Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ – категория религиозного сознания, выражающая
религиозно-мифологическое представление об особом состоянии или периоде времени,
обладающем качеством святости. Представления о С. в. играют огромную роль в
вероучениях и мифологиях большинства религий. Прежде всего
представления о С. в. задают важнейшие временные параметры религиозно-мифологической
картине мира. Религиозное сознание наделяет отрезки времени качественной определенностью,
подводя их под признаки сакрального и профанного.
Важнейшим основанием для выделения в потоке времени особых состояний является
причастность к этим состояниям священных персон, сил или первоначал (напр.,
Бога, мана, Брахмана). Именно акты самообнаружения святого придают соответствующему иерофании или теофании отрезку
времени священный характер. В религиозной картине мира представления о С. в. конкретизируются прежде всего в мифологии истории, которая
включает в себя повествования о происхождении мироздания (космогонию), людей
(антропогонию), общества (социогонию)
и развитии во времени этих явлений; в некоторых религиях в мифологию истории
входят теогония, эсхатология и некоторые другие повествования. В мифологии истории
С. в. соотнесено в первую очередь с эпохой творения мира, когда из небытия, праматерии или хаоса возникало новое состояние бытия, к
появлению или обустройству которого священные персоны-креа- торы имели отношение
(напр., Быт. 1-2). С. в. творения – время доброе, образцовое и абсолютно ценное. Согласно большинству вариантов мифологии
истории, конец земной истории столь же тесно сопряжен с участием священных
персон, как и начало. Священные персоны в «конце времен» могут выступать в роли
разрушителей мира как, напр., Шива, сокрушителей Сатаны и творцов «нового
неба и новой земли» как, напр., Иисус Христос Апокалипсиса, или в ином
качестве. Поэтому конец земной истории, несмотря на катастрофам
событий, есть С. в. В циклических версиях мифологии истории (напр., в
индуизме) за разрушением следует новый цикл бытия, а в линейных концепциях
(напр., в христианстве) после уничтожения старого мира наступает совершено
особая эпоха, ознаменованная тем, что С. в. переходит в «священную вечность»,
в которой будут пребывать праведники и «Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3). В мифологии истории представления о С. в.
предопределены, т. обр., идейной композицией «священной истории». В религиозном
сознании С. в. осмыслено не только как отрезок прошлого или будущего. Во-первых, идея «мистической партиципации»,
предполагающая причастность священных персон к каждому моменту жизни людей
предопределяет появление в индивидуальном или коллективном сознании
представлений об особых моментах времени, когда индивиду или группе в акте иерофании дается Откровение, – эти моменты в личной или
коллективной мифологии становятся актуально пережитым С. в. Во-вторых,
практически все религиозно-мифологические концепции времени построены на идее,
согласно которой события «священной истории» не остаются в прошлом, а
сохраняются в вечности и существуют параллельно ходу земного времени; периодически
события «священной истории» возобновляются в потоке обычного времени. На таком
понимании издревле были построены многие календарные ритуалы, напр., связанные
с рождением нового года. Рождение нового года, переход от зимы к весне в традиционных
культурах воспринимались как повторение акта творения. В восточнославянской
культуре время рождения нового года прямо именовалось «Святыми днями»,
«Святками». Отправным пунктом было зимнее солнцестояние, знаменовавшее начало
двухнедельного периода Святок, который включал призывы к божествам и предкам,
обрядовые песни и игры, ритуальные трапезы. Древняя идея Святок – пробуждение
вместе с «рождением» солнца природной жизни и соучастие в этом пробуждении человека.
Вплоть до 20 в. в традиционном восприятии сохранялось
двойственное отношение к Святкам: считалось, что в эти сроки «иной» мир
открывался миру «посюстороннему» и в общение с человеком могли вступать не
только благо- несущие существа восточнославянской мифологии, но и существа,
опасные или прямо враждебные человеку. Поэтому святые дни могут быть
«страшными, тяжелыми, кривыми». По поверьям, «солнцеворот» и следующие за ним
дни отмечены разгулом бесовской силы. Считалось также, что на Святки в дома
возвращаются умершие родственники. Семьи собирались за святочным застольем для
совместной трапезы с предками, которым выставляли отдельные приборы и предлагали
угощение. К концу Святок предков «провожали» обратно на «тот свет». В
контексте ритуальной деятельности С. в. принимает форму праздника. В христианском
понимании суть религиозного праздника состоит в торжественном чествовании Бога
и святых. Поэтому содержание праздничных ритуалов составляют
действия, напоминающие о присутствии Бога, прославляющие Бога и символически
воссоздающие важнейшие события истории взаимоотношений Бога и человечества» Основные
христианские праздники имеют годичный цикл и повторяются в установленные
сроки, указывая, что составляющие их смысл события, имевшие место в истории
взаимоотношений Бога и человечества, заняли свое место в вечности.
Ежегодным повторением они вновь и вновь вовлекают христианина в «священную
историю», приобщая каждого верующего к событиям С. в. Циклическое повторение
может занимать более короткие отрезки: напр., в иудаизме каждая суббота – С. в. праздника (шабат). Религии устанавливают для С. в. особые нормы не только
ритуального, но и вообще всякого поведения: напр., запреты на трудовую
деятельность; пост или, напротив, обильные трапезы; сексуальное воздержание
или, напротив, сексуальную активность; некоторые религии сакрализуют
не отдельные отрезки времени, а время в целом. Основанием для этого
является представление о времени как всепобеждающей силе и всеобщем вместилище.
Деификацией такого образа С. в. выступают, напр., зороастрийское божество Зерван
Аркана, Кришна в одном из проявлений своей вселенской формы. В религиоведении
большую роль в осмыслении С.в. сыграли труды Э. Дюркгейма и М. Элиаде. (См. также: Священное пространство.)
А.П. Забияко