Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СМЕХ РИТУАЛЬНЫЙ – обрядовое поведение, состоящее в демонстративном
выражении положительных эмоций в экспрессивных внешних формах. С. р. – типичный
элемент обрядов перехода. В составе обрядов перехода С. р. выступает сопровождением прежде всего обрядов включения индивида в
новое состояние или группу (напр., свадебных ритуалов). Присутствие С р. в погребальных ритуалах мотивировано представлениями
о смехе как средстве противостояния смерти. Так, средневековые русские тексты
сообщают, что в дни поминовения усопших на кладбищах собирались родственники
и «всякие глумники», вместе они затевали среди могил
«игрища». «Глум» и смех погребальных обрядов были магическим средством
ритуального противостояния смерти, провозвестием конечной победы жизни над
смертью. В архаической картине мира смех выступал выражением сил жизни и
энергии возрождения, на этом основании он был поставлен религиозным сознанием
в тесную связь с иерофанией животворящих сил. К
примеру, в восточнославянской культуре экстатическое веселье и С. р. были
непременным атрибутом масленицы – праздника, знаменовавшего победу весны над
зимой, священных сил жизни над мертвящими силами холода и тьмы. Архаические
представления о магической силе смеха объясняют значительную роль С. р. в
аграрных культах, особенно тех, что сопряжены с мифологемой «умирающего и
воскресающего Бога». Свадебная, погребальная, аграрная обрядность и иные
стороны жизни, сопровождавшиеся С. р., в совокупности формировали смеховую
культуру общества. Во многих традиционных культурах существовали особые группы
людей, профессионально реализовывавших культуру С. р. В древнерусской культуре
такими профессионалами были скоморохи, «веселые» как их еще называли в народе. Часть скоморохов оседло проживала в городах, часть – вела
бродяжнический образ жизни. Шумными ватагами – по шестьдесят и даже сто
«веселых» – кочевали бродячие скоморохи от деревни к деревне, от города к
городу. Они кормились театральными представлениями, поборами (когда на Святки,
к примеру, надевали маски и вместе с другими ряжеными обходили дома), участием
в свадебных, погребальных и иных обрядах. Очевидно, скоморохи вели свое начало
от тех помощников волхвов, чье соучастие в языческом священнодействии
заключалось в пробуждении у присутствующих чувства причастности к силе жизни и
достигалось это через смех, очищавший душу от отрицательных переживаний и
ободрявший ее. Чтобы вызвать смех, предшественники скоморохов пародировали
действия жрецов, сквернословили и творили иные вызывавшие смех действия.
Ритуальное шутовство – типичное явление в архаических религиях. Некоторые
древние мифологии, напр., скандинавская, хранили память о таких шутах первобытных
мистерий. Их образы обожествлялись, в пантеоне появлялись боги-пересмешники и
фигуры трикстеров. В древнерусском обществе скоморохи
были служителями магических культов, связанных с плодо- и детородием,
с пробуждением и укреплением силы жизни. Поэтому столь силен
в скоморошьем фольклоре и в их «плясании» эротический
мотив: по сообщениям средневековых авторов, поют они «песни всескверные», «вихляния» и «кривляния» их – «сладострастные»,
кажут они публике «срамные уды», во всем скоморошьем – «глум» и «блуд».
Тем не менее ритуальное шутовство несло в себе заряд
особого рода святости, а скоморох был ее носителем, сопричастным священным
силам человеческого чадородия и плодородия земли. Христианство
искореняло из культовой практики С. р. (напр., евангельское предостережение:
«Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете
и возрыдаете», Лк. 6:25). Однако христианство не смогло полностью
избавиться от С. р., который обнаружил себя, напр., в
поведении юродивых. Уникальную роль С. р. играл в дзэн-буддизме. Дикий хохот,
глумление над ритуалами и авторитетными текстами, сквернословие в адрес
божеств, насмешки над Буддой выступали в дзэнской
традиции нормой поведения многих выдающихся наставников дзэн, возведенных
позднее в ранг святых. Дзэнский смех парадоксальным образом
выявлял суть философии дзэн и был направлен на стирание граней между святым и профанным, а значит – на обнаружение единой реальности;
усмотрение этой единой реальности вело к высшей цели дзэн – сатори
(просветлению).
А.П. Забияко