Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СОБОРНОСТЬ – категория русского религиозного сознания и русской религиозно-философской мысли, выражающая представление о единстве всего право­славного народа под началом церкви. В своих истоках идея С. восходит к общехристианской идее единства и равенства всех людей перед Богом, а также к развив­шим эту идею учениям Отцов восточной христианс­кой Церкви – к Восточной патристике. В России за­чатки этой идеи обнаруживают себя уже в первом бо­гословском сочинении – «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона (11 в.). Свое наиболее яркое практическое раскрытие она получает в образе жизни и деятельности Сергия Радонежского, для которого были характерны смирение, милосердие, отказ от личных притязаний и убеждение в том, что личное спасение немыслимо без спасения ближнего, без спасения на­рода, Отечества. Первообразом соборного начала для Сергия была Святая Троица: идеалом общественной жизни, согласно Сергию, является «единство во образе Святой Троицы», он утверждал, что «воззрением на Святую Троицу побеждается страх перед ненавистной роэнью мира сего». Выдающимся художественным выражением этих воззрений стала икона «Троица» (1422-1427), созданная великим рус. иконописцем Анд­реем Рублевым (ок. 1360-1427). В кон. 19 – нач. 20 в. идея С. получила развитие в произведениях рус. писателей, философов, богословов. В философии она раскрыта прежде всего в трудах A.C. Хомякова, В.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Впер­вые ввел понятие «С.» глава славянофилов Хомяков, оп­ределявший его как «единство свободное и органиче­ское, живое начало которого есть Божественная благо­дать взаимной любви», а также как «единство во множестве». Соловьев в отношении русской религиоз­ной духовности утверждал, что если и есть «что-нибудь особенное и поистине святое в преданиях народной мысли, то это именно – смирение, жажда духовного ра­венства, идея соборности сознания». Соловьев соотно­сил идею С. со своей философией всеединства. Акцен­тируя мысль о том, что именно православию С. наиболее свойственна, Флоренский подчеркивал, что католицизм «склонен отождествлять церковь с духовенством, про­тивопоставлять духовенство мирянам. В православии церковь немыслима без народа, и верующий народ и есть Церковь». Булгаков называл С. «душой Православия». Русские религиозные мыслители были согласны в том, что С. – свойство русского народа и русского правосла­вия, выражающее себя в способности к преодолению социальных и культурных различий на почве религи­озного и национального единства. С.Л. Франк перенес понятие С. из сферы богословия, метафизики и исто­рии в область социальной философии: в трактовке Фран­ка С. осмыслена как духовное единство общества – ин­тегрированная целостность «многих индивидуальных сознаний». Идея С. в настоящее время является одной из важнейших для русского православия. Ее различные интерпретации сходны в том, что С. органически соеди­няет в себе национальные и религиозные начала, про­тивополагая духовное единство под эгидой церкви со­циальным и политическим различиям людей.

А.П. Забияко

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz