СОЗЕРЦАНИЕ – Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СОЗЕРЦАНИЕ – 1) в теистических религиозных си­стемах (см. Теизм) –мистическое средство совершенного познания, разновидность молитвы, во время ко­торой разум и воображение пребывают в относитель­но пассивном состоянии, а верующий, с любовью обратившийся к Богу, интуитивно постигает боже­ственные тайны. В качестве духовных практик С. су­ществует в большинстве религиозных систем Востока и Запада. В буддизме, индуизме и других восточных ре­лигиях С. зачастую выступает в форме медитации, в хри­стианстве оно считается высшей степенью молитвен­ной практики. Христианскую концепцию С. разраба­тывали Климент Александрийский, Ориген, Григорий Назианзин, Августин Аврелий и др. Мистическое С. как отрешение от мира и восприятие вечного, несозданного божественного света (Фаворского света) лежит в ос­нове православного учения исихазма. Согласно концеп­ции Фомы Аквинского, С. как результат глубоких религи­озных практик может быть названо «приобретенным», а С., даваемое человеку в качестве особого Божьего дара, – «влитым». В католицизме на принципе С. фун­кционирует ряд монашеских орденов (см. Ордены мо­нашеские) (базилиане, бенедиктинцы, цистерцианцы, камальдулы, картезианцы, трапписты, клариски); в от­личие от членов т. наз. активных орденов, непосред­ственно участвующих в общественно полезном труде и акциях милосердия, члены появившихся в 12 в. со­зерцающих орденов посвящают основную часть вре­мени молитве и богослужениям. 2) В философии С. – способ познавательной деятельности, реализующий­ся либо как непосредственно сенсорное или имманен­тно-интеллектуальное отношение сознания к предме­ту. У Пифагора С. представляет собой процесс выявле­ния устойчивых связей между элементами с помощью чисел. Для Анаксагора предметом С. была связь между вещами, устанавливаемая с помощью разума, но недо­ступная для органов чувств. Учение о С. как духовном явлении развивал Платон. Согласно ему, С. является рациональным познанием, результатом духовного уси­лия философа, который, возлюбив мудрость, оказыва­ется между преходящим и вечным мирами; уходя из состояния неведения, философ устремляется к мудро­сти. В конечном итоге С. достигается посредством от­решения от мира и уподобления богам. В результате этого человек становится справедливым и набожным, сохраняя при этом свой разум. Иными словами, созна­ние у Платона и его последователей – это такое сверх­чувственное познание идей, которое открывает перед человеком мир истины. Другое, отличное от платонов­ского, понимание С. получило развитие в немецкой классической философии. У И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллин­га оно также рассматривается как источник философ­ского познания, но представляет собой интеллектуаль­но-мыслительное проникновение через видимость яв­лений к их сущности. И. Кант, отрицая возможность интеллектуального С., противопоставлял его как мыш­лению, так и ощущению и трактовал его как способ данности предмета, организуемый формами «чистого созерцания» – пространством и временем. А. Шопен­гауэр, приписывая С. неосознаваемое интеллектуальное содержание, полагал С. «первичным» представле­нием, а понятие – «вторичным». В марксистской тео­рии познания С. рассматривается как целостное вос­приятие предмета, предшествующее понятийно-логи­ческому мышлению.

Ф. Г. Овсиенко