СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ (лат. solaris – солнечный) – культ, связанный с почитанием одного из главных светил – Солнца. В расширительном смысле С. к. от­носится к астральным (см. Астральные культы). Культ Солнца как небесного светила появился у земледель­цев неолита, о чем свидетельствует богатейший архе­ологический материал. Солнце как источник света и тепла, а также условие произрастания всего в природе получило у каждого народа свое название и олице­творялось в различных символах и образах (Ра, Сунья, Митра, Аматерасу, Уту, Гелиос, Соль, Хоре, Пейве и др.) Возникновение земледелия и скотоводства сопро­вождалось усилением интереса к годовому циклу при­родной жизни. Неизменный порядок, в котором Солн­це совершало свое дневное и годичное течение, был воплощением закономерности и служил залогом Бо­жественного порядка. В Египте, Шумере, Европе совер­шенствовался солнечный календарь. В прикладном искусстве разных веков идея суточного движения Солн­ца демонстрировалась обилием солярных знаков. Сол­нце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге, четырехугольника с точ­кой в центре. В изделиях различных ремесел (построй­ки, прядение, шитье, гончарное дело) встречаются со­лярные символы в сочетании с конями и птицами. Культ Солнца как природного светила, дающего жизнь всему на Земле, распространенный среди земледель­цев до 2 в., постепенно сменяется С. к. сверхприродных начал, где большую роль играют понятие «свет», идея божественности, символ власти и победы, представле­ния о законе и справедливости. Так, у греков существо­вал Бог солнца Гелиос и рядом светоносный прави­тель и судья Бог солнца Аполлон. В зороастризме – это Хвар и Митра, в Индии – Сурья и прародитель людей Вивасвати, у славян – Хоре и Дажьбог. В Риме во времена империи на первое место в пантеоне богов выдвинулся Бог солнечного света – Соль, в котором Солнце олицетворяет видимый образ высшей боже­ственной сущности, непостижимой человеку, но влия­ющей на него благодаря своему свету. Развитие культа Бога Солнца постепенно привело к тому, что Бог Солн­ца стал восприниматься людьми как небесный монарх. Земные же монархи постепенно обожествлялись (см. Трон и алтарь). С идеей божественной власти и цар­ского бессмертия связано почитание гор и высоких мест, где люди ощущали себя приближенными к небу (египетские пирамиды, обелиски, вавилонский зикку- рат, пирамида Солнца в Теотихуане, Мексика, и др.). Часто высший правитель изображался в солнечной короне или с солярными знаками, которые говорили о его силе и власти. С другой стороны, в силу своего бо­жественного происхождения правитель считался по­средником между людьми и богом и за свои действия нес ответственность перед судом небес. Особенно зло­вещим считалось солнечное затмение. В Китае это был знак того, что император утратил силу «дэ» (доброде­тель), и небо могло отвернуться от него, послав различ­ные неприятности всей империи. В Египте идея Бога солнца Амон-Ра постепенно была вытеснена представ­лениями об абстрактном Боге, которого Аменхотеп IV назвал Атоном («Солнечный диск»). Его символом было солнце с лучами, которые оканчивались челове­ческими ладонями. Атон – единственный во Вселен­ной Бог, бесплотная и невидимая сила, которая создала Солнце и явилась первоисточником света для всех живых. В С. к. проявилась идея не столько человечно­сти Солнца, сколько мысль о «солнечности» самого человека. Атон являлся той силой, которая вдохновля­ла правителя и придавала законность его приказам. Отсюда и новое имя фараона Аменхотепа IV – Эхнатон (Угодный Атону). В русских источниках времен Киевской Руси упоминается культ Солнца-Дажьбога. В этот период лунный календарь был заменен солнеч­ным. «Внуками Солнца» величали себя русские князья, а киевский князь Владимир в русских былинах имено­вался Красным Солнышком. Французский король Лю­довик XIV, считавший себя Солнцем, приказал изобра­жать себя на знаменах в виде этого светила. Вся садо­во-парковая семантика Версаля служила прославлению «Короля-Солнца». Мифологии Солнца были посвяще­ны все садово-фонтанные скульптуры Версаля. Каж­дый властитель в Европе хотел обзавестись «своим Версалем». Позднее в петергофском саду, созданном Петром I, также обнаруживается «солнечная тематика» (фонтаны «Аполлон», «Солнце»). Церковь неоднознач­но относилась к С. к. Поклонение Солнцу было запре­щено в Пятикнижии Моисея (Втор. 4:19; 17:3). В Библии отмечено, что свет создан Богом в первый день, а Сол­нце и Луна – на четвертый день (Быт. 1:3; 1:16). В христианстве солнечный свет противопоставлен «неис­поведимому» свету Иисуса Христа (Откр. 1:16, Ин. 1:9; 3:19; 8:12; 9:5). Лучезарный нимб вокруг Христа и эпи­тет «Солнце благодающее» заимствованы из культа Митры. Христианство впитало в себя некоторые мифы и символы С. к. (крест, вера в умирающего и воскреса­ющего бога и т. д.). При этом оно было обращено не к одной определенной народности, а ко всем, неся свое понимание «солнечности» и «света».

Т.П. Павлова