СВЯТЫХ КУЛЬТ – Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

СВЯТЫХ КУЛЬТ – феномен религиозной жизни, выражающийся в почитании святых – лиц, по тем или иным критериям считающихся наделенными святос­тью. С. к. в различных модификациях присутствует в народностно-национальных и мировых религиях (напр., культ сайтов в движении бхакти в Индии, сваминов и садху в индуизме, архатов в буддизме и лама­изме и т. д.). В христианстве С. к. характерен для ори­ентальных (дохалкидонских), католической и право­славных церквей и отвергается протестантизмом. Христианский С. к. зародился в первые века н. э. Его богословское обоснование было найдено в Библии (Прем. 3:1-3; Мф. 19:28; Евр. 13:7) и учении апостола Павла о церкви как мистическом теле христовом (Еф. 2:19). В эпоху гонений со стороны римских властей святыми стали почитаться мученики, т. е. христиане, погибшие за веру от рук римских язычников под пыт­ками или в ходе массовых репрессий и казней, и ис­поведники – христиане, подвергавшиеся преследо­ваниям за веру, судебным разбирательствам на пред­мет выяснения их политической благонадежности, тюремному заключению и пр., но умершие собствен­ной смертью. Этим временем датируется обычай со­ставления мартирологов – календарных помянников на основе «Актов мучеников» – задокументирован­ных свидетельств насильственной смерти христиан. В 4-5 вв. вместе с формированием монашеского идеа­ла святости складывается представление о равноцен­ности мученичества и праведной христианской жиз­ни, полной лишений и самоотверженного церковного служения (так возник культ преподобных – монахов, посвятивших себя Иисусу Христу, уподобившихся ему по чистоте и святости жизни, а также культ святых дев и вдов). Исповедниками в период христологических споров, борьбы с ересями стали именоваться еписко­пы, пострадавшие от политических интриг ариан, не- сториан и пр. Позднее они и многие другие архиереи выделились в специфический чин «святителей» – пер- воиерархов церкви, вносимых в месяцесловы уже по факту своего высокого иерархического статуса. В крупных монашеских центрах Египта, Сирии, Пале­стины вошло в обычай составление «патериков» – жизнеописаний наиболее авторитетных аскетов и «энкомиев» – похвальных слов скончавшимся подвиж­никам. На основе мартириев (биографий мучеников и исповедников), патериков и энкомиев постепенно образовался обширный пласт церковной литературы, куда вошли различные агиографические жанры (см. Агиография), как прозаические, так и поэтичес­кие. В эпоху двоеверия (совмещения в обыденном ре­лигиозном сознании христианских и дохристианских верований) народная вера быстро адаптировала С. к. к своим нуждам – так появились представления о свя­тых патронах королевств и отдельных городов, покро­вителях ремесел и социальных стратов, избавителях от вражеских набегов и эпидемий и т. д. Католический С. к. нашел свое дополнительное теологическое обо­снование в трудах папы Григория 1 Великого (ок. 540- 604, папа с 590), напр., в его «Диалогах о жизни и чуде­сах италийских отцов», где проводится грань между допустимым поклонением святым и идолопоклон­ством. Сейчас католический С. к. регламентируется до­кументами 7-й сессии II Никейского собора (787), 10-й сессии IV Константинопольского собора (870), буллой папы Мартина V «Inter Cunctas» (1418), декретом «О призывании святых, поклонении их мощам и о свя­тых иконах» 25-й сессии Тридентского собора (1563). Со времени Урбана VIII (1623-1644) Римско-католи­ческая церковь различает две стадии канонизации свя­тых – беатификацию (причисление к лику блаженных на епископальном уровне) и общецерковную канони­зацию, осуществляемую исключительно по инициати­ве понтифика (папы). Свою привилегию в деле кано­низации отстаивали еще папы Александр III (ок. 1170) и Григорий IX (1227-1241). Первая канонизация в точ­ном смысле слова состоялась в 993, когда к лику свя­тых был причислен Аугсбургский епископ Ульрих. В настоящее время в списках-месяцесловах Римско- католической церкви насчитывается ок. 3 тыс. святых. Только за перв. пол. 20 в. было беатифицировано 859 местночтимых католических святых и канонизи­ровано 82. С 1969 действует особая католическая Кон­грегация по делам канонизации. В латинском обряде выделяются четыре категории богослужебного почи­тания святых: день (dies), память (memoria), праздник (festum), торжество (solemnitas). В реформированном церковном календаре Павла VI (1969) чествование не­которых святых признано необязательным для латинс­кого обряда. Общим правилом для монофизитов, като­ликов, православных, старообрядцев является следую­щее: святые, канонизированные после церковных расколов 451,1054,1653, признаются в качестве таковых только в той церкви, которая их канонизировала. В Восточно-христианской церкви систематизация и унификация разрозненных агиографических источни­ков была проведена при императоре Василии (976-1025) Симеоном Метафрастом и Иоанном Ксифилином. Ими был составлен корпус кратких житий всех святых (минологий). Этот минологий стал базой для создания по­зднейших «святцев Константинопольской церкви», во­шедших в святцы Киево-Печерской Лавры и всей Рус­ской православной церкви. В православии существует набор критериев, издревле используемых при канони­зации: вера церкви в святость прославляемых подвиж­ников как людей, угодивших Богу (так прославлялись ветхозаветные праотцы, пророки, новозаветные апосто­лы); мученическая смерть за Христа; чудотворения, со­вершаемые святыми по их молитвам или от их остан­ков-мощей; высокое церковное служение (святителей); большие заслуги перед церковью (князей, царей, равно­апостольных); добродетельная, праведная и святая жизнь (благоверных княгинь, преподобных, дев). Пер­выми святыми РПЦ стали князья Борис и Глеб, вскоре были канонизированы епископ Никита Новгородский, княгиня Ольга (всего 68 святых). Особую роль в деле ка­нонизации русских святых сыграли т. наз. Макарьевские соборы 1547 и 1549, на которых было установлено празд­нование еще 39 святых. Начиная с последней четверти 20 в. РПЦ активизировала процесс канонизации новых свя­тых. Действует Синодальная комиссия по канонизации святых, особое внимание уделяется прославлению ново­мучеников и исповедников российских 20 в.

И.П. Давыдов