Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ – совокупность знаний о религиозном поведении человека как
социальном действии и религиозных образованиях как компонентах социальной
системы. Будучи отраслью социологии, С р. является эмпирической наукой, цель
которой создание теории, объясняющей религию в качестве социального феномена;
предмет С. р. – религиозные группы и институты в их возникновении,
функционировании и трансформациях, включая процессы распада и гибели, т. е.
религиозное поведение и взаимодействие людей в группах и в отношениях между
группами. Центральная тема С.р. – взаимодействие между религией и обществом:
влияние др. форм социального поведения людей на их религиозное поведение и, в
свою очередь, последствия религиозного поведения для более широких социальных
групп и в целом обществ, к которым они принадлежат; степень дифференциации
религиозной подсистемы от других форм социальной организации, ее возможности
в качестве фактора социальной интеграции и дезинтеграции, социальных
изменений, преодоления кризисных ситуаций. С. р. применяет социологические
подходы и рассматривает религиозный феномен под специфическим углом зрения, а
именно – объяснения религиозного социальным. Этот подход правомерен настолько,
насколько религия представляет собой социальный феномен, и в той мере, в какой
социологическое объяснение не претендует на единственно возможное и
исчерпывающее объяснение религии (в противоположность т. наэ.
«социологизму»). С. р. относится к области религиоведческих наук (наряду с
психологией религии, историей религий и др.). Современная С. р. –
многоуровневая система знаний о религии, включающая огромный массив эмпирических
знаний, их систематизацию и интерпретацию как в многочисленных специальных и
частных теориях, так и на общесоциологическом и метатеоретическом
уровнях. Она включает ряд самостоятельных направлений и научных школ, представляющих
религию в разных теоретических перспективах и ведущих исследования в разных
направлениях и областях. Общие для разных направлений и школ С. р. подходы определяются
фундаментальными методологическими принципами научного анализа реальности:
опорой на эмпирические данные и объективностью их интерпретации. Для социолога
религия – это доступное наблюдению поведение людей: то, что они говорят и
делают, т. е. то, что можно увидеть и зафиксировать в качестве эмпирически
данного, как материал для последующего теоретического анализа и обобщения, который
доступен проверке и может быть подтвержден или опровергнут.
Это значит, что С. р. не занимается исследованием объекта, на который
субъективно направлены религиозная вера и поведение
верующего: Бог, трансцендентное, сверхъестественное не
входят в предмет научных исследоваваний социолога.
Для С. р. как науки о религии сам факт существования религии не связан с
обязательным признанием истинности исходного постулата религиозной веры о
существовании Бога или богов. В отличие от теологии, С. р. обходится без этого
допущения: ее предметом является религия как социальный, т. е. человеческий,
феномен в той мере, в какой она может и должна быть объяснена на языке науки,
изучающей поведение и отношения людей в обществе. С. р. интересуют не сами по
себе религиозные верования, их истинность или ложность, а их связь с системой
социальных институтов, статусов и ролей, с образом мыслей и стилем жизни
больших или меньших социальных групп в тех или иных исторически определенных
обществах. В ходе своего развития С. р. расширяет шаг за шагом область своих
исследований. Среди них важнейшие: религия и социальный порядок, интеграция и
стабильность общества; религия как источник социальных изменений; типы религиозных
сообществ и типология религиозных организаций; религия и социальный конфликт; эволюция религиозных институтов общества и их влияние на социальную
стратификацию, на экономическое поведение, на способы легитимации и
сакрализации политической власти, на семейно-брачные отношения, на процесс
модернизации и развитие современных обществ, включая секуляризацию и модернизацию
самого религиозного института, распад традиционной религиозной картины мира в
индустриальном и постиндустриальном обществах, развитие религиозного
индивидуализма и плюрализма, религиозный фундаментализм как реакция на
расшатывание традиционных устоев жизни и стандарты традиционного
религиозного поведения. Опыт «религиозной социологии» с присущим ей
религиозным отношением исследователя к объекту исследования, наглядно показал
границу, разделяющую теологию с социологией. Опыт марксистской
С. р. также убедительно подтверждает, что научное знание о религии невозможно
и в рамках ангажированного антирелигиозного подхода: в советском
религиоведении религия рассматривалась как «пережиток прошлого», как чуждый
социалистическому обществу феномен, не имеющий в самом этом обществе социальных
корней. Т. обр., «религиозная социология» и «научный атеизм» сошлись в
том, что вынесли религию за пределы собственно социологического рассмотрения.
Как научная дисциплина С. р. возникла в 19 в. в тесной связи с такими областями знания как история,
антропология и религиоведение. Дифференциация религиозного и светского, процессы
перестройки европейского общества, которые знаменовали переход от Средневековья
к Новому времени, привели к кардинальному изменению характера вовлеченности
религии и церкви в мирские дела в сфере экономики, политики и культуры. Пробуждается
стремление понять, как действительно устроено и устраивает свои дела общество,
вместо привычного обоснования заранее заданной теологией т. зр. на эти вещи. В ходе Реформации «видимая церковь» стала
мыслиться протестантскими теологами как человеческое объединение. В результате
всех этих перемен был открыт путь к научному исследованию
как общества, так и религии. С. р. возникает в контексте
преодоления теологической и становления научной картины общества, в более
широком плане – складывающейся начиная с Возрождения новой европейской
культуры, открытия мира в эпоху Великих географических открытий, когда
традиционный образ жизни и религия перестают восприниматься как само собой разумеющиеся
и единственно возможные, становятся проблематичными, общественная жизнь, ее
устройство сообразно человеческим потребностям и интересам предстает как
задача, решаемая самим обществом. С. р. как научная дисциплина
складывалась в ходе развития социологии и была представлена такими именами,
как О. Конт, давший имя новой науке, К. Маркс, Г. Спенсер, заложившие основы
С. р., Э. Дюркгейм, М Вебер, Б. Малиновский, во многом определившие главные направления
развития С. р.: религия и интеграция общества – тема Дюркгейма; религия и
конфликт – тема Маркса; религия и социальное изменение – тема Вебера; религия и
преодоление кризисных ситуаций – тема Малиновского. К С. р. постклассического периода, принадлежит целый ряд
исследователей, в их числе М. Мосс, К. Леви-Стросс, М. Лакан, М. Фуко и
др. (во Франции), Г. Зиммель, К. Мангейм, Н. Луман, Ю. Хабермас и др. (в
Германии), А.Р. Рэдклифф-Браун, Э. Лич, Э. Эванс-Причард, В. Тернер,
М. Дуглас, Д. Мартин, Б. Вильсон, Э. Баркер, Дж. Бекфорд и др. (в Англии), Й. Вах,
В. Старк, Ч. Глок, Г. Ленски, Р. Белла, Г. Беккер, Р. Старк,
Т. Парсонс, М. Йингер, Л. Бергер, В. Бейнбридж и др. (в
США). В России С. р. еще не сформировалась как теоретико-методологически и институционально
сложившаяся научная традиция. Лишь в кон. 20 в.
начинается разработка С. р. в качестве
исследовательской и учебной дисциплины с учетом российской специфики.
Возможность возникновения С. р. в России и интрига ее развития заключалась в
проблематичности перевода рассмотрения религии, включая вопрос о роли
православия в отечественной истории, в русло объективного научного анализа.
История социологии как эмпирической науки начинается лишь в советский период.
Дисциплина, в которой сосредоточилась теоретическая разработка религиоведческой
проблематики, институционализировалась в 1960-е. гг.
Концептуализация религиозного феномена как «пережитка прошлого» ориентировала
изучение религии под углом зрения выяснения объективных социальных условий,
способствующих ее преодолению. В эти же годы отечественное
религиоведение начинает осваивать методологию, концепты и язык современной С.
р. В 1960-1970-е гг. интенсивно разворачиваются эмпирические социологические
исследования, в т. ч. и в области С. р. В постсоветский период, на протяжении
1990-х гг. переводятся и издаются труды классиков западной С. р., выходят в
свет хрестоматии и учебники по С. р. Продолжаются и эмпирические исследования.
Проблемное поле С. р. в России в настоящий период определяется модернизацией
российского общества. Ее новый контекст возникает в перспективе осмысления
неоднозначности результатов как советского типа
модернизации, так и процессов социальной трансформации 1990-х гг. в постсоветской
России. Проблема модернизации общества актуализирует изучение социокультурных комплексов, выявление духовных – смысловых
и ценностных – предпосылок хозяйственного, политического, культурного
развития. Все более отчетливо кристаллизуется проблема принципиального общетеоретического
обоснования разработки теоретико-методологического инструментария С. р. применительно
к российскому обществу с учетом его специфики. Насущной потребностью является
создание фундаментальной социологической теории религиозного феномена, обосновывающей
исследование роли религии в истории России и в контексте современного этапа
глобализации. Важна также прикладная проблематика, конкретные исследования и
накопление эмпирических данных о религиозной стороне жизни российского
общества с выходами на демографические, этнические, образовательные и др.
актуальные проблемы.
В.И. Гараджа