Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

НЕОКОНФУЦИАНСТВО — религиозно-философское течение, возникшее в Китае в эпоху Сун (одно из кит. названий течения — «Сун сюэ», «Учение эпохи Сун», 960-1279), провозглашавшее необходимость укрепления позиций конфуцианства и его дальнейше­го углубленного осмысления. Поставив такую задачу, представители Н. подготовили и утвердили в каче­стве эталона конфуцианской мудрости «Сы шу», со­брание сочинений конфуцианских авторов. Стрем­ление укрепить и развить позиции конфуцианства было в значительной мере реакцией на успехи сопер­ничающих религий — даосизма и добившегося боль­шого влияния к 10-11 вв. буддизма, прежде всего — школы чань. Полемика Н. с даосизмом и чань-буддизмом сочеталась с усвоением в переработанном виде не­которых сторон этих религиозных систем (напр., эле­ментов даосской натурфилософии, чаньской психотех­ники и др.). К числу ведущих мыслителей Н. относятся Чжоу Дуньи (1017-1073), по-новому осмысливший категорию «Тай цзи» («Великий предел»), и провозгла­сивший приоритет покоя; Чжан Цзай (1020-1077), раз­вивавший конфуцианскую космологию в своем уче­нии о единстве мира; братья Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107), акцентировавшие мироустроительную роль «ли» — принципа, конституирующего бытие от­дельных вещей и общего порядка мироздания. Главен­ствующее место в Н. занимает один из крупнейших китайских мыслителей Чжу Си (1130-1200). В юности Чжу Си был сторонником буддизма, однако позднее стал убежденным последователем учения Конфуция и Мэн-цзы, а после смерти был возведен в ранг наибо­лее чтимых корифеев конфуцианства. Ему удалось со­здать соответствующий новой эпохе синтез важней­ших конфуцианских учений, обновить космологию, ан­тропологию и этику, усилить связи конфуцианской традиции с практической сферой государственной дея­тельности. Традиционные нравственные категории конфуцианства — «жэнь» («гуманность»), «чэн» («ис­кренность») и другие получили в учении Чжу Си уни­версальное измерение и стали основами природной, со­циальной и ритуальной жизни. Огромное значение в концепции Чжу Си имело учение о «ли» («принципе»), упорядочивающем мир (на этом основании учение Н. зачастую называется «ли сюэ» — «учение о принци­пах»), Обретение совершенства достигалось, согласно Чжу Си, в процессе постижения и реализации «ли» в мире и в собственном сердце. Предложенный Чжу Си путь «цзюнь-цзы» («благородного мужа»), совмещал древний конфуцианский идеал мирского служения общему благу с идеей индивидуальной внутренней са­мореализации в «сердце» («синь»), которая учитывала притягательные аспекты чаньской духовной практи­ки. В 16-17 вв. в рамках Н. в дискуссии с учениями бра­тьев Чэн и Чжу Си сложилось новое направление, пред­ставленное прежде всего воззрениями Ван Янмина (1472-1529), которое уделяло первостепенное внима­ние субъективному началу — «синь», «сердцу». В 19 и 20 вв. Н. развивалось и активно реагировало на обще­ственно-политическую жизнь в Китае. Оно оказало су­щественное влияние на религиозно-философскую и общественно-политическую мысль Кореи. Значитель­ную роль Н. сыграло в Японии в период Токугава (1603- 1867), причем не только в политической сфере. При­зыв идеологов Н. к почитанию древней мудрости сти­мулировал в Японии рост влияния автохтонной религии японцев — синто (см. Синтоизм).

А.П. Забияко

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz