Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ – состояние религиозного явления, характеризующееся невыделенностью качественно различных элементов или их смешением
во внутренне противоречивую систему. Понятие «С. р.» используется
применительно к разным формам религиозной жизни, в контексте которых оно имеет
различные смысловые оттенки. По отношению к архаической
религии С. р. означает слабую дифференциацию религиозного сознания и культовых
практик, слитность их с другими сторонами духовно-практической жизни человека –
трудом, социальным устройством и т. д. На раннем этапе истории религиозное мировоззрение
представляло собой слаборасчлененную целостность магических, анимистических,
теистических и пр. представлений, включавшую также зачатки этических,
эстетических, правовых, научных понятий и практических знаний.
Архаическая религиозная практика объединяла магические манипуляции и рудименты
изобразительного, танцевального, музыкального искусства, словесного
творчества. По мере развития компоненты этой мировоззренческой и культовой
синкретической целостности получают качественную определенность и выделяются
для дальнейшего существования либо в составе четко структурированной
религиозной системы (напр., в виде теологии, демонологии, антропологии) либо
как самостоятельные культурные феномены (напр., в виде этики, права,
театрального искусства и т. д.). За пределами религиозной архаики под С. р. подразумевается
соединение религиозно чужеродных элементов в одну целостность. Такое соединение
– синкретизация – типичный процесс развития
практически всех религий, которые в ходе эволюции интегрировали в свое
первоначальное содержание идеи и элементы обрядности, заимствованные из
сосуществующих верований и культов. В древнем мире С. р. был особенно присущ,
напр., ре^
лигии римлян, в рамках которой синкретизация (включение в римский пантеон иноэтнических богов и т. п. практика) была частью
официальной религиозной политики. Хотя монотеистические религии стремились
соблюдать в беспримесном состоянии догматику и культ, однако ни иудаизм, ни
христианство, ни ислам уже на этапе формирования не избежали инкорпорирования в
свой состав религиозно чужеродных явлений. Вся последующая история этих
религий была сопряжена с борьбой двух противоположных тенденций –
заимствованием инорелигиозных элементов и попытками
от них освободиться. В России С. р. был прежде всего
следствием взаимодействия православия и древней религии славян. Само
православие русское как своеобразный этнорелигиозный тип
– во многом есть результат С. р. Сосуществование в русском массовом сознании
православия и дохристианских верований привело к возникновению особой формы
синкретизма – двоеверия. На позднем этапе истории, в 19-20 вв., появились религиозные
системы, для которых С. р. является основополагающим началом. К числу таковых
принадлежит, напр., бахаизм, в составе которого С.
р. выступает средством преодоления межкофессиональных
разногласий и движения к универсальной религии.
А.П. Забияко