реанимируя в 19 в. томизм, проложил дорогу для неотомизма в рамках «со­циального католицизма», а затем и для социальной доктрины католической церкви. Кеттелер был непри­миримым противником многих буржуазных либераль­ных и демократических идей. Ведущую роль в упоря­дочении экономики, в улучшении положения трудя­щихся и в возвышении достоинства личности Кеттелер отводил религии. Его программа сводилась к расши­рению социальной деятельности церкви и критике со­циалистической идеи обобществления частной соб­ственности. Частная собственность, согласно его уче­нию, является требованием и правом «естественного порядка». Данное право в принципе является правом пользования, т. к. подлинным властителем всех благ является только Бог. Так что в определенном смысле, поучал епископ, люди могут считать все блага общими. Но это ни в коем случае не означает, что одни люди могут посягать на собственность других, принцип «все­общности» благ должен выражаться прежде всего в осознании юридическими владельцами собственнос­ти реальности этого принципа, в необходимости их социальной ответственности перед трудящимися и в благотворительности. В вопросах политического устройства Кеттелер и его последователи были против­никами монархии и любой централизации власти. Од­нако их не устраивала и буржуазная демократия. Чисто механическому, по их мнению, «представительству на­рода» в государственных институтах и учреждениях, которое якобы имеет место при капитализме, Кеттелер и его сторонники противопоставляли «естественное представительство», основанное на контролируемом церковью учете интересов всех профессий и корпора­ций. В этой связи они выступали за перестройку об­щества на цеховой и корпоративной основе; для всех представителей рассматриваемого направления была присуща идеализация средневековых цехов. Необхо­димость церковного вмешательства в дела общества и государства Кеттелер обосновывал религиозно-мораль­ными мотивами, т. к. главную причину всех пороков современной ему организации общественной жизни он усматривал в упадке религии и морали. Либерально- демократическое направление в «социальном католи­цизме» (Шарль де Кокс, Фредерик Озанам и другие) сформировалось во Франции после восстания лионс­ких ткачей ( 1831) и революционного выступления па­рижских рабочих ( 1832). Ядро этого направления груп­пировалось вокруг журнала «U Avenir» («Будущее»)с­новной целью журнала его издатели объявили борьбу за отмежевание Церкви от монархии и «примирение» ее с той новой Европой, которая возникла после Вели­кой французской революции. Они выступали также с требованиями отделения церкви от государства и даже аннулирования конкордата и тех привилегий, которые он гарантировал французскому духовенству. Наряду с этим издатели «L'Avenir» и их сторонники пытались обосновать необходимость позитивного отношения церкви к республике, к либерализму, «примирить» идеи буржуазной демократии с христианством. Озанам в своих произведениях затрагивал вопросы заработной платы рабочих, которая, не соответствуя требованиям справедливости, является причиной нужды и недо­вольства трудящихся. Для исправления положения он предлагал гармонично сочетать контроль со стороны государства с деятельностью «свободных производ­ственных товариществ», в которые должны войти все рабочие. Озанам считал буржуазную демократию вер­шиной политического развития общества и полагал, что отдельные ее изъяны устранит христианизация народных масс, благотворно способствуя их примире­нию с миром капитала. В отличие от официальной ли­нии церкви он, хотя и признавал частную собствен­ность реальной необходимостью, тем не менее не счи­тал ее вытекающей из естественного права. Отдельные идеи, провозглашавшиеся либерально-демократическим направлением в «социальном католицизме», были по тем временам достаточно смелыми. После осужде­ния идей либеральной демократии папой Григорием XVI в энциклике «Mirari vos» («Удивляющий вас», 1832) журнал «L'Avenir» прекратил свое существова­ние. Не признанный церковью при жизни, лидер хри­стианских либеральных демократов Озанам был «ре­абилитирован» католической иерархией в 20 в.; в 1923 Ватикан объявил о начале процесса по его беатификаци, а в 1959 папа Иоанн XXIII торжественно провоз­гласил о начале процесса по его канонизации. Христианско-социалистическое направление (христианский социализм) в «социальном католицизме» возникло в 20-30-х гг. 19 в. во Франции. Видные его представите­ли – Ф. Ламенне (1782-1854) и Ж.Ф. Бюше (1796-1865). В 1823 Ламенне в журнале «Drapeau Blanc» («Белое зна­мя») опубликовал свою первую статью, в которой с по­зиций христианского социализма критиковал «зло­употребления» капитализма. Критика буржуазного строя была непоследовательной, как, впрочем, и пози­ция самого автора. В разное время он менял свои взгля­ды: вначале увлекался идеями Руссо, затем стал монар­хистом и правоверным католиком, а в конечном итоге порвал с католицизмом и перешел на позиции светс­кого либерализма. Более последовательным предста­вителем христианско-социалистического направления был Бюше; Ламенне лишь инспирировал своими ста­тьями данное направление. Все представители христи­анского социализма базировали свои концепции на идеях угопического социализма Сен-Симона и Фурье, стремясь соединить их с Евангелием и догматами цер­кви; в то же время они отмежевывались от взглядов Оуэна, поскольку концепция преобразования капита­листического общества посредством ликвидации част­ной собственности явно не вмещалась в рамки пред­полагаемой модели общественного устройства. Основ­ные пороки капитализма, по мнению Бюше и его сторонников, заключаются в несправедливых произ­водственных отношениях, прежде всего отношениях распределения. Восстановить справедливость, считали они, можно путем допущения рабочих к участию в при­былях предприятий, а также через создание производ­ственных объединений крестьян, ремесленников, ра­бочих. В таких объединениях Бюше видел не только средство экономического переустройства общества, но и фактор морального обновления человека. Кружки производителей, верил он, искоренят эгоизм, разовьют в людях чувства солидарности и любви, что, в понима­нии Бюше, являлось обязательным условием прогрес­са. В целом христианский социализм в католической среде был очень неоднородным, зачастую он собирал под свои знамена немало мелкобуржуазных элементов, наносивших вред рабочему движению своей расколь­нической деятельностью. Идеи христианского социа­лизма получили определенное развитие и в протестан­тизме. В Зап. Европе они развивались с нач. 20 в. X. Блумхардтом в Германии и X. Куттером и Л. Рагацом в Швейцарии. Первый период становления этого тече­ния характеризовался не столько попытками теорети­ческого согласования социальных принципов социа­лизма и христианства, сколько критикой с позиций христианства общественного неравенства во имя биб­лейского призыва к справедливости и братству. По убеждению представителей протестантского социализ­ма, этот призыв требует от христиан активной ангажи­рованности в социальную проблематику, особенно там, где речь идет о пролетариате, причем не только в русле благотворительности, но и непосредственной полити­ческой деятельности. Апогей протестантского вариан­та социализма в Европе пришелся на период 1918- 1932 – именно в это время возникли региональные общества христианских социалистов. Их общим пе­риодическим изданием стал «Der Religiцse Sozialist», специализировавшийся в основном на теологическом и этическом обосновании идей христианского социа­лизма. Своеобразный вариант С. х. как либерального течения в американском протестантизме выразился в концепции «социального евангелизма» баптистского священника и теолога У. Раушенбуша (1861-1918). Его взгляды формировались под влиянием реформационных идей и движений кон. 19 – нач. 20 вв. В своей книге «Христианство и социальный кризис» (1907) Раушенбуш подверг критике социальные последствия капиталистического развития и поставил вопрос о внутрицерковном движении, направленном на рефор­му общества и достижение главной цели – построе­ния Царства Божьего на земле. Идеи «социального евангелизма» играют определенную роль в современ­ной социальной и духовной жизни США, поддержи­вая либеральную традицию в американском протес­тантизме. С. х. послужило основой для создания ряда официальных церковных социальных доктрин – универсальной социальной доктрины католической церкви, а в Российской Федерации – социальных док­трин евангельских христиан-баптистов (см. Баптизм), адвентистов седьмого дня (см. Адвентисты), пятиде­сятников (см. Пятидесятничество) и др. в нач. 21 в.

Ф.Г. Овсиенко