Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
СВЯТЫХ КУЛЬТ – феномен религиозной жизни, выражающийся в почитании святых –
лиц, по тем или иным критериям считающихся наделенными святостью. С. к. в различных модификациях присутствует в народностно-национальных и мировых религиях (напр., культ
сайтов в движении бхакти в Индии, сваминов
и садху в индуизме, архатов в буддизме и ламаизме и
т. д.). В христианстве С. к. характерен для ориентальных
(дохалкидонских), католической и православных
церквей и отвергается протестантизмом. Христианский С. к.
зародился в первые века н. э. Его богословское обоснование было найдено в
Библии (Прем. 3:1-3; Мф. 19:28; Евр. 13:7) и учении
апостола Павла о церкви как мистическом теле христовом (Еф.
2:19). В эпоху гонений со стороны римских властей святыми
стали почитаться мученики, т. е. христиане, погибшие за веру от рук римских
язычников под пытками или в ходе массовых репрессий и казней, и исповедники –
христиане, подвергавшиеся преследованиям за веру, судебным разбирательствам на
предмет выяснения их политической благонадежности, тюремному заключению и пр.,
но умершие собственной смертью. Этим временем датируется обычай составления
мартирологов – календарных помянников на основе
«Актов мучеников» – задокументированных свидетельств
насильственной смерти христиан. В 4-5 вв. вместе с формированием монашеского
идеала святости складывается представление о равноценности мученичества и
праведной христианской жизни, полной лишений и самоотверженного церковного
служения (так возник культ преподобных – монахов, посвятивших себя Иисусу
Христу, уподобившихся ему по чистоте и святости жизни, а также культ святых дев
и вдов). Исповедниками в период христологических споров,
борьбы с ересями стали именоваться епископы, пострадавшие от политических
интриг ариан, не- сториан и пр. Позднее они и многие другие архиереи
выделились в специфический чин «святителей» – пер- воиерархов церкви, вносимых в месяцесловы уже по факту
своего высокого иерархического статуса. В крупных монашеских центрах Египта,
Сирии, Палестины вошло в обычай составление «патериков» – жизнеописаний
наиболее авторитетных аскетов и «энкомиев» –
похвальных слов скончавшимся подвижникам. На основе мартириев
(биографий мучеников и исповедников), патериков и энкомиев
постепенно образовался обширный пласт церковной литературы, куда вошли
различные агиографические жанры (см. Агиография), как
прозаические, так и поэтические. В эпоху двоеверия (совмещения
в обыденном религиозном сознании христианских и дохристианских верований)
народная вера быстро адаптировала С. к. к своим нуждам – так появились
представления о святых патронах королевств и отдельных городов, покровителях
ремесел и социальных стратов, избавителях от
вражеских набегов и эпидемий и т. д. Католический С. к. нашел свое
дополнительное теологическое обоснование в трудах папы Григория 1 Великого (ок. 540- 604, папа с 590), напр.,
в его «Диалогах о жизни и чудесах италийских отцов», где проводится грань
между допустимым поклонением святым и идолопоклонством. Сейчас католический С. к. регламентируется документами 7-й сессии
II Никейского собора (787), 10-й сессии IV Константинопольского
собора (870), буллой папы Мартина V «Inter Cunctas» (1418), декретом «О призывании
святых, поклонении их мощам и о святых иконах» 25-й сессии Тридентского
собора (1563). Со времени Урбана VIII (1623-1644) Римско-католическая церковь
различает две стадии канонизации святых – беатификацию (причисление к лику
блаженных на епископальном уровне) и общецерковную
канонизацию, осуществляемую исключительно по инициативе понтифика (папы).
Свою привилегию в деле канонизации отстаивали еще папы Александр III (ок. 1170) и Григорий IX (1227-1241). Первая канонизация в
точном смысле слова состоялась в 993, когда к лику святых был причислен Аугсбургский епископ Ульрих. В настоящее время в
списках-месяцесловах Римско- католической церкви насчитывается ок. 3 тыс. святых. Только за перв.
пол. 20 в. было беатифицировано 859 местночтимых
католических святых и канонизировано 82. С 1969 действует особая католическая
Конгрегация по делам канонизации. В латинском обряде выделяются четыре категории
богослужебного почитания святых: день (dies), память
(memoria), праздник (festum),
торжество (solemnitas). В реформированном церковном
календаре Павла VI (1969) чествование некоторых святых признано необязательным
для латинского обряда. Общим правилом для монофизитов,
католиков, православных, старообрядцев является следующее: святые,
канонизированные после церковных расколов 451,1054,1653, признаются в качестве
таковых только в той церкви, которая их канонизировала. В Восточно-христианской
церкви систематизация и унификация разрозненных агиографических источников
была проведена при императоре Василии (976-1025) Симеоном
Метафрастом и Иоанном Ксифилином. Ими был составлен корпус кратких житий всех
святых (минологий). Этот минологий
стал базой для создания позднейших «святцев Константинопольской церкви», вошедших
в святцы Киево-Печерской Лавры и всей Русской православной церкви. В православии существует набор критериев, издревле используемых при
канонизации: вера церкви в святость прославляемых подвижников как людей,
угодивших Богу (так прославлялись ветхозаветные праотцы, пророки, новозаветные
апостолы); мученическая смерть за Христа; чудотворения, совершаемые святыми
по их молитвам или от их останков-мощей; высокое церковное служение
(святителей); большие заслуги перед церковью (князей, царей, равноапостольных);
добродетельная, праведная и святая жизнь (благоверных княгинь, преподобных,
дев). Первыми святыми РПЦ стали князья Борис и Глеб, вскоре были канонизированы
епископ Никита Новгородский, княгиня Ольга (всего 68 святых). Особую роль в
деле канонизации русских святых сыграли т. наз. Макарьевские
соборы 1547 и 1549, на которых было установлено празднование еще 39 святых.
Начиная с последней четверти 20 в. РПЦ активизировала процесс канонизации новых
святых. Действует Синодальная комиссия по канонизации святых, особое внимание
уделяется прославлению новомучеников и исповедников
российских 20 в.
И.П. Давыдов