Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СОБОРНОСТЬ – категория русского
религиозного сознания и русской религиозно-философской мысли, выражающая
представление о единстве всего православного народа под началом церкви. В
своих истоках идея С. восходит к общехристианской идее единства и равенства
всех людей перед Богом, а также к развившим эту идею учениям Отцов восточной
христианской Церкви – к Восточной патристике. В России зачатки этой идеи
обнаруживают себя уже в первом богословском сочинении – «Слове о Законе и
Благодати» митрополита Илариона (11 в.). Свое наиболее яркое практическое раскрытие она получает
в образе жизни и деятельности Сергия Радонежского, для которого были характерны
смирение, милосердие, отказ от личных притязаний и убеждение в том, что личное
спасение немыслимо без спасения ближнего, без спасения народа, Отечества.
Первообразом соборного начала для Сергия была Святая Троица: идеалом
общественной жизни, согласно Сергию, является «единство во
образе Святой Троицы», он утверждал, что «воззрением на Святую Троицу
побеждается страх перед ненавистной роэнью мира
сего». Выдающимся художественным выражением этих воззрений стала икона «Троица»
(1422-1427), созданная великим рус. иконописцем
Андреем Рублевым (ок. 1360-1427). В кон. 19 – нач. 20 в. идея С. получила развитие в произведениях рус. писателей, философов, богословов.
В философии она раскрыта прежде всего в трудах A.C.
Хомякова, В.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского.
Впервые ввел понятие «С.» глава славянофилов Хомяков, определявший его как
«единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная
благодать взаимной любви», а также как «единство во множестве». Соловьев в отношении
русской религиозной духовности утверждал, что если и есть «что-нибудь особенное
и поистине святое в преданиях народной мысли, то это именно – смирение, жажда
духовного равенства, идея соборности сознания». Соловьев соотносил идею С. со
своей философией всеединства. Акцентируя мысль о том, что именно православию
С. наиболее свойственна, Флоренский подчеркивал, что католицизм «склонен
отождествлять церковь с духовенством, противопоставлять духовенство мирянам. В
православии церковь немыслима без народа, и верующий народ и есть Церковь».
Булгаков называл С. «душой Православия». Русские религиозные мыслители были
согласны в том, что С. – свойство русского народа и русского православия,
выражающее себя в способности к преодолению социальных и культурных различий на
почве религиозного и национального единства. С.Л. Франк перенес понятие С. из
сферы богословия, метафизики и истории в область социальной философии: в
трактовке Франка С. осмыслена как духовное единство общества – интегрированная
целостность «многих индивидуальных сознаний». Идея С. в настоящее время является
одной из важнейших для русского православия. Ее различные интерпретации сходны
в том, что С. органически соединяет в себе национальные и религиозные начала,
противополагая духовное единство под эгидой церкви социальным и политическим
различиям людей.
А.П. Забияко