«СМЕРТЬ БОГА» – Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

«СМЕРТЬ БОГА» – мифологический сюжет, получив­ший широкое распространение в современной фило­софской и художественной мысли. Встречается в раз­личных культурах древности: египетской, шумеро-вавилонской, скандинавской, вплоть до христианской мифологии, в которой образует один из центральных моментов евангельской истории. В раннехристианской литературе входит в качестве подчиненного элемента в христологические споры о природе Иисуса Христа (патрипассианство: Ноэт из Смирны, Савеллий), однако с формированием тринитарной христианской догмати­ки теряет свою актуальность, сохраняясь в рамках хрис­тианского учения как событие крестной смерти Иисуса Христа, с последующим воскресением и вознесением на небо, устраняющим какое-либо влияние факта его смер­ти на божественную природу. Тем не менее «С. Б.» ока­зывается встроенной в христианское учение как необ­ходимый элемент искупления человеческой греховнос­ти, примирения Бога с человеком и залога спасения человечества. В Новейшую эпоху с распространением секулярного и исторического мышления этот сюжет вновь становится актуальным в духовной жизни Запа­да, однако уже как философская идея, выражающая слож­ные коллизии религиозного христианского вероучения и светского, научного мировоззрения. Начало философ­ской традиции «С. Б.» было положено Г.В.Ф. Гегелем: бо­жественная и человеческая природа, благодаря понятию «С. Б.», полностью примирялись между собой, что по­зволяло рассматривать христианское учение в качестве абсолютной религии. Диалектическая природа идеи «С. Б> у Гегеля послужила камнем преткновения для его последователей, разделившихся на два направления: ортодоксально-религиозное и атеистическое. В рамках последнего идея «С. Б.» приобретает отчетливый анти­религиозный смысл у Г. Гейне, а у М. Штирнера «С. Б.» напрямую связывается со смертью «человека» как лож­ного абсолюта светского европейского сознания. Следу­ющий этап развития идеи «С. Б.» связан с творчеством Ф. Ницше, чье провозглашение «С. Б.» обычно рассмат­ривается как свидетельство радикальной секуляризации европейского сознания. Общая антирелигиозная на­правленность сочинений Ницше не оставляет никаких сомнении в том, что он развивает именно атеистический смысл, заложенный в идее «С. Б.» В то же время отход Ницше от позиций традиционного светского гуманиз­ма, пророческо-мифологическая составляющая его уче­ния о Сверхчеловеке оказываются не случайно связан­ными именно с идеей «С. Б.». Устранение идеи Бога от­нюдь не означает, по Ницше, полного разрешения проблемы религиозного сознания и замещения его свет­ским, гуманистическим мировоззрением: «человек» не в состоянии «убить Бога», поскольку и «Бог», и «чело­век» являются взаимосвязанными элементами европей­ской культуры. «С. В.» выражает не только кризис рели­гиозного сознания, но и кризис европейской культуры в целом, нуждающейся, по Ницше, в оздоровлении и преображении. Ницшевская проблематика «С. Б.» как кризиса традиционной европейской культуры и фило­софии развертывается на третьем, современном, этапе эволюции идеи «С. Б.», приходящемся на сер. 20 в. В этот период многие европейские мыслители, философы и писатели обращаются к идее «С. Б.» как средству выра­жения радикального разрыва между традиционной и современной эпохами европейской мысли. Для фило­софов-экзистенциалистов «С. Б.» – это еще одно выра­жение трагической судьбы европейского сознания, ли­шившегося своей опоры в традиционной религиозной вере и трансцендентном Боге. По М Хайдеггеру, «С. Б.» означает исчезновение области трансцендентного, ко­нец эпохи метафизики, а вместе с ней – критический перелом во всей истории европейского мышления. Ж. - Л. Сартр использует эту идею, чтобы подчеркнуть драматические последствия утраты современным че­ловеком уверенности в основах собственного суще­ствования. Для философов 20 в. идея «С. Б.» связана в первую очередь с ницшевской философией и его кри­тикой культуры, вследствие чего в их трудах «С. Б.» при­сутствует по большей части как ключевой символ Но­вейшей эпохи, знаменующий потерю всех и всяческих абсолютов, торжество историзма, относительности и партикулярности (М. Фуко, Ж Деррида, Ж. Делё'з). Даль­нейшее развитие идея С. Б. получила в американской модернистской теологии «смерти бога» (Т. Альтицер, У. Гамильтон, П. Ван Бурен) в качестве теологического утверждения, касающегося кардинального изменения в природе божества и взаимоотношений Бога и чело­века.

Ю.Р. Селиванов