Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
САВЕЛЛИАНСТВО – еретическое
направление в христианстве, возникшее в сер. 3 в.
Основоположником был Савеллий. Согласно его учению,
Бог в Самом Себе, находясь в состоянии полного покоя
или молчания, есть чистая монада, чуждая каких-либо различий. Но, выходя из
состояния молчания, становясь Словом, Вот является в трех различных формах –
Отца, Сына и Духа. В Ветхом Завете Бог предстает как дающий людям законы Отец,
в Новом Завете он является в качестве спасающего людей Сына, в дальнейшем он
продолжает являться как освящающий человека Дух. Отец, Сын и Дух, согласно Савеллию, соответствуют телу, душе и духу, а также солнцу,
его свету и его теплу. Они составляют три лица, посредством которых Божественная
монада раскрывает себя в мире. Но эти лица не являются реальными и
самостоятельными, а только внешними формами обнаружения в мире Божественной
монады. Поэтому они имеют значение лишь в определенных пространственно-временных
рамках: только по отношению к миру в конкретный временной интервал. Когда в
мире открывался Отец, Сына еще не существовало, а когда счал открываться Сын,
Отец уже перестал существовать. К моменту открытия Духа, Сын тоже уже не
существовал. В будущем закончится раскрытие Духа в мире, и он тоже вернется в
Божественную монаду, куда ранее вернулись Отец и Сын. Естественно, что С.
вызвало негативную реакцию со стороны многих христианских деятелей, среди
которых наиболее ярким был Дионисий Александрийский. Александрийский собор
(261) осудил С, Оно было подвергнуто осуждению и на
Римском соборе (262) К кон. 3 в. С. ослабело, а попытки известных савеллиан Маркелла Анкирского и его ученика Фотина
в нач. 4 в. восстановить и поддержать С. в несколько
измененном виде, окончились неудачей. С. практически прекратило свое существование.
В.С. Эдбакян