Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
САКРАЛЬНЫЙ ТЕКСТ – наделенная священным статусом знаковая система,
заключающая в себе важнейшие религиозные смыслы. Потребность в фиксации и
передаче от поколения к поколению важнейших религиозных знаний возникла на
самых древних этапах человеческой культуры, задолго до появления письменности.
Первичные религиозные смыслы, рождавшиеся в архаическом сознании, были,
во-первых, неразрывно связаны с синкретизмом как базисным свойством
первобытной духовности, во-вторых, несли в себе сильный аффективный,
эмоциональный заряд. Поэтому они находили свое выражение
прежде всего в действиях людей – жестах, позах, телодвижениях, которые становились
своеобразной – акциональной – знаковой системой.
Приняв устойчивый систематизированный характер, акциональная
религиозная знаковая система превратилась в один из первых типов С. т. –
ритуал. Наиболее ярким примером такой знаковой системы является танец
ритуальный, раскрывающий перед понимающим зрителем богатый мир религиозных
смыслов. Преобладание в архаическом мышлении
конкретно-образных сторон обусловило формирование др. наглядного способа фиксации
религиозных знаний – визуальных знаковых систем, облекавшихся в форму
наскальных рисунков (петроглифов), пластических изображений (скульптур,
барельефов и т. д.) татуировок и т. п. Заключая в визуальном виде религиозное
предание, изображая сакральные образы и сакральные символы, они выступали
типом С. т. Постепенно визуальные С. т. усложнялись и, хотя их значение
как источника религиозных знаний слабело, они до сих пор занимают даже в
развитых религиозных традициях высокое положение (напр., Иконопись). По мере
развития словарного фонда и понятийного мышления из раннего синкретизма
начинает выделяться языковые (вербальные) знакрвые
системы. Постепенно этот тип передачи от поколения к поколению устойчивых
религиозных смыслов приобретает первостепенное значение, поскольку «сущность
предания вербальна», «язык относится к самой сущности
предания», а потому «понимание языкового предания обладает своеобразным преимуществом
перед всяким иным преданием» (Х.Г. Гадамер). Первичные религиозные вербальные знаковые системы существовали как
устные С. т. – мифы, эпос, заговоры, молитвы, гимны, плачи (см. Плач ритуальный).
Типичное для религиозных культур магическое отношение к
слову требовало чрезвычайной серьезности в обращении с устными С. т. – напр.,
точности запоминания и воспроизведения, особой ритуальной ситуации и
психологического настроя, соучастия в обращении с текстом только «своих»,
«посвященных» (см. Религия и язык). Нарушение этих правил влекло за
собой, согласно религиозным представлениям, несчастья или профанацию текста,
утрату им сакрального характера (такая установка сохраняется до сих пор в
русском знахарстве, колдовстве по отношению к заговорам). Исполнение устных С.
т. предполагало во многих культурах вхождение в измененные состояния сознания,
экстаз религиозный, которые воспринимались как божественное вдохновение, одна
из форм одержимости. Магическое отношение к устному С. т.,
значительные объемы многих произведений (напр., Ригведа)
и сложные религиозные техники их воспроизведения предопределили существование
в религиозных традициях особой категории лиц, профессионально занятых обращением
с С. т., – шаманов, поэтов-сказителей (напр., в
ведической религии – риши), брахманов, друидов и др.
Зачастую отличительным признаком этих исполнителей С. т. было обладание харизмой. Такого рода исполнитель, хотя он имел дело
с воссозданием художественно выразительных произведений, – «не художник, он –
провидец», художественные особенности его мышления и исполнения «появились,
чтобы служить не искусству, а религии в самом первичном ее смысле» (А.Б. Лорд).
В ходе развития письменности и преодоления
существовавших во многих культурах предубеждений к алфавиту, графической
фиксации религиозных знаний возникают вербальные письменные С. т. – Священные
Писания. Материалом для записи служили каменные поверхности, глиняные
таблички, деревянные доски, папирус, пергамент, в 13 в.
в Европе начинает использоваться бумага; во 2-4 вв.
произошел переход от свитка к кодексу, блоку листов и Священные Писания
приобрели форму собственно книг. Большинство из существующих
и наиболее почитаемых письменных С. т. возникли в результате записи устного
наследия. Переход от устной традиции С. т. к письменной не
был простой сменой техники фиксации – это был процесс серьезной трансформации
важной области религиозной культуры: с одной стороны, менялись художественные
особенности текста, утрачивали значение особенности звучащей речи (темп,
интонации, пр.) и личностные черты исполнителя, более того, фактически
отпадала необходимость в прежде религиозно значимой категории профессионалов –
хранителей и исполнителей устных С. т.; с др. стороны, С. т. приобрели
окончательную стабильность – «то, что зафиксировано письменно, свободно от
случайностей своего происхождения и своего автора» (Х.Г. Гадамер).
Развитие письменной религиозной культуры позволило многим религиозным
традициям (напр., христианству) создать особую категорию С. т. – канон.
Существующие в настоящее время в религиях мира С. т. различаются по многим
критериям – во-первых, по степени священности (напр., Священное Писание и
Священное Предание, дискуссии о второканонических
книгах Ветхого Завета). Во-вторых, по источнику получения
священного знания: согласно вероучению некоторых традиций, содержание их С.
т. было получено как Откровение, непосредственно из божественного
первоисточника (даосское учение Небесных Наставников
получено якобы от явившегося с небес ок. 142 Государя
Мао-цзы; см. также Библия, Коран); содержание других
С. т. является изложением духовного опыта мудрецов, пророков и провидцев
(см., напр., Упанишады); известны др. толкования происхождения С. т.
В-третьих, С. т. различаются по основаниям их сакрализации: некоторые С. т.
обладают своим статусом по традиции и всеобщему соглашению приверженцев вероисповедания
(напр., Ригведа), другие – по установлению особых
религиозных институтов (напр., соборов). Общими чертами С. т.
являются: а) свойство открывать священную реальность (иерофаничность);
б) статус высшей и бесспорной вероучительной
инстанции (абсолютная авторитетность); в) непреходящая ценность (внеисторичность); г) исключительность в качестве фундамента
сотериологии (сотериологичность);
д) направленность на формирование базисных моделей
миропонимания и образа жизни индивидов, групп, а в пределе – цивилизаций и
человечества в целом (парадигматичность); ж)
доминирование в культовой практике (литургичность).
Многие С. т. окружены в сознании своих приверженцев магическим ореолом – уже одно
прикосновение к ним, обладание ими, хранение их способно вызывать
чудодейственный эффект – отгонять демонов, излечивать от болезни, спасать от
беды. Такое отношение превращает С. т. из священной реликвии в магический
талисман. В настоящее время некоторые религии отрицают возможность приращения
своих Ст. – напр., главные христианские церкви
отвергают претензии на создание Третьего Завета; другие оставляют свой корпус
С. т. открытым для новых произведений – такая ситуация характерна, напр., для
индуизма. Бурное развитие новых религиозных движений привело
в появлению новых писаний, которые имеют в среде своих почитателей статус С.
т. Рядом с этими новыми С т. и С. т. традиционных религий в современном мире
сосуществуют уходящие корнями в архаикуустные С. т. –
они сохраняются в культуре «коренных» народов (эвенков, индейцев Сев. Америки и др.). В связи с развитием экуменизма и диалога
между религиями предпринимаются попытки создать согласованный
с С. т. основных мировых религий единый С. т. –
Всемирное писание.
А.П. Забияко