Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ (лат. solaris – солнечный) – культ,
связанный с почитанием одного из главных светил – Солнца. В
расширительном смысле С. к. относится к астральным (см. Астральные культы).
Культ Солнца как небесного светила появился у земледельцев неолита, о чем
свидетельствует богатейший археологический материал. Солнце как источник света
и тепла, а также условие произрастания всего в природе получило у каждого
народа свое название и олицетворялось в различных символах и образах (Ра, Сунья, Митра, Аматерасу, Уту, Гелиос, Соль, Хоре, Пейве и
др.) Возникновение земледелия и скотоводства сопровождалось усилением интереса
к годовому циклу природной жизни. Неизменный порядок, в котором Солнце
совершало свое дневное и годичное течение, был воплощением закономерности и
служил залогом Божественного порядка. В Египте, Шумере, Европе совершенствовался
солнечный календарь. В прикладном искусстве разных веков идея суточного
движения Солнца демонстрировалась обилием солярных знаков. Солнце
изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге,
четырехугольника с точкой в центре. В изделиях различных ремесел (постройки,
прядение, шитье, гончарное дело) встречаются солярные символы в сочетании с
конями и птицами. Культ Солнца как природного светила, дающего жизнь всему на
Земле, распространенный среди земледельцев до 2 в., постепенно сменяется С. к.
сверхприродных начал, где большую роль играют понятие
«свет», идея божественности, символ власти и победы, представления о законе и
справедливости. Так, у греков существовал Бог солнца Гелиос и рядом
светоносный правитель и судья Бог солнца Аполлон. В
зороастризме – это Хвар и Митра, в Индии – Сурья и прародитель людей Вивасвати,
у славян – Хоре и Дажьбог. В Риме во времена империи
на первое место в пантеоне богов выдвинулся Бог солнечного света – Соль, в
котором Солнце олицетворяет видимый образ высшей божественной сущности,
непостижимой человеку, но влияющей на него благодаря своему свету. Развитие
культа Бога Солнца постепенно привело к тому, что Бог Солнца стал восприниматься
людьми как небесный монарх. Земные же монархи постепенно обожествлялись (см. Трон и алтарь). С идеей божественной власти и царского
бессмертия связано почитание гор и высоких мест, где люди ощущали себя
приближенными к небу (египетские пирамиды, обелиски, вавилонский зикку- рат, пирамида Солнца в Теотихуане,
Мексика, и др.). Часто высший правитель изображался в солнечной короне или с
солярными знаками, которые говорили о его силе и власти. С другой стороны, в
силу своего божественного происхождения правитель считался посредником между
людьми и богом и за свои действия нес ответственность перед судом небес. Особенно
зловещим считалось солнечное затмение. В Китае это был знак того, что
император утратил силу «дэ» (добродетель), и небо
могло отвернуться от него, послав различные неприятности всей империи. В
Египте идея Бога солнца Амон-Ра постепенно была вытеснена представлениями об
абстрактном Боге, которого Аменхотеп IV назвал Атоном
(«Солнечный диск»). Его символом было солнце с лучами, которые оканчивались человеческими
ладонями. Атон – единственный во Вселенной Бог,
бесплотная и невидимая сила, которая создала Солнце и явилась первоисточником
света для всех живых. В С. к. проявилась идея не столько человечности Солнца, сколько мысль о
«солнечности» самого человека. Атон являлся той
силой, которая вдохновляла правителя и придавала законность его приказам.
Отсюда и новое имя фараона Аменхотепа IV – Эхнатон (Угодный Атону).
В русских источниках времен Киевской Руси упоминается культ Солнца-Дажьбога.
В этот период лунный календарь был заменен солнечным. «Внуками Солнца»
величали себя русские князья, а киевский князь Владимир в русских былинах именовался
Красным Солнышком. Французский король Людовик XIV, считавший себя Солнцем,
приказал изображать себя на знаменах в виде этого светила. Вся садово-парковая
семантика Версаля служила прославлению «Короля-Солнца». Мифологии Солнца были посвящены
все садово-фонтанные скульптуры Версаля. Каждый властитель в Европе хотел
обзавестись «своим Версалем». Позднее в петергофском
саду, созданном Петром I, также обнаруживается «солнечная тематика» (фонтаны
«Аполлон», «Солнце»). Церковь неоднозначно относилась к С. к.
Поклонение Солнцу было запрещено в Пятикнижии Моисея
(Втор. 4:19; 17:3). В Библии отмечено, что свет создан Богом в первый день, а
Солнце и Луна – на четвертый день (Быт. 1:3; 1:16). В христианстве солнечный
свет противопоставлен «неисповедимому» свету Иисуса Христа (Откр. 1:16, Ин. 1:9; 3:19; 8:12; 9:5). Лучезарный нимб
вокруг Христа и эпитет «Солнце благодающее»
заимствованы из культа Митры. Христианство впитало в себя некоторые мифы и
символы С. к. (крест, вера в умирающего и воскресающего
бога и т. д.). При этом оно было обращено не к одной определенной народности, а
ко всем, неся свое понимание «солнечности» и «света».
Т.П. Павлова