СОТЕРИОЛОГИЯ - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СОТЕРИОЛОГИЯ (греч. aampia – искупление, спасе­ние и Xoyoq – учение, слово) – раздел теологии и ре­лигиозной антропологии, рассматривающий способы обретения вечного блаженства в загробном мире. С. базируется на теологическом истолковании проблем греха, искупления, благодати, Откровения. Так, цент­ральным моментом христианской С. является пред­ставление о тяжком последствии для всего человече­ства грехопадения первых людей – Адама и Евы. Из­бавление от греха возможно только с помощью жерт­вы Бога-Сына, которого Бог-Отец сознательно обрека­ет на смерть. Именно эта искупительная жертва, по христианскому учению, восстановила связь Бога с людь­ми, уверовавшими в Иисуса Христа, открыла им путь к спасению. Сотериологические концепции различных религий можно подразделить на 2 группы: первые ис­ходят из того, что человек способен обрести спасение с помощью своих собственных сил (благодаря доброде­тельной жизни), вторые – что для спасения необхо­димо божественное вмешательство, «божественная милость». Первый вариант С. наличествует в буддизме, второй – в католицизме и в различных течениях про­тестантизма. Наряду с этим в католицизме и право­славии спасение объявляется возможным только с по­мощью церкви. В протестантизме, где посредническая роль церкви отвергается, выдвигается тезис об «оправ­дании верой». В буддизме выдвигается «благородный восьмеричный путь» спасения, следуя которому мож­но достичь высшей степени блаженства – нирваны, а после физической смерти – прекращения перерож­дений (сансары). В исламе человек, стремящийся к спа­сению, обязан свято соблюдать все мусульманские предписания, включая паломничество к святым мес­там. Если ортодоксальная христианская С. допускала возможность спасения лишь для приверженцев этой религии, то ряд представителей современной католи­ческой мысли трактует С. шире: спасение возможно не только для христиан любой конфессии, но и для неве­рующих (А. де Любак) и даже атеистов (К. Ранер), веду­щих нравственный образ жизни.

Ф.Г. Овсиенко