САКРАЛЬНЫЙ ТЕКСТ – Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

САКРАЛЬНЫЙ ТЕКСТ – наделенная священным ста­тусом знаковая система, заключающая в себе важней­шие религиозные смыслы. Потребность в фиксации и передаче от поколения к поколению важнейших рели­гиозных знаний возникла на самых древних этапах человеческой культуры, задолго до появления письмен­ности. Первичные религиозные смыслы, рождавшие­ся в архаическом сознании, были, во-первых, неразрыв­но связаны с синкретизмом как базисным свойством первобытной духовности, во-вторых, несли в себе силь­ный аффективный, эмоциональный заряд. Поэтому они находили свое выражение прежде всего в действи­ях людей – жестах, позах, телодвижениях, которые становились своеобразной – акциональной – знако­вой системой. Приняв устойчивый систематизирован­ный характер, акциональная религиозная знаковая система превратилась в один из первых типов С. т. – ритуал. Наиболее ярким примером такой знаковой си­стемы является танец ритуальный, раскрывающий перед понимающим зрителем богатый мир религиоз­ных смыслов. Преобладание в архаическом мышлении конкретно-образных сторон обусловило формирова­ние др. наглядного способа фиксации религиозных знаний – визуальных знаковых систем, облекавших­ся в форму наскальных рисунков (петроглифов), пла­стических изображений (скульптур, барельефов и т. д.) татуировок и т. п. Заключая в визуальном виде религи­озное предание, изображая сакральные образы и сак­ральные символы, они выступали типом С. т. Постепен­но визуальные С. т. усложнялись и, хотя их значение как источника религиозных знаний слабело, они до сих пор занимают даже в развитых религиозных традици­ях высокое положение (напр., Иконопись). По мере развития словарного фонда и понятийного мышления из раннего синкретизма начинает выделяться языко­вые (вербальные) знакрвые системы. Постепенно этот тип передачи от поколения к поколению устойчивых религиозных смыслов приобретает первостепенное значение, поскольку «сущность предания вербальна», «язык относится к самой сущности предания», а пото­му «понимание языкового предания обладает своеоб­разным преимуществом перед всяким иным предани­ем» (Х.Г. Гадамер). Первичные религиозные вербаль­ные знаковые системы существовали как устные С. т. – мифы, эпос, заговоры, молитвы, гимны, плачи (см. Плач ритуальный). Типичное для религиозных культур ма­гическое отношение к слову требовало чрезвычайной серьезности в обращении с устными С. т. – напр., точ­ности запоминания и воспроизведения, особой риту­альной ситуации и психологического настроя, соучас­тия в обращении с текстом только «своих», «посвящен­ных» (см. Религия и язык). Нарушение этих правил влекло за собой, согласно религиозным представлени­ям, несчастья или профанацию текста, утрату им сак­рального характера (такая установка сохраняется до сих пор в русском знахарстве, колдовстве по отношению к заговорам). Исполнение устных С. т. предполагало во многих культурах вхождение в измененные состояния сознания, экстаз религиозный, которые воспринимались как божественное вдохновение, одна из форм одержи­мости. Магическое отношение к устному С. т., значи­тельные объемы многих произведений (напр., Ригведа) и сложные религиозные техники их воспроизведе­ния предопределили существование в религиозных традициях особой категории лиц, профессионально занятых обращением с С. т., – шаманов, поэтов-сказителей (напр., в ведической религии – риши), брах­манов, друидов и др. Зачастую отличительным призна­ком этих исполнителей С. т. было обладание харизмой. Такого рода исполнитель, хотя он имел дело с воссоз­данием художественно выразительных произведе­ний, – «не художник, он – провидец», художествен­ные особенности его мышления и исполнения «появи­лись, чтобы служить не искусству, а религии в самом первичном ее смысле» (А.Б. Лорд). В ходе развития письменности и преодоления существовавших во мно­гих культурах предубеждений к алфавиту, графиче­ской фиксации религиозных знаний возникают вер­бальные письменные С. т. – Священные Писания. Ма­териалом для записи служили каменные поверхности, глиняные таблички, деревянные доски, папирус, пер­гамент, в 13 в. в Европе начинает использоваться бума­га; во 2-4 вв. произошел переход от свитка к кодексу, блоку листов и Священные Писания приобрели фор­му собственно книг. Большинство из существующих и наиболее почитаемых письменных С. т. возникли в результате записи устного наследия. Переход от уст­ной традиции С. т. к письменной не был простой сме­ной техники фиксации – это был процесс серьезной трансформации важной области религиозной культу­ры: с одной стороны, менялись художественные осо­бенности текста, утрачивали значение особенности зву­чащей речи (темп, интонации, пр.) и личностные чер­ты исполнителя, более того, фактически отпадала необходимость в прежде религиозно значимой кате­гории профессионалов – хранителей и исполнителей устных С. т.; с др. стороны, С. т. приобрели окончатель­ную стабильность – «то, что зафиксировано письмен­но, свободно от случайностей своего происхождения и своего автора» (Х.Г. Гадамер). Развитие письменной ре­лигиозной культуры позволило многим религиозным традициям (напр., христианству) создать особую ка­тегорию С. т. – канон. Существующие в настоящее время в религиях мира С. т. различаются по многим критериям – во-первых, по степени священности (напр., Священное Писание и Священное Предание, дис­куссии о второканонических книгах Ветхого Завета). Во-вторых, по источнику получения священного зна­ния: согласно вероучению некоторых традиций, содер­жание их С. т. было получено как Откровение, непос­редственно из божественного первоисточника (даос­ское учение Небесных Наставников получено якобы от явившегося с небес ок. 142 Государя Мао-цзы; см. так­же Библия, Коран); содержание других С. т. является из­ложением духовного опыта мудрецов, пророков и про­видцев (см., напр., Упанишады); известны др. толкова­ния происхождения С. т. В-третьих, С. т. различаются по основаниям их сакрализации: некоторые С. т. обла­дают своим статусом по традиции и всеобщему согла­шению приверженцев вероисповедания (напр., Ригведа), другие – по установлению особых религиозных институтов (напр., соборов). Общими чертами С. т. яв­ляются: а) свойство открывать священную реальность (иерофаничность); б) статус высшей и бесспорной вероучительной инстанции (абсолютная авторитет­ность); в) непреходящая ценность (внеисторичность); г) исключительность в качестве фундамента сотериологии (сотериологичность); д) направленность на фор­мирование базисных моделей миропонимания и об­раза жизни индивидов, групп, а в пределе – цивили­заций и человечества в целом (парадигматичность); ж) доминирование в культовой практике (литургичность). Многие С. т. окружены в сознании своих привержен­цев магическим ореолом – уже одно прикосновение к ним, обладание ими, хранение их способно вызывать чудодейственный эффект – отгонять демонов, излечи­вать от болезни, спасать от беды. Такое отношение пре­вращает С. т. из священной реликвии в магический талисман. В настоящее время некоторые религии от­рицают возможность приращения своих Ст. – напр., главные христианские церкви отвергают претензии на создание Третьего Завета; другие оставляют свой кор­пус С. т. открытым для новых произведений – такая ситуация характерна, напр., для индуизма. Бурное раз­витие новых религиозных движений привело в появле­нию новых писаний, которые имеют в среде своих по­читателей статус С. т. Рядом с этими новыми С т. и С. т. традиционных религий в современном мире сосуще­ствуют уходящие корнями в архаикуустные С. т. – они сохраняются в культуре «коренных» народов (эвенков, индейцев Сев. Америки и др.). В связи с развитием эку­менизма и диалога между религиями предпринимают­ся попытки создать согласованный с С. т. основных мировых религий единый С. т. – Всемирное писание.

А.П. Забияко