Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
«СМЕРТЬ
БОГА» – мифологический сюжет, получивший широкое распространение в
современной философской и художественной мысли. Встречается в различных
культурах древности: египетской, шумеро-вавилонской, скандинавской, вплоть до
христианской мифологии, в которой образует один из центральных моментов
евангельской истории. В раннехристианской
литературе входит в качестве подчиненного элемента в христологические
споры о природе Иисуса Христа (патрипассианство:
Ноэт из
Смирны, Савеллий), однако с формированием тринитарной
христианской догматики теряет свою актуальность, сохраняясь в рамках христианского
учения как событие крестной смерти Иисуса Христа, с последующим воскресением и
вознесением на небо, устраняющим какое-либо влияние факта его смерти на
божественную природу. Тем не менее «С. Б.» оказывается встроенной в
христианское учение как необходимый элемент искупления человеческой греховности,
примирения Бога с человеком и залога спасения человечества. В Новейшую эпоху с
распространением секулярного и исторического мышления
этот сюжет вновь становится актуальным в духовной жизни Запада, однако уже как философская идея, выражающая сложные
коллизии религиозного христианского вероучения и светского, научного
мировоззрения. Начало философской традиции «С. Б.» было положено Г.В.Ф.
Гегелем: божественная и человеческая природа, благодаря понятию «С. Б.», полностью
примирялись между собой, что позволяло рассматривать христианское учение в
качестве абсолютной религии. Диалектическая природа идеи «С. Б> у Гегеля
послужила камнем преткновения для его последователей, разделившихся на два
направления: ортодоксально-религиозное и атеистическое. В рамках последнего
идея «С. Б.» приобретает отчетливый антирелигиозный смысл у Г. Гейне, а у М. Штирнера «С. Б.» напрямую связывается со смертью «человека»
как ложного абсолюта светского европейского сознания. Следующий этап развития
идеи «С. Б.» связан с творчеством Ф. Ницше, чье провозглашение «С. Б.» обычно
рассматривается как свидетельство радикальной секуляризации европейского сознания.
Общая антирелигиозная направленность сочинений Ницше не оставляет никаких
сомнении в том, что он развивает именно атеистический смысл, заложенный в идее
«С. Б.» В то же время отход Ницше от позиций традиционного светского гуманизма,
пророческо-мифологическая составляющая его учения о
Сверхчеловеке оказываются не случайно связанными именно с идеей «С. Б.».
Устранение идеи Бога отнюдь не означает, по Ницше, полного разрешения проблемы
религиозного сознания и замещения его светским, гуманистическим
мировоззрением: «человек» не в состоянии «убить Бога», поскольку и «Бог», и
«человек» являются взаимосвязанными элементами европейской культуры. «С. В.»
выражает не только кризис религиозного сознания, но и кризис европейской
культуры в целом, нуждающейся, по Ницше, в оздоровлении и преображении. Ницшевская
проблематика «С. Б.» как кризиса традиционной европейской культуры и философии
развертывается на третьем, современном, этапе эволюции идеи «С. Б.»,
приходящемся на сер. 20 в. В этот период многие европейские мыслители, философы
и писатели обращаются к идее «С. Б.» как средству выражения радикального
разрыва между традиционной и современной эпохами европейской мысли. Для
философов-экзистенциалистов «С. Б.» – это еще одно выражение трагической судьбы
европейского сознания, лишившегося своей опоры в традиционной религиозной вере
и трансцендентном Боге. По М Хайдеггеру, «С. Б.» означает исчезновение области
трансцендентного, конец эпохи метафизики, а вместе с ней – критический перелом
во всей истории европейского мышления. Ж. - Л. Сартр использует эту идею, чтобы
подчеркнуть драматические последствия утраты современным человеком уверенности
в основах собственного существования. Для философов 20 в.
идея «С. Б.» связана в первую очередь с ницшевской
философией и его критикой культуры, вследствие чего в их трудах «С. Б.» присутствует
по большей части как ключевой символ Новейшей эпохи, знаменующий потерю всех и
всяческих абсолютов, торжество историзма, относительности и партикулярности
(М. Фуко, Ж Деррида, Ж. Делё'з).
Дальнейшее развитие идея С. Б. получила в американской модернистской теологии
«смерти бога» (Т. Альтицер, У. Гамильтон, П. Ван
Бурен) в качестве теологического утверждения, касающегося кардинального изменения
в природе божества и взаимоотношений Бога и человека.
Ю.Р. Селиванов