Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СОЗЕРЦАНИЕ – 1) в теистических
религиозных системах (см. Теизм) –мистическое средство
совершенного познания, разновидность молитвы, во время которой разум и
воображение пребывают в относительно пассивном состоянии, а верующий, с
любовью обратившийся к Богу, интуитивно постигает божественные тайны. В качестве
духовных практик С. существует в большинстве религиозных систем Востока и
Запада. В буддизме, индуизме и других восточных религиях С. зачастую выступает
в форме медитации, в христианстве оно считается высшей степенью молитвенной
практики. Христианскую концепцию С. разрабатывали Климент
Александрийский, Ориген, Григорий Назианзин,
Августин Аврелий и др. Мистическое С. как отрешение
от мира и восприятие вечного, несозданного
божественного света (Фаворского света) лежит в основе православного учения
исихазма. Согласно концепции Фомы Аквинского, С. как результат глубоких религиозных
практик может быть названо «приобретенным», а С., даваемое человеку в качестве
особого Божьего дара, – «влитым». В католицизме на принципе С. функционирует
ряд монашеских орденов (см. Ордены монашеские) (базилиане, бенедиктинцы, цистерцианцы, камальдулы,
картезианцы, трапписты, клариски); в
отличие от членов т. наз. активных орденов, непосредственно участвующих в
общественно полезном труде и акциях милосердия, члены появившихся в 12 в. созерцающих
орденов посвящают основную часть времени молитве и богослужениям. 2) В
философии С. – способ познавательной деятельности, реализующийся либо как
непосредственно сенсорное или имманентно-интеллектуальное отношение сознания к
предмету. У Пифагора С. представляет собой процесс выявления
устойчивых связей между элементами с помощью чисел. Для Анаксагора предметом С.
была связь между вещами, устанавливаемая с помощью разума, но недоступная для
органов чувств. Учение о С. как духовном явлении развивал Платон. Согласно ему,
С. является рациональным познанием, результатом духовного усилия философа,
который, возлюбив мудрость, оказывается между преходящим и вечным мирами; уходя из состояния неведения,
философ устремляется к мудрости. В конечном итоге С. достигается посредством
отрешения от мира и уподобления богам. В результате этого человек становится
справедливым и набожным, сохраняя при этом свой разум. Иными словами, сознание
у Платона и его последователей – это такое сверхчувственное познание идей,
которое открывает перед человеком мир истины. Другое, отличное от платоновского, понимание С. получило развитие в немецкой
классической философии. У И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга оно также рассматривается
как источник философского познания, но представляет собой интеллектуально-мыслительное
проникновение через видимость явлений к их сущности. И. Кант, отрицая
возможность интеллектуального С., противопоставлял его как мышлению, так и
ощущению и трактовал его как способ данности предмета, организуемый формами
«чистого созерцания» – пространством и временем. А. Шопенгауэр, приписывая С.
неосознаваемое интеллектуальное содержание, полагал С. «первичным» представлением,
а понятие – «вторичным». В марксистской теории познания С. рассматривается как
целостное восприятие предмета, предшествующее понятийно-логическому мышлению.
Ф. Г. Овсиенко