Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
САКРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ – наделенный священным статусом знак, выражающий в образной
форме религиозный смысл. От знака вообще символ отличается тем, что он
предполагает непрямое, переносное понимание своего содержания, т.е. требует
интерпретации, опосредованной особыми смыслами. Так, напр., крест – знак,
образованный двумя пересекающимися линиями, может иметь сколь угодно много
значений, но, помещенный в контекст знания о земном пути Иисуса Христа, он
становится важнейшим С. с христианства, выступая в качестве максимально
концентрированного образного выражения евангельской вести о Боговоплощении и победе жизни над смертью. От нерелигиозных
символов С. с. (как и символы религиозные в целом) отличаются тем, что их
истинный смысл детерминирован картиной мира, включающей профанный,
мирской, и сакральный уровни бытия, посюстороннее и потустороннее. В этой
системе координат С. с. в
посюсторонней форме указывают на сакральную, потустороннюю реальность и
выступают типом иерофании. Причем один и тот же знак
может выступать как мирской (светский) символ, так и С. с.
в зависимости от той картины мира, которая
обусловливает его интерпретацию. Напр., изображение лотоса
может быть понято под нерелигиозным углом зрения в качестве символа чистоты и
красоты, явленных в рутине повседневности, – такой смысл извлекается из
наблюдения над тем, как в стоячей воде из грязи и ила рождается прекрасный
цветок. Лотос в индуистской системе интерпретации (см. Индуизм)
становятся С с. божественных
первотворцов – Вишну и Брахмы, а вода – С.с.
первозданной стихии (широко распространен мифологический сюжет рождения Брахмы
из лотоса, произрастающего из пупа лежащего на воде Вишну). С е., как и символ
вообще, есть образ – претворение первичного бытия в бытие вторичное,
отраженное и заключенное в чувственно доступную форму. От образа вообще символ
отличается тем, что конкретно-чувственная, изобразительная (иконическая) сторона символа не является прямым
воспроизведением своей первичной реальности - внешняя форма символа лишь
намекает и опосредованно указывает на свое истинное содержание. Так, изображения совокупляющихся пар на стенах индуистского храма Кхаджурахо не являются просто запечатленными в барельефах
сексуальными техниками, но есть С. с., раскрывающие в визуальной форме
неограниченное в своем многообразии космическое желание (кама)
и слияние миросозидающих божественных энергий.
С.с., как и миф, «становится при гаком подходе мистерией: ею подлинное значение
и его подлинная глубина заключается не в том, что он выражает своими
собственными фигурами, а в том, что он скрывает» (Э. Кассиреp) Хотя религиозное сознание не допускает
отождествления С.с. и стоящей за ним первичной реальности, оно тем не менее
убеждено, что «символ соучаствует в том, на что он указывает» (П. Тиллих). Поэтому С.с., претворяющий
священную первореальность (мана,
табу, божество и др.), «обладает внутренне ему присущей магически-принудительной
к магически-отталкивающей силой». Очень ярко такое отношение к С.с. представлено в православном иконопочитании.
С одной стороны, согласно православному учению, С.с.
иконописи (образы Бога, ангелов, святых и др.) не тождественны своим небесным
«первообразам», икона лишь условное подобие «горнего мира». Но при этом
«они – вещественные средоточия, в которых присутствует божественная энергия,
соединенная с человеческим искусством» (В.Н. Лосский).
Сходное понимание мотивирует связанные с С
с. культовые практики – напр., христианский культ
креста как предмета, заключающего в себе божественную силу, исламское почитание
«черного камня» Каабы и мн. др. По форме репрезентации С. с. может быть
естественным, природным предметом (камнем, деревом, скалой, животным, т. д») или искусственно созданным объектом (визуальным –
напр., храм, вербальным – напр., звук Ом и т.д.). В религиозной картине мира
практически любой объект может получить интерпретацию в качестве С.с., облечься в мифологическую
оболочку и стать центром культовой практики. В дзэн-буддизме
самые обыденные вещи – напр., составленные в определенную композицию
(икебану) трава» ветви дерева – могут стать С.с. Особое значение С с приобретают в религиозных традициях, акцентирующих идею трансцедентности священной реальности и соответственно
невозможности ее непосредственного бытия в границах обыденной реальности.
К таким традициям принадлежит прежде всего мистицизм
в различных конфессиональных формах. Радикальную позицию в трактовке
трансцендентности священной первореальности занимали
некоторые направления протестантской теологии и религиоведения, представителями
которых выступали, напр., Р. Отто, развивавший
учение о С.с. как «идеограммах», Тиллих,
утверждавший, что «язык веры – это язык символов» и поэтому практически любое
человеческое представление о Боге имеет символический характер – «Бог есть
символ Бога». По мере культурного развития те или иные С
с могли утрачивать свою сакральную природу,
«обмирщаться». Такая судьба, напр., постигла лабрис –
двойной топор, атрибут богов, изображение которого выражало в культурах
древнего Средиземноморья идею божественною дуализма,
а потом, утратив сакральную интерпретацию, превратилось в элемент орнамента. С
другой стороны, система С.с. той или иной культуры может пополняться не только
собственно религиозными, но и квазирелигиозными
С.с. – напр., нацистской свастикой. В культурах 21 в. С.с.
в значительной мере сохраняют свое высокое положение
и императивный характер. В функционировании религий С. с. играют огромную
роль: 1) в образной форме они представляют важнейшие смыслы религий; 2) репрезентируя в доступной, яркой и концентрированной форме религиозные
смыслы, С.с. активизируют определенные структуры психики – когнитивные (представления,
ассоциации и т. д.), эмоциональные, волевые (мотивации и т. д.) и др.,
выступая одним из наиболее эффективных механизмов актуализации религиозного
сознания и стимулирования религиозной деятельности; 3) будучи легко
узнаваемым выражением конкретной религии, С. с. (крест, полумесяц и др.)
служат для индивидов базисным средством религиозной самоидентификации в
качестве сторонников определенной конфессии; 4) С.
е., фиксируя религиозную идентичность, являются для верующих основой, с одной
стороны, внутриконфессиональной сплоченности и
солидарности, а с другой стороны – обособления от иных конфессиональных групп,
чьи коллективные представления организованы вокруг иных С. с. (См. также: Сакральный образ.)
А.П. Забияко