СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ – Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ – совокупность знаний о религиозном поведении человека как социальном дей­ствии и религиозных образованиях как компонентах социальной системы. Будучи отраслью социологии, С р. является эмпирической наукой, цель которой создание теории, объясняющей религию в качестве социального феномена; предмет С. р. – религиозные группы и ин­ституты в их возникновении, функционировании и трансформациях, включая процессы распада и гибели, т. е. религиозное поведение и взаимодействие людей в группах и в отношениях между группами. Централь­ная тема С.р. – взаимодействие между религией и об­ществом: влияние др. форм социального поведения людей на их религиозное поведение и, в свою очередь, последствия религиозного поведения для более широ­ких социальных групп и в целом обществ, к которым они принадлежат; степень дифференциации религиоз­ной подсистемы от других форм социальной организа­ции, ее возможности в качестве фактора социальной ин­теграции и дезинтеграции, социальных изменений, преодоления кризисных ситуаций. С. р. применяет со­циологические подходы и рассматривает религиозный феномен под специфическим углом зрения, а имен­но – объяснения религиозного социальным. Этот подход правомерен настолько, насколько религия пред­ставляет собой социальный феномен, и в той мере, в какой социологическое объяснение не претендует на единственно возможное и исчерпывающее объясне­ние религии (в противоположность т. наэ. «социоло­гизму»). С. р. относится к области религиоведческих наук (наряду с психологией религии, историей религий и др.). Современная С. р. – многоуровневая система зна­ний о религии, включающая огромный массив эмпи­рических знаний, их систематизацию и интерпретацию как в многочисленных специальных и частных теори­ях, так и на общесоциологическом и метатеоретическом уровнях. Она включает ряд самостоятельных на­правлений и научных школ, представляющих религию в разных теоретических перспективах и ведущих ис­следования в разных направлениях и областях. Общие для разных направлений и школ С. р. подходы опре­деляются фундаментальными методологическими принципами научного анализа реальности: опорой на эмпирические данные и объективностью их интер­претации. Для социолога религия – это доступное наблюдению поведение людей: то, что они говорят и делают, т. е. то, что можно увидеть и зафиксировать в качестве эмпирически данного, как материал для по­следующего теоретического анализа и обобщения, ко­торый доступен проверке и может быть подтвержден или опровергнут. Это значит, что С. р. не занимается исследованием объекта, на который субъективно на­правлены религиозная вера и поведение верующего: Бог, трансцендентное, сверхъестественное не входят в предмет научных исследоваваний социолога. Для С. р. как науки о религии сам факт существования религии не связан с обязательным признанием истинности ис­ходного постулата религиозной веры о существовании Бога или богов. В отличие от теологии, С. р. обходится без этого допущения: ее предметом является религия как социальный, т. е. человеческий, феномен в той мере, в какой она может и должна быть объяснена на языке науки, изучающей поведение и отношения людей в обществе. С. р. интересуют не сами по себе религиоз­ные верования, их истинность или ложность, а их связь с системой социальных институтов, статусов и ролей, с образом мыслей и стилем жизни больших или мень­ших социальных групп в тех или иных исторически определенных обществах. В ходе своего развития С. р. расширяет шаг за шагом область своих исследований. Среди них важнейшие: религия и социальный поря­док, интеграция и стабильность общества; религия как источник социальных изменений; типы религиозных сообществ и типология религиозных организаций; религия и социальный конфликт; эволюция религи­озных институтов общества и их влияние на соци­альную стратификацию, на экономическое поведение, на способы легитимации и сакрализации политической власти, на семейно-брачные отношения, на процесс модернизации и развитие современных обществ, вклю­чая секуляризацию и модернизацию самого религиоз­ного института, распад традиционной религиозной картины мира в индустриальном и постиндустриаль­ном обществах, развитие религиозного индивидуализ­ма и плюрализма, религиозный фундаментализм как реакция на расшатывание традиционных устоев жиз­ни и стандарты традиционного религиозного поведе­ния. Опыт «религиозной социологии» с присущим ей религиозным отношением исследователя к объекту исследования, наглядно показал границу, разделяющую теологию с социологией. Опыт марксистской С. р. так­же убедительно подтверждает, что научное знание о религии невозможно и в рамках ангажированного ан­тирелигиозного подхода: в советском религиоведении религия рассматривалась как «пережиток прошлого», как чуждый социалистическому обществу феномен, не имеющий в самом этом обществе социальных корней. Т. обр., «религиозная социология» и «научный атеизм» сошлись в том, что вынесли религию за пределы соб­ственно социологического рассмотрения. Как научная дисциплина С. р. возникла в 19 в. в тесной связи с таки­ми областями знания как история, антропология и ре­лигиоведение. Дифференциация религиозного и свет­ского, процессы перестройки европейского общества, которые знаменовали переход от Средневековья к Но­вому времени, привели к кардинальному изменению характера вовлеченности религии и церкви в мирские дела в сфере экономики, политики и культуры. Про­буждается стремление понять, как действительно устроено и устраивает свои дела общество, вместо при­вычного обоснования заранее заданной теологией т. зр. на эти вещи. В ходе Реформации «видимая церковь» стала мыслиться протестантскими теологами как че­ловеческое объединение. В результате всех этих пере­мен был открыт путь к научному исследованию как общества, так и религии. С. р. возникает в контексте преодоления теологической и становления научной картины общества, в более широком плане – склады­вающейся начиная с Возрождения новой европейской культуры, открытия мира в эпоху Великих географи­ческих открытий, когда традиционный образ жизни и религия перестают восприниматься как само собой ра­зумеющиеся и единственно возможные, становятся проблематичными, общественная жизнь, ее устройство сообразно человеческим потребностям и интересам предстает как задача, решаемая самим обществом. С. р. как научная дисциплина складывалась в ходе разви­тия социологии и была представлена такими именами, как О. Конт, давший имя новой науке, К. Маркс, Г. Спен­сер, заложившие основы С. р., Э. Дюркгейм, М Вебер, Б. Малиновский, во многом определившие главные на­правления развития С. р.: религия и интеграция обще­ства – тема Дюркгейма; религия и конфликт – тема Маркса; религия и социальное изменение – тема Вебера; религия и преодоление кризисных ситуаций – тема Малиновского. К С. р. постклассического периода, принадлежит целый ряд исследователей, в их числе М. Мосс, К. Леви-Стросс, М. Лакан, М. Фуко и др. (во Фран­ции), Г. Зиммель, К. Мангейм, Н. Луман, Ю. Хабермас и др. (в Германии), А.Р. Рэдклифф-Браун, Э. Лич, Э. Эванс-Причард, В. Тернер, М. Дуглас, Д. Мартин, Б. Вильсон, Э. Баркер, Дж. Бекфорд и др. (в Англии), Й. Вах, В. Старк, Ч. Глок, Г. Ленски, Р. Белла, Г. Беккер, Р. Старк, Т. Парсонс, М. Йингер, Л. Бергер, В. Бейнбридж и др. (в США). В России С. р. еще не сформировалась как теоретико-методологически и институционально сложившаяся научная традиция. Лишь в кон. 20 в. начинается разра­ботка С. р. в качестве исследовательской и учебной дис­циплины с учетом российской специфики. Возможность возникновения С. р. в России и интрига ее развития зак­лючалась в проблематичности перевода рассмотрения религии, включая вопрос о роли православия в отечествен­ной истории, в русло объективного научного анализа. История социологии как эмпирической науки начина­ется лишь в советский период. Дисциплина, в которой сосредоточилась теоретическая разработка религиовед­ческой проблематики, институционализировалась в 1960-е. гг. Концептуализация религиозного феномена как «пережитка прошлого» ориентировала изучение рели­гии под углом зрения выяснения объективных соци­альных условий, способствующих ее преодолению. В эти же годы отечественное религиоведение начинает осваи­вать методологию, концепты и язык современной С. р. В 1960-1970-е гг. интенсивно разворачиваются эмпири­ческие социологические исследования, в т. ч. и в области С. р. В постсоветский период, на протяжении 1990-х гг. переводятся и издаются труды классиков западной С. р., выходят в свет хрестоматии и учебники по С. р. Продол­жаются и эмпирические исследования. Проблемное поле С. р. в России в настоящий период определяется мо­дернизацией российского общества. Ее новый кон­текст возникает в перспективе осмысления неодноз­начности результатов как советского типа модерниза­ции, так и процессов социальной трансформации 1990-х гг. в постсоветской России. Проблема модерни­зации общества актуализирует изучение социокультур­ных комплексов, выявление духовных – смысловых и ценностных – предпосылок хозяйственного, полити­ческого, культурного развития. Все более отчетливо кри­сталлизуется проблема принципиального общетео­ретического обоснования разработки теоретико-методо­логического инструментария С. р. применительно к российскому обществу с учетом его специфики. Насущ­ной потребностью является создание фундаментальной социологической теории религиозного феномена, обо­сновывающей исследование роли религии в истории России и в контексте современного этапа глобализации. Важна также прикладная проблематика, конкретные ис­следования и накопление эмпирических данных о рели­гиозной стороне жизни российского общества с выхо­дами на демографические, этнические, образовательные и др. актуальные проблемы.

В.И. Гараджа