Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.:
Академический проект, 2006. –1256 с.
НУМИНОЗНОЕ (лат. numen —
Божественное волеизъявление, божество) — термин феноменологии религии,
обозначающий данности религиозного опыта, связанные с интенсивным переживанием
таинственного и устрашающего Божественного присутствия. В научный оборот
понятие «Н.» было введено немецким теологом и историком религии Р. Отто в
работе «Святое» (1917). Для образования понятия Н. Отто воспользовался латинским
термином numen — им древние римляне называли могущественную Божественную силу,
властно распоряжающуюся человеческой судьбой. Согласно Отто, «Святое»,
«Божество», манифестируя себя в религиозном опыте, открываются как нуминозный
объект — это Н. в модусе своего объективного существования. В религиозном
опыте происходит встреча numen'a с sensus numinous — «чувством нуминозного»,
врожденной психической данностью, не редуцируемой к какому бы то ни было «естественному»
духовному образованию. Опираясь на философию И. Канта, Отто определяет Н. как
категорию sui generis (лат. — в своем роде, своеобразный) и как «категорию
толкования и оценки», которая, будучи неуловимой для сознательной рефлексии
целостностью, при определенных обстоятельствах вторгается в духовную жизнь,
формируя специфический религиозный способ восприятия реальности и ее
интерпретации. Исследование Н. построено у феноменолога на установлении зависимости
между структурой Н. опыта и качествами Н. объекта, поэтому раскрытие одного
есть одновременно постижение другого. Отто наделил Н. сложной внутренней
структурой. Numen, утверждает Отто, переживается как могущественная сила, поэтому
первичное Н. чувство — «чувство реальности», «чувство объективно данного
нуминозного». Оно имеет своим продолжением «чувство тварности» — чувство
тварного существа, переживающего свое ничтожество перед открывшимся всемогуществом.
«Чувство тварности» человеку внушается тем, что возвышается над ним «невыразимой
тайной», — это нуминозный объект как mysterium tremendum («тайна, повергающая
в трепет»), бытие, абсолютно превосходящее человека. Mysterium tremendum в
психическом плане бытия, т. е. как Н. переживание, представлено сложной гаммой
чувств. Поскольку Н. объект как mysterium есть тайна, потрясающее чудо,
постольку Н. переживание есть прежде всего переживание тайны, причем в
предельной степени ступора, тупого оцепенения перед ужасающим чудом. Ужасающим
mysterium становится в силу того, что оно — «чужое и поразительное», полная противоположность
тварному, понятному, привычному — это «совершенно иное» (das Ganz andere).
Сколь глубоко онтологическое отличие между питеп'ом и тварью, столь же сильно
по природе своей различаются Н. чувство «совершенно иного» и «естественное»
чувство удивления — первое, подчеркивает Отто, ни в коем случае не является
«повышением градуса второго». Мистика доводит представление о «совершенно
ином» до понятия «ничто». Mysterium не только сводит с ума ужасом демонически-божественного.
Num en, окутанный потрясающей человека тайной, пленяет душу человека, будоражит
ее восхищением, пьянит и наполняет блаженством. Это «дионисийское воздействие»
numen'a Отто выводит из того, что Н. — не только mysterium tremendum, но также
mysterium fascinans («тайна очаровывающая»). Историческими примерами опыта
fascinans феноменолог называет шаманские техники экстаза, христианский опыт
«милости», христианскую мистику, буддийский опыт бодхи и нирвану, опыты
просветления. Момент tremendum открывает в numen'e «страшное», «яростное»,
«губительное». Чувство, обозначенное словом «tremendum», — это «страх,
исполненный внутреннего ужаса», в нем есть ощутимый момент «призрачности». В
этом чувстве концентрируется Н. переживание. Переживание «религиозного ужаса»,
будучи врожденной данностью души, исторически выражается как «боязнь демонов»,
«панической страх». Оно обнаруживает себя также в чувстве «жуткого». От этой
«боязни» и прорывов чувства «жути» ведет свое начало вся история религии,
подчеркивает Отто. На первой ступени религиозное чувство, обнаруживая себя в
«боязни демонов», есть «отталкивание», в более поздних своих проявлениях оно
развивается в «примирение», обеспечивая возможность формирования позитивных
религиозных чувств. Древний «ужас» превращается в «глубочайший внутренний
трепет и немоту». Представление о Н. позволяет, как полагал Отто, вскрыть
сущность религиозности и первичное содержание святости, ибо Н. — это «святое
минус его нравственный момент и минус рациональный момент вообще». Поскольку,
согласно Отто, Н. иррационально, постольку в тех случаях, когда сознание
делает попытку проникнуть в подлинную, иррациональную сущность религии, неуловимую
в понятиях, оно вынуждено конструировать «идеограммы» — знаки религиозного
языка, представляющие собой «чистые символы», выражающие Н. настроенность
духа. «Идеограммами» выступают, к примеру, такие определения numen'a, как
mysterium tremendum, «ничто», «ревность», «гнев», «ярость» и др. Из философии
религии Отто понятие Н. перешло в другие религиоведческие дисциплины. Оно
широко используется, особенно в феноменологии религии и сравнительном
религиоведении, для квалификации данностей мистического опыта, форм
религиозности, культовых действий и символики. Из религиоведения понятие Н.
было воспринято многими течениями гуманитарной мысли, напр., психологией. Так,
согласно К. Юнгу, Н. есть свойство архетипов коллективного бессознательного; Н.
амбивалентно — оно несет в себе «жизненное», «энергетическое», но вместе с тем
Н. опасно, разрушительно, преисполнено жути. Религию Юнг понимает как
переживание и результат переработки Н. опыта. В аналитической психологии Н.,
став свойством архетипов, приобретает характер интрапсихического явления. (См.
также: Отто Р., Святое, Феноменология религии, Юнг КГ.)
А.П. Забияко