Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ – категория религиозного со­знания, выражающая религиозно-мифологическое представление об особом состоянии или периоде вре­мени, обладающем качеством святости. Представления о С. в. играют огромную роль в вероучениях и мифологиях большинства религий. Прежде всего представле­ния о С. в. задают важнейшие временные параметры религиозно-мифологической картине мира. Религиоз­ное сознание наделяет отрезки времени качественной определенностью, подводя их под признаки сакраль­ного и профанного. Важнейшим основанием для выде­ления в потоке времени особых состояний является причастность к этим состояниям священных персон, сил или первоначал (напр., Бога, мана, Брахмана). Имен­но акты самообнаружения святого придают соответ­ствующему иерофании или теофании отрезку времени священный характер. В религиозной картине мира представления о С. в. конкретизируются прежде всего в мифологии истории, которая включает в себя пове­ствования о происхождении мироздания (космого­нию), людей (антропогонию), общества (социогонию) и развитии во времени этих явлений; в некоторых ре­лигиях в мифологию истории входят теогония, эсха­тология и некоторые другие повествования. В мифо­логии истории С. в. соотнесено в первую очередь с эпо­хой творения мира, когда из небытия, праматерии или хаоса возникало новое состояние бытия, к появлению или обустройству которого священные персоны-креа- торы имели отношение (напр., Быт. 1-2). С. в. творе­ния – время доброе, образцовое и абсолютно ценное. Согласно большинству вариантов мифологии истории, конец земной истории столь же тесно сопряжен с уча­стием священных персон, как и начало. Священные персоны в «конце времен» могут выступать в роли раз­рушителей мира как, напр., Шива, сокрушителей Сата­ны и творцов «нового неба и новой земли» как, напр., Иисус Христос Апокалипсиса, или в ином качестве. Поэтому конец земной истории, несмотря на катастро­фам событий, есть С. в. В циклических версиях ми­фологии истории (напр., в индуизме) за разрушением следует новый цикл бытия, а в линейных концепциях (напр., в христианстве) после уничтожения старого мира наступает совершено особая эпоха, ознаменован­ная тем, что С. в. переходит в «священную вечность», в которой будут пребывать праведники и «Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3). В мифологии исто­рии представления о С. в. предопределены, т. обр., идей­ной композицией «священной истории». В религиоз­ном сознании С. в. осмыслено не только как отрезок прошлого или будущего. Во-первых, идея «мистичес­кой партиципации», предполагающая причастность священных персон к каждому моменту жизни людей предопределяет появление в индивидуальном или кол­лективном сознании представлений об особых момен­тах времени, когда индивиду или группе в акте иеро­фании дается Откровение, – эти моменты в личной или коллективной мифологии становятся актуально пережитым С. в. Во-вторых, практически все религиоз­но-мифологические концепции времени построены на идее, согласно которой события «священной истории» не остаются в прошлом, а сохраняются в вечности и существуют параллельно ходу земного времени; пери­одически события «священной истории» возобновля­ются в потоке обычного времени. На таком понима­нии издревле были построены многие календарные ритуалы, напр., связанные с рождением нового года. Рождение нового года, переход от зимы к весне в тра­диционных культурах воспринимались как повто­рение акта творения. В восточнославянской культуре время рождения нового года прямо именовалось «Свя­тыми днями», «Святками». Отправным пунктом было зимнее солнцестояние, знаменовавшее начало двухне­дельного периода Святок, который включал призывы к божествам и предкам, обрядовые песни и игры, риту­альные трапезы. Древняя идея Святок – пробуждение вместе с «рождением» солнца природной жизни и со­участие в этом пробуждении человека. Вплоть до 20 в. в традиционном восприятии сохранялось двойствен­ное отношение к Святкам: считалось, что в эти сроки «иной» мир открывался миру «посюстороннему» и в общение с человеком могли вступать не только благо- несущие существа восточнославянской мифологии, но и существа, опасные или прямо враждебные чело­веку. Поэтому святые дни могут быть «страшными, тяжелыми, кривыми». По поверьям, «солнцеворот» и следующие за ним дни отмечены разгулом бесовской силы. Считалось также, что на Святки в дома возвра­щаются умершие родственники. Семьи собирались за святочным застольем для совместной трапезы с пред­ками, которым выставляли отдельные приборы и пред­лагали угощение. К концу Святок предков «провожа­ли» обратно на «тот свет». В контексте ритуальной деятельности С. в. принимает форму праздника. В хри­стианском понимании суть религиозного праздника состоит в торжественном чествовании Бога и святых. Поэтому содержание праздничных ритуалов составля­ют действия, напоминающие о присутствии Бога, про­славляющие Бога и символически воссоздающие важ­нейшие события истории взаимоотношений Бога и человечества» Основные христианские праздники име­ют годичный цикл и повторяются в установленные сроки, указывая, что составляющие их смысл события, имевшие место в истории взаимоотношений Бога и человечества, заняли свое место в вечности. Ежегод­ным повторением они вновь и вновь вовлекают хрис­тианина в «священную историю», приобщая каждого верующего к событиям С. в. Циклическое повторение может занимать более короткие отрезки: напр., в иуда­изме каждая суббота – С. в. праздника (шабат). Рели­гии устанавливают для С. в. особые нормы не только ритуального, но и вообще всякого поведения: напр., запреты на трудовую деятельность; пост или, напро­тив, обильные трапезы; сексуальное воздержание или, напротив, сексуальную активность; некоторые религии сакрализуют не отдельные отрезки времени, а время в целом. Основанием для этого является представление о времени как всепобеждающей силе и всеобщем вме­стилище. Деификацией такого образа С. в. выступают, напр., зороастрийское божество Зерван Аркана, Криш­на в одном из проявлений своей вселенской формы. В религиоведении большую роль в осмыслении С.в. сыг­рали труды Э. Дюркгейма и М. Элиаде. (См. также: Свя­щенное пространство.)

А.П. Забияко

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz