СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ –  Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ – состояние рели­гиозного явления, характеризующееся невыделенностью качественно различных элементов или их сме­шением во внутренне противоречивую систему. По­нятие «С. р.» используется применительно к разным формам религиозной жизни, в контексте которых оно имеет различные смысловые оттенки. По отношению к архаической религии С. р. означает слабую дифферен­циацию религиозного сознания и культовых практик, слитность их с другими сторонами духовно-практичес­кой жизни человека – трудом, социальным устрой­ством и т. д. На раннем этапе истории религиозное ми­ровоззрение представляло собой слаборасчлененную целостность магических, анимистических, теистичес­ких и пр. представлений, включавшую также зачатки этических, эстетических, правовых, научных поня­тий и практических знаний. Архаическая религиоз­ная практика объединяла магические манипуляции и рудименты изобразительного, танцевального, му­зыкального искусства, словесного творчества. По мере развития компоненты этой мировоззренчес­кой и культовой синкретической целостности по­лучают качественную определенность и выделяют­ся для дальнейшего существования либо в составе четко структурированной религиозной системы (напр., в виде теологии, демонологии, антропологии) либо как самостоятельные культурные феномены (напр., в виде этики, права, театрального искусства и т. д.). За пределами религиозной архаики под С. р. подразумевается соединение религиозно чужерод­ных элементов в одну целостность. Такое соедине­ние – синкретизация – типичный процесс разви­тия практически всех религий, которые в ходе эво­люции интегрировали в свое первоначальное содержание идеи и элементы обрядности, заимство­ванные из сосуществующих верований и культов. В древнем мире С. р. был особенно присущ, напр., ре^ лигии римлян, в рамках которой синкретизация (включение в римский пантеон иноэтнических бо­гов и т. п. практика) была частью официальной ре­лигиозной политики. Хотя монотеистические рели­гии стремились соблюдать в беспримесном состоя­нии догматику и культ, однако ни иудаизм, ни христианство, ни ислам уже на этапе формирования не избежали инкорпорирования в свой состав рели­гиозно чужеродных явлений. Вся последующая ис­тория этих религий была сопряжена с борьбой двух противоположных тенденций – заимствованием инорелигиозных элементов и попытками от них ос­вободиться. В России С. р. был прежде всего след­ствием взаимодействия православия и древней рели­гии славян. Само православие русское как своеобразный этнорелигиозный тип – во многом есть результат С. р. Сосуществование в русском массовом сознании пра­вославия и дохристианских верований привело к воз­никновению особой формы синкретизма – двоеверия. На позднем этапе истории, в 19-20 вв., появились ре­лигиозные системы, для которых С. р. является осно­вополагающим началом. К числу таковых принадле­жит, напр., бахаизм, в составе которого С. р. выступает средством преодоления межкофессиональных разно­гласий и движения к универсальной религии.

А.П. Забияко