Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
САТАНИЗМ, дьяволомания
– оккультно-религиозные представления, культ и организации, являющиеся
антитезой христианства и оппозиционные к принятым в обществе морально-правовым
установлениям. В современную эпоху С. стал одним из влиятельных направлений
новых религиозных движений. К нему принадлежат поклонники сатаны, дьявола –
могущественного духа, противостоящего Богу и считающегося в христианстве
виновником зла в мире, толкающим людей к греху, властелином ада. Дьявола именуют также Вельзевулом, Люцифером, Мефистофелем, Воландом и др. Главным источником современного С. стал
массовый культ дьявола, сложившийся в условиях европейского Средневековья в
результате взаимодействия двух культур, языческой и христианской, и соответствующих
им тенденций: простонародной веры в магию, ведьм и колдунов, опирающихся на
поддержку демонов, и церковной демонологии, осудившей ведовство как
прислужничество дьяволу. К 11 в. дьявол стал одной из главных фигур в средневековом европейском
сознании. Распространение усилиями церковных проповедников представлений о
«кознях дьявола» привело к тому, что к 13 в. страх перед его властью достиг
высшей точки. Демонология породила демономанию,
оттесняющую веру в Бога верой во всемогущество дьявола. Другой мировоззренческой
предпосылкой С. стало представление об определенной равнозначности в мироздании
дьявола и Бога (у славян, напр., бытовало воззрение о существовании нечистого
духа от вечности, как и самого Бога, о вечности черта). Это представление
имело принципиальное значение в еретических движениях павликиан,
богомилов, катаров, альбигойцев. Их вероучения носили дуалистический характер,
исходили из концепции существования двух миров (добра и зла), объявляли дьявола
творцом и господином материального мира, зачастую отводили ему роль
благодетеля человеческого рода, а Бога обвиняли во враждебности к человеку и
причинении ему вреда. Эти еретические движения отвергали официальную христианскую
церковь, ее учение и обрядность, создавали собственные религиозные организации.
При этом их сакрально-ценностные ориентации проявлялись в разных, хотя и
взаимосвязанных, формах: еретики либо отвергали Бога и называли его дьяволом,
либо искали поддержки у самого дьявола, разочаровавшись в благодатном значении
церкви и ее Бога. Однако те и другие воззрения имели общую основу, будучи
порождены чувством социального протеста. Выйдя за пределы подобных
социально-религиозных движений, С., в конце концов, превратился в
религиозно-магическую веру, оппозиционную к христианской религии и церкви, к
культуре в целом, сложившейся на основе христианских ценностей и идеалов. С.
мог использоваться в противоположных социальных целях и поэтому практиковался
в совершенно разных по своему положению и идеологии общественных группах. С
одной стороны, – в высших слоях европейского общества (особенно в 17-18 вв.),
высокомерно взиравших на общенародную церковь и презрительно – на все остальное
общество. С другой стороны, к культу дьявола прибегали представители низших
слоев, особенно крестьянства, пытаясь обрести в нем гаранта своих интересов
вместо равнодушной к их судьбе официальной церкви. Идеология и практика современного
С. связана с именем англичанина Алистера Кроули (1875-1947), именовавшего себя «Зверем
Апокалипсиса». Получив основательную подготовку по оккультизму в герметическом
ордене «Золотой Восход», Кроули основывает на о. Сицилия на небольшой ферме собственную
общину – «Аббатство телемических мистерий». Здесь он
практикует черную магию, ритуалы демонологии, возрождает древние обряды
употребления наркотиков в колдовских действиях и сексуальную магию индийского тантризма. Опираясь на работы известного оккультиста и мага 19 в. Элифаса
Леви, Кроули заложил и развил основы современной
магии, оккультизма и С. В Германии он стал вдохновителем многих магов, оказавших
впоследствии идейную поддержку Третьему рейху. Современная эпоха отмечена столь
широким влиянием С., что последнюю треть 20 в. назвали
«сатанинским возрождением». Появились церкви сатаны, одна из наиболее известных была создана в 1968 в Калифорнии Э.Ш. Ла Веем. Годом позже он опубликовал «Библию сатаны», в
которой пропагандируются заповеди, прямо противопоставляющиеся этике Нагорной
проповеди Иисуса Христа: «проклятие кротким», «блаженны сильные» и т. п. Свое
учение Ла Вей характеризовал
как вопиюще эгоистическую, жестокую религию. Приверженцы С. посредством
кровавых жертвоприношений дьяволу, совершением «черной мессы» надеются
гарантировать себе жизненный успех, обрести власть над окружающими и
способность сверхъестественными силами сокрушать своих врагов. В западных
странах существует множество союзов сатанистов,
организованных по иерархическому принципу, выпускающих свои пропагандистские
материалы. «Кружки Люцифера» разбросаны по всей Зап.
Европе, в них вербуют сатанистов для участия в
обществах более закрытого типа. В 1970-х гг. с целью объединения сект поклонников
дьявола был создан «Люциферов интернационал» для последующего основания «ордена
арийских рыцарей», высшей элиты «хранителей тайн», что можно расценивать как
попытку возрождения аналогичного оккультно-мистического ордена времен
фашистской Германии. В современном С. важную роль
играет ВИККА – Международная ассоциация люциферистов
«кельто-восточного обряда», насчитывающая тысячи приверженцев в США, Англии и
Франции. Церкви сатаны имеют свои святилища, проводят магические ритуалы
(«черная месса» и др.), которые грубо пародируют христианскую обрядность и рассчитаны скорее всего на то, чтобы ужаснуть паству инфернальной
символикой и шокировать своей непристойностью. Популяризации и распространению
С., особенно притягательного для антиконформистов и
молодежной контркультуры, немало способствовали кино- и телеэкран, музыкальные
ансамбли, книжные издания, обращенные к темам магических темных сил, ужаса и
творимого дьяволом зла. Начало было положено знаменитым фильмом Романа Поланского «Ребенок Розмари»
(1968), в котором героиня становится жертвой главы международного общества сатанистов и вынуждена родить сына от «князя тьмы». Затем
последовали с не менее шумным успехом фильм «Экзорцист»
и его продолжение. С. стал одним из главных направлений современной «массовой
культуры», приобрел общественный престиж и раскрыл свои возможности как
выгодная сфера предпринимательства. Вместе с тем его нигилистическая
направленность духовно подпитывает и оправдывает существование полукриминальных
эзотерических групп, культивирующих непристойность, оргиасгические
обряды и даже человеческие жертвоприношения. Это направление С. часто
представляет собой прямую угрозу общественному спокойствию, ориентируется на
попрание норм общечеловеческой морали, на отказ от приоритетов милосердия,
духовности и гуманности. Криминальные группировки С. фактически используют
оккультно-магическую обрядность в качестве декорации, маскирующей их
склонность к психопатологическим эксцессам, оргиастическому экстазу, насилию
и жестокости. С. в форме контркультурного поветрия
затронул и Россию, соответствующие настроения проникают в нашу страну не
только из-за рубежа, но формируются и под воздействием негативных продуктов
отечественной литературы, телевидения и музыкальной эстрады. Тайные группы сатанистов существуют в ряде городов России и им
неоднократно предъявлялись обвинения в совершении тяжких преступлений: только
в период 1995-2001 в отношении участников сатанинских сект было возбуждено 5
уголовных дел по различным статьям УК РФ.
Е.Г. Балагушкин