САВЕЛЛИАНСТВО – Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

САВЕЛЛИАНСТВО – еретическое направление в христианстве, возникшее в сер. 3 в. Основоположни­ком был Савеллий. Согласно его учению, Бог в Самом Себе, находясь в состоянии полного покоя или молча­ния, есть чистая монада, чуждая каких-либо различий. Но, выходя из состояния молчания, становясь Словом, Вот является в трех различных формах – Отца, Сына и Духа. В Ветхом Завете Бог предстает как дающий лю­дям законы Отец, в Новом Завете он является в каче­стве спасающего людей Сына, в дальнейшем он про­должает являться как освящающий человека Дух. Отец, Сын и Дух, согласно Савеллию, соответствуют телу, душе и духу, а также солнцу, его свету и его теплу. Они составляют три лица, посредством которых Бо­жественная монада раскрывает себя в мире. Но эти лица не являются реальными и самостоятельными, а только внешними формами обнаружения в мире Божественной монады. Поэтому они имеют значе­ние лишь в определенных пространственно-времен­ных рамках: только по отношению к миру в конкрет­ный временной интервал. Когда в мире открывался Отец, Сына еще не существовало, а когда счал откры­ваться Сын, Отец уже перестал существовать. К моменту открытия Духа, Сын тоже уже не существовал. В будущем закончится раскрытие Духа в мире, и он тоже вернется в Божественную монаду, куда ранее вер­нулись Отец и Сын. Естественно, что С. вызвало нега­тивную реакцию со стороны многих христианских деятелей, среди которых наиболее ярким был Диони­сий Александрийский. Александрийский собор (261) осудил С, Оно было подвергнуто осуждению и на Рим­ском соборе (262) К кон. 3 в. С. ослабело, а попытки известных савеллиан Маркелла Анкирского и его уче­ника Фотина в нач. 4 в. восстановить и поддержать С. в несколько измененном виде, окончились неудачей. С. практически прекратило свое существование.

В.С. Эдбакян