Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СОТЕРИОЛОГИЯ (греч. aampia – искупление, спасение и Xoyoq
– учение, слово) – раздел теологии и религиозной антропологии, рассматривающий
способы обретения вечного блаженства в загробном мире. С. базируется на
теологическом истолковании проблем греха, искупления, благодати, Откровения.
Так, центральным моментом христианской С. является представление о тяжком
последствии для всего человечества грехопадения первых людей – Адама и Евы. Избавление
от греха возможно только с помощью жертвы Бога-Сына, которого Бог-Отец
сознательно обрекает на смерть. Именно эта
искупительная жертва, по христианскому учению, восстановила связь Бога с людьми,
уверовавшими в Иисуса Христа, открыла им путь к спасению. Сотериологические
концепции различных религий можно подразделить на 2 группы: первые исходят из
того, что человек способен обрести спасение с помощью своих собственных сил
(благодаря добродетельной жизни), вторые – что для спасения необходимо
божественное вмешательство, «божественная милость». Первый вариант С.
наличествует в буддизме, второй – в католицизме и в различных течениях протестантизма.
Наряду с этим в католицизме и православии спасение объявляется возможным только
с помощью церкви. В протестантизме, где посредническая роль церкви
отвергается, выдвигается тезис об «оправдании верой». В буддизме выдвигается
«благородный восьмеричный путь» спасения, следуя которому можно достичь высшей
степени блаженства – нирваны, а после физической смерти – прекращения перерождений
(сансары). В исламе человек, стремящийся к спасению, обязан свято соблюдать
все мусульманские предписания, включая паломничество к святым местам. Если
ортодоксальная христианская С. допускала возможность спасения лишь для приверженцев
этой религии, то ряд представителей современной католической
мысли трактует С. шире: спасение возможно не только для христиан любой конфессии, но и для неверующих (А. де Любак)
и даже атеистов (К. Ранер), ведущих нравственный
образ жизни.
Ф.Г. Овсиенко