Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
НЕОКОНФУЦИАНСТВО — религиозно-философское
течение, возникшее в Китае в эпоху Сун (одно из кит. названий течения — «Сун сюэ», «Учение эпохи Сун», 960-1279), провозглашавшее необходимость укрепления
позиций конфуцианства и его дальнейшего углубленного осмысления. Поставив
такую задачу, представители Н. подготовили и утвердили в качестве эталона
конфуцианской мудрости «Сы шу»,
собрание сочинений конфуцианских авторов. Стремление укрепить
и развить позиции конфуцианства было в значительной мере реакцией на
успехи соперничающих религий — даосизма и добившегося большого влияния к
10-11 вв. буддизма, прежде всего — школы чань. Полемика
Н. с даосизмом и чань-буддизмом сочеталась с
усвоением в переработанном виде некоторых сторон этих религиозных систем
(напр., элементов даосской натурфилософии, чаньской психотехники и др.). К числу
ведущих мыслителей Н. относятся Чжоу Дуньи
(1017-1073), по-новому осмысливший категорию «Тай цзи»
(«Великий предел»), и провозгласивший приоритет покоя; Чжан
Цзай (1020-1077), развивавший конфуцианскую
космологию в своем учении о единстве мира; братья Чэн
Хао (1032-1085) и Чэн И
(1033-1107), акцентировавшие мироустроительную роль
«ли» — принципа, конституирующего бытие отдельных вещей и общего порядка
мироздания. Главенствующее место в Н. занимает один из крупнейших
китайских мыслителей Чжу Си (1130-1200). В юности Чжу Си был сторонником буддизма, однако позднее стал убежденным
последователем учения Конфуция и Мэн-цзы, а после
смерти был возведен в ранг наиболее чтимых корифеев конфуцианства. Ему удалось
создать соответствующий новой эпохе синтез важнейших конфуцианских учений,
обновить космологию, антропологию и этику, усилить связи конфуцианской
традиции с практической сферой государственной деятельности. Традиционные нравственные
категории конфуцианства — «жэнь» («гуманность»), «чэн» («искренность») и другие получили в учении Чжу Си универсальное измерение и стали основами природной,
социальной и ритуальной жизни. Огромное значение в концепции Чжу Си имело учение о «ли» («принципе»), упорядочивающем
мир (на этом основании учение Н. зачастую называется «ли сюэ»
— «учение о принципах»), Обретение совершенства достигалось, согласно Чжу Си, в процессе постижения и реализации «ли» в мире и в собственном сердце. Предложенный Чжу
Си путь «цзюнь-цзы» («благородного мужа»), совмещал
древний конфуцианский идеал мирского служения общему благу с идеей
индивидуальной внутренней самореализации в «сердце» («синь»), которая
учитывала притягательные аспекты чаньской духовной
практики. В 16-17 вв. в рамках Н. в дискуссии с учениями братьев Чэн и Чжу Си сложилось новое
направление, представленное прежде всего воззрениями
Ван Янмина (1472-1529), которое уделяло первостепенное
внимание субъективному началу — «синь», «сердцу». В 19 и 20 вв. Н. развивалось
и активно реагировало на общественно-политическую жизнь в Китае. Оно оказало
существенное влияние на религиозно-философскую и общественно-политическую
мысль Кореи. Значительную роль Н. сыграло в Японии в период Токугава (1603- 1867), причем не
только в политической сфере. Призыв идеологов Н. к почитанию древней мудрости
стимулировал в Японии рост влияния автохтонной религии японцев — синто (см.
Синтоизм).
А.П. Забияко