Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

НЕОИНДУИЗМ — комплекс реформаторских движе­ний в индуизме, развивавшихся в Индии с нач. 19 в. Возникновение Н. во многом было обусловлено влия­нием западной цивилизации (в лице английских ко­лонизаторов) на прогрессивные круги инд. обществен­ности. Н. развивался в первую очередь в крупных горо­дах с сильным английским присутствием (Калькутта, Бомбей, Мадрас). В истории сложного и противоречи­вого развития Н. выделяют несколько этапов. На пер­вом из них, продолжавшемся примерно до сер. 1880-х гг., Н. ставил своей задачей «очищение» инду­изма от его позднейших наслоений, возвращение к «ис­тинной» национальной религии, а также преодоление отсталости страны. Фактическим основателем рефор­мированного индуизма стал бенгальский брахман Рам Мохан Рой (или Рай; 1772-1833). Именно Рой создал первое неоиндуистское общество — «Брахмо самадж» (1828). Среди других представителей Н. данного этапа выделяются Дебендранатх Тагор (1817-1905), Кешаб- чондро Сен (1838-1884), создатель общества «Арья са­мадж» Даянанда Сарасвати (1824-1883), Рамакришна Парамахамса. Руководствуясь принципами гуманиз­ма и рационализма, неоиндуисты «первой волны» (осо­бенно Рой) обращали внимание общества на его изъя­ны — обычай самосожжения вдовы, невозможность вдовы выходить замуж повторно, детские браки, сис­тему кастовых перегородок, низкое социальное поло­жение женщины и т. д. Н. ратует за широкое народное просвещение. Отрицается «идолопоклонство», т. е. по­клонение антропоморфным изображениям божеств (Даянанда Сарасвати), отвергается институт ортодок­сального жречества (Рой) и авторитет священных книг (Д. Тагор). Подчеркиваются монотеистические тенден­ции в противовес политеистическим, безличный Абсо­лют ставится над сонмом индуистских божеств. Для Н. характерно стремление отойти от мифологического мышления, внести в религиозные установки «разум­ные основания». Выдвигается примат «внутренних» методов духовной деятельности (молитва,медитация, этическое совершенствование) над «внешними» (прак­тика жертвоприношения, паломничества, и т. п.). Одна­ко критика некоторых обычаев индуизма сочеталась в учениях Н. с отстаиванием его положений в противовес христианству. Общество «Арья самадж», основан­ное в 1875, призывало перешедших в христианство индийцев пройти особый обряд очищения (шуддхи) и вернуться в лоно индуизма. В рядах приверженцев Н. не было единства, выдвигались различные, подчас противоречивые взгляды. Противоречия между раз­ными течениями Н., равно как между Н. в целом и тра­диционным индуизмом, были преодолены в учении Рамакришны, который представил различные учения неоиндуистов и индуистов как разные ступени едино­го пути к Абсолюту. Рамакришна замыкает собой пер­вый и начинает второй этап Н. На втором этапе Н. глав­ной задачей становится осмысление роли религии в современном обществе. Этот этап характеризуется де­ятельностью таких мыслителей, как Вивекананда, Ауро- биндо Гхош (1872-1950) и некоторых др. Если ранние неоиндуисты не отрицали английское владычество и ча­сто опирались на колониальные власти в своих рефор­мах, то неоиндуисты «второй волны», используя наци­ональную религию как рупор для политических, наци­ональных и социальных идей, призывают массы народа активнее бороться за независимость Индии. Религия служит оправданием этой борьбы в разных ее прояв­лениях, подчас в весьма радикальных (Гхош). Неоин­дуисты второго этапа — это страстные патриоты сво­ей страны, мечтающие о свободной, процветающей Индии, стоящей в авангарде мировых процессов. При этом продолжается начавшаяся еще на первом этапе секуляризация национальной религии (с сохранением внешней религиозной терминологии): слабеет акцент на обрядовой стороне; обращается внимание на науч­ные достижения Запада, растет стремление органично соединить веру и знание; религиозная проповедь сво­дится к нравственной (Вивекананда). Н. вводит в свой арсенал различные понятия и установки западной куль­туры (как светской, так и религиозной), пытается гово­рить об индуизме с западной аудиторией на понятном ей языке (напр., подавая йогу как «экспериментальную науку»). Идеалом провозглашается «санньясин» — в учениях Н. — это человек, полностью отрекшийся от собственных мирских интересов ради служения со­обществу. Индуизм воспринимается как универсаль­ная религия, вбирающая в себя все прочие религиоз­ные традиции. Продолжается активная полемика с хри- стианством (зачастую при недостаточно хорошем знакомстве с его основоположениями и историей), критике подвергаются его догматические положения. Как правило в основе этой критики, как и критики за­падной цивилизации в целом (за ее «материалистичный», «меркантильный» и «эгоистичный» характер), лежало стремление неоиндуистов пробудить и развить в на­родных массах национальное самосознание. Представ­ление о духовном главенстве Индии над всеми осталь­ными странами и культурами принимается всеми те­чениями Н. почти как аксиома. Третий этап Н. (про­должающийся и в наши дни) начался примерно в 1950- 1960-х гг. и был связан с активной экспансией идей индуизма (истолкованных с учетом современных реа­лий) на Запад, прежде всего в США. Н. становится идей­ной платформой различных индийских «новых рели­гий», таких как «Международное Общество Сознания Кришны», движения Раджниша, Чинмоя,«Ананда-мар- га», «Сахаджа-йога» и многих других. Благодаря пере­осмыслению понятия каст появляется возможность ак­тивной проповеди среди иностранцев. Так, по мнению современных кришнаитов, касты — это не социальные группы в Индии, в которых человек находится с мо­мента своего рождения, а своеобразные духовные уров­ни; самым высшим из них является уровень брахма­нов. Идеалом видится жизнь мирового сообщества в духе «ведической» цивилизации мифического «золо­того века». Индуизм в учениях представителей этого этапа окончательно утрачивает черты национальной религии и подается как «общечеловеческая» религия, как «истинное знание», вполне совместимое с другими религиями — напр., с христианством или исламом. Часто индуистские методики и техники истолковываются как способы решения глобальных проблем современно­сти. Популярность различных неоиндуистских органи­заций во многом связана с феноменом западной «контр­культуры». Только в США в неоиндуистское движение было вовлечено от 5 до 10% населения. На протяже­нии всех этапов существования Н. его учения базиро­вались на неоведанте, т. е. на реформированной ведан­те, одной из шести систем классической индийской философии. При этом опорами Н. служат либо нео-адвайта-веданта (Вивекананда, Чинмой), либо разные версии теистической веданты (кришнаитские органи­зации), либо некая «универсальная» веданта (общество Сатья Саи, Рамакришна). В этих учениях доминирует идея абсолютного божественного духа (безличного либо личного, в зависимости от исходных вероучительных установок). Мир считается реальным и полностью за­висимым от божественной воли. Понятия кармы, сан- сары, майи и мн. Др. подвергаются пересмотру. Человек воспринимается прежде всего как вечная душа, наделен­ная способностью к духовному совершенствованию; все люди, согласно Н., равны перед Богом и потенциально наделены божественным совершенством. Йога в раз­личных ее формах зачастую подается в Н. как универ­сальный способ бытия, а также как средство разрешения всех жизненных конфликтов. Сторонники Н. в целом открыты к диалогу с представителями западной культу­ры, откликаются на злободневные проблемы, следят за достижениями науки, стремясь представить эти до­стижения как «переоткрытие» индуистских идей. Мно­гие идеи Н. (особенно Вивекананды) вошли в офици­альную идеологию независимой Индии. Н. — слож­ное и многогранное явление, он тесно переплетается с традиционным индуизмом. В настоящее время грани­цы между ними практически стерты.

С.В. Пахомов

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz