Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

САТАНИЗМ, дьяволомания – оккультно-религиозные представления, культ и организации, являющиеся антитезой христианства и оппозиционные к приня­тым в обществе морально-правовым установлениям. В современную эпоху С. стал одним из влиятельных направлений новых религиозных движений. К нему при­надлежат поклонники сатаны, дьявола – могуще­ственного духа, противостоящего Богу и считающего­ся в христианстве виновником зла в мире, толкающим людей к греху, властелином ада. Дьявола именуют так­же Вельзевулом, Люцифером, Мефистофелем, Воландом и др. Главным источником современного С. стал массовый культ дьявола, сложившийся в условиях ев­ропейского Средневековья в результате взаимодей­ствия двух культур, языческой и христианской, и соот­ветствующих им тенденций: простонародной веры в магию, ведьм и колдунов, опирающихся на поддержку демонов, и церковной демонологии, осудившей ведов­ство как прислужничество дьяволу. К 11 в. дьявол стал одной из главных фигур в средневековом европейс­ком сознании. Распространение усилиями церковных проповедников представлений о «кознях дьявола» при­вело к тому, что к 13 в. страх перед его властью достиг высшей точки. Демонология породила демономанию, оттесняющую веру в Бога верой во всемогущество дья­вола. Другой мировоззренческой предпосылкой С. ста­ло представление об определенной равнозначности в мироздании дьявола и Бога (у славян, напр., бытовало воззрение о существовании нечистого духа от вечнос­ти, как и самого Бога, о вечности черта). Это представ­ление имело принципиальное значение в еретических движениях павликиан, богомилов, катаров, альбигой­цев. Их вероучения носили дуалистический характер, исходили из концепции существования двух миров (добра и зла), объявляли дьявола творцом и господи­ном материального мира, зачастую отводили ему роль благодетеля человеческого рода, а Бога обвиняли во враждебности к человеку и причинении ему вреда. Эти еретические движения отвергали официальную хрис­тианскую церковь, ее учение и обрядность, создавали собственные религиозные организации. При этом их сакрально-ценностные ориентации проявлялись в раз­ных, хотя и взаимосвязанных, формах: еретики либо отвергали Бога и называли его дьяволом, либо искали поддержки у самого дьявола, разочаровавшись в бла­годатном значении церкви и ее Бога. Однако те и дру­гие воззрения имели общую основу, будучи порожде­ны чувством социального протеста. Выйдя за пределы подобных социально-религиозных движений, С., в кон­це концов, превратился в религиозно-магическую веру, оппозиционную к христианской религии и церкви, к культуре в целом, сложившейся на основе христиан­ских ценностей и идеалов. С. мог использоваться в противоположных социальных целях и поэтому прак­тиковался в совершенно разных по своему положению и идеологии общественных группах. С одной сторо­ны, – в высших слоях европейского общества (осо­бенно в 17-18 вв.), высокомерно взиравших на обще­народную церковь и презрительно – на все остальное общество. С другой стороны, к культу дьявола прибега­ли представители низших слоев, особенно крестьян­ства, пытаясь обрести в нем гаранта своих интересов вместо равнодушной к их судьбе официальной церк­ви. Идеология и практика современного С. связана с именем англичанина Алистера Кроули (1875-1947), именовавшего себя «Зверем Апокалипсиса». Получив основательную подготовку по оккультизму в гермети­ческом ордене «Золотой Восход», Кроули основывает на о. Сицилия на небольшой ферме собственную об­щину – «Аббатство телемических мистерий». Здесь он практикует черную магию, ритуалы демонологии, воз­рождает древние обряды употребления наркотиков в колдовских действиях и сексуальную магию индий­ского тантризма. Опираясь на работы известного ок­культиста и мага 19 в. Элифаса Леви, Кроули заложил и развил основы современной магии, оккультизма и С. В Германии он стал вдохновителем многих магов, ока­завших впоследствии идейную поддержку Третьему рейху. Современная эпоха отмечена столь широким влиянием С., что последнюю треть 20 в. назвали «сата­нинским возрождением». Появились церкви сатаны, одна из наиболее известных была создана в 1968 в Ка­лифорнии Э.Ш. Ла Веем. Годом позже он опубликовал «Библию сатаны», в которой пропагандируются запо­веди, прямо противопоставляющиеся этике Нагорной проповеди Иисуса Христа: «проклятие кротким», «бла­женны сильные» и т. п. Свое учение Ла Вей характери­зовал как вопиюще эгоистическую, жестокую религию. Приверженцы С. посредством кровавых жертвопри­ношений дьяволу, совершением «черной мессы» наде­ются гарантировать себе жизненный успех, обрести власть над окружающими и способность сверхъесте­ственными силами сокрушать своих врагов. В запад­ных странах существует множество союзов сатанистов, организованных по иерархическому принципу, выпускающих свои пропагандистские материалы. «Кружки Люцифера» разбросаны по всей Зап. Европе, в них вербуют сатанистов для участия в обществах более закрытого типа. В 1970-х гг. с целью объедине­ния сект поклонников дьявола был создан «Люцифе­ров интернационал» для последующего основания «ордена арийских рыцарей», высшей элиты «храните­лей тайн», что можно расценивать как попытку воз­рождения аналогичного оккультно-мистического ор­дена времен фашистской Германии. В современном С. важную роль играет ВИККА – Международная ассо­циация люциферистов «кельто-восточного обряда», на­считывающая тысячи приверженцев в США, Англии и Франции. Церкви сатаны имеют свои святилища, проводят магические ритуалы («черная месса» и др.), которые грубо пародируют христианскую обрядность и рассчитаны скорее всего на то, чтобы ужаснуть па­ству инфернальной символикой и шокировать своей непристойностью. Популяризации и распространению С., особенно притягательного для антиконформистов и молодежной контркультуры, немало способствовали кино- и телеэкран, музыкальные ансамбли, книжные издания, обращенные к темам магических темных сил, ужаса и творимого дьяволом зла. Начало было положе­но знаменитым фильмом Романа Поланского «Ребенок Розмари» (1968), в котором героиня становится жерт­вой главы международного общества сатанистов и вы­нуждена родить сына от «князя тьмы». Затем последо­вали с не менее шумным успехом фильм «Экзорцист» и его продолжение. С. стал одним из главных направ­лений современной «массовой культуры», приобрел общественный престиж и раскрыл свои возможности как выгодная сфера предпринимательства. Вместе с тем его нигилистическая направленность духовно подпи­тывает и оправдывает существование полукриминальных эзотерических групп, культивирующих непристой­ность, оргиасгические обряды и даже человеческие жер­твоприношения. Это направление С. часто представляет собой прямую угрозу общественному спокойствию, ори­ентируется на попрание норм общечеловеческой мора­ли, на отказ от приоритетов милосердия, духовности и гуманности. Криминальные группировки С. фактичес­ки используют оккультно-магическую обрядность в ка­честве декорации, маскирующей их склонность к пси­хопатологическим эксцессам, оргиастическому экста­зу, насилию и жестокости. С. в форме контркультурного поветрия затронул и Россию, соответствующие настро­ения проникают в нашу страну не только из-за рубежа, но формируются и под воздействием негативных про­дуктов отечественной литературы, телевидения и му­зыкальной эстрады. Тайные группы сатанистов суще­ствуют в ряде городов России и им неоднократно предъявлялись обвинения в совершении тяжких пре­ступлений: только в период 1995-2001 в отношении уча­стников сатанинских сект было возбуждено 5 уголов­ных дел по различным статьям УК РФ.

Е.Г. Балагушкин

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz