Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.:
Академический проект, 2006. –1256 с.
НЕОИНДУИЗМ — комплекс
реформаторских движений в индуизме, развивавшихся в Индии с нач. 19 в.
Возникновение Н. во многом было обусловлено влиянием западной цивилизации (в
лице английских колонизаторов) на прогрессивные круги инд. общественности. Н.
развивался в первую очередь в крупных городах с сильным английским присутствием
(Калькутта, Бомбей, Мадрас). В истории сложного и противоречивого развития Н.
выделяют несколько этапов. На первом из них, продолжавшемся примерно до сер.
1880-х гг., Н. ставил своей задачей «очищение» индуизма от его позднейших
наслоений, возвращение к «истинной» национальной религии, а также преодоление
отсталости страны. Фактическим основателем реформированного индуизма стал бенгальский
брахман Рам Мохан Рой (или Рай; 1772-1833). Именно Рой создал первое
неоиндуистское общество — «Брахмо самадж» (1828). Среди других представителей
Н. данного этапа выделяются Дебендранатх Тагор (1817-1905), Кешаб- чондро Сен
(1838-1884), создатель общества «Арья самадж» Даянанда Сарасвати (1824-1883),
Рамакришна Парамахамса. Руководствуясь принципами гуманизма и рационализма,
неоиндуисты «первой волны» (особенно Рой) обращали внимание общества на его
изъяны — обычай самосожжения вдовы, невозможность вдовы выходить замуж повторно,
детские браки, систему кастовых перегородок, низкое социальное положение
женщины и т. д. Н. ратует за широкое народное просвещение. Отрицается
«идолопоклонство», т. е. поклонение антропоморфным изображениям божеств (Даянанда
Сарасвати), отвергается институт ортодоксального жречества (Рой) и авторитет
священных книг (Д. Тагор). Подчеркиваются монотеистические тенденции в
противовес политеистическим, безличный Абсолют ставится над сонмом индуистских
божеств. Для Н. характерно стремление отойти от мифологического мышления,
внести в религиозные установки «разумные основания». Выдвигается примат
«внутренних» методов духовной деятельности (молитва,медитация, этическое
совершенствование) над «внешними» (практика жертвоприношения, паломничества, и
т. п.). Однако критика некоторых обычаев индуизма сочеталась в учениях Н. с
отстаиванием его положений в противовес христианству. Общество «Арья самадж»,
основанное в 1875, призывало перешедших в христианство индийцев пройти особый
обряд очищения (шуддхи) и вернуться в лоно индуизма. В рядах приверженцев Н. не
было единства, выдвигались различные, подчас противоречивые взгляды.
Противоречия между разными течениями Н., равно как между Н. в целом и традиционным
индуизмом, были преодолены в учении Рамакришны, который представил различные
учения неоиндуистов и индуистов как разные ступени единого пути к Абсолюту.
Рамакришна замыкает собой первый и начинает второй этап Н. На втором этапе Н.
главной задачей становится осмысление роли религии в современном обществе.
Этот этап характеризуется деятельностью таких мыслителей, как Вивекананда,
Ауро- биндо Гхош (1872-1950) и некоторых др. Если ранние неоиндуисты не
отрицали английское владычество и часто опирались на колониальные власти в
своих реформах, то неоиндуисты «второй волны», используя национальную религию
как рупор для политических, национальных и социальных идей, призывают массы
народа активнее бороться за независимость Индии. Религия служит оправданием
этой борьбы в разных ее проявлениях, подчас в весьма радикальных (Гхош). Неоиндуисты
второго этапа — это страстные патриоты своей страны, мечтающие о свободной,
процветающей Индии, стоящей в авангарде мировых процессов. При этом продолжается
начавшаяся еще на первом этапе секуляризация национальной религии (с
сохранением внешней религиозной терминологии): слабеет акцент на обрядовой
стороне; обращается внимание на научные достижения Запада, растет стремление
органично соединить веру и знание; религиозная проповедь сводится к
нравственной (Вивекананда). Н. вводит в свой арсенал различные понятия и
установки западной культуры (как светской, так и религиозной), пытается говорить
об индуизме с западной аудиторией на понятном ей языке (напр., подавая йогу как
«экспериментальную науку»). Идеалом провозглашается «санньясин» — в учениях Н.
— это человек, полностью отрекшийся от собственных мирских интересов ради
служения сообществу. Индуизм воспринимается как универсальная религия, вбирающая
в себя все прочие религиозные традиции. Продолжается активная полемика с хри-
стианством (зачастую при недостаточно хорошем знакомстве с его
основоположениями и историей), критике подвергаются его догматические
положения. Как правило в основе этой критики, как и критики западной цивилизации
в целом (за ее «материалистичный», «меркантильный» и «эгоистичный» характер),
лежало стремление неоиндуистов пробудить и развить в народных массах
национальное самосознание. Представление о духовном главенстве Индии над всеми
остальными странами и культурами принимается всеми течениями Н. почти как
аксиома. Третий этап Н. (продолжающийся и в наши дни) начался примерно в 1950-
1960-х гг. и был связан с активной экспансией идей индуизма (истолкованных с
учетом современных реалий) на Запад, прежде всего в США. Н. становится идейной
платформой различных индийских «новых религий», таких как «Международное
Общество Сознания Кришны», движения Раджниша, Чинмоя,«Ананда-мар- га»,
«Сахаджа-йога» и многих других. Благодаря переосмыслению понятия каст появляется
возможность активной проповеди среди иностранцев. Так, по мнению современных
кришнаитов, касты — это не социальные группы в Индии, в которых человек
находится с момента своего рождения, а своеобразные духовные уровни; самым
высшим из них является уровень брахманов. Идеалом видится жизнь мирового
сообщества в духе «ведической» цивилизации мифического «золотого века». Индуизм
в учениях представителей этого этапа окончательно утрачивает черты национальной
религии и подается как «общечеловеческая» религия, как «истинное знание»,
вполне совместимое с другими религиями — напр., с христианством или исламом.
Часто индуистские методики и техники истолковываются как способы решения
глобальных проблем современности. Популярность различных неоиндуистских организаций
во многом связана с феноменом западной «контркультуры». Только в США в
неоиндуистское движение было вовлечено от 5 до 10% населения. На протяжении
всех этапов существования Н. его учения базировались на неоведанте, т. е. на
реформированной веданте, одной из шести систем классической индийской
философии. При этом опорами Н. служат либо нео-адвайта-веданта (Вивекананда,
Чинмой), либо разные версии теистической веданты (кришнаитские организации),
либо некая «универсальная» веданта (общество Сатья Саи, Рамакришна). В этих
учениях доминирует идея абсолютного божественного духа (безличного либо
личного, в зависимости от исходных вероучительных установок). Мир считается
реальным и полностью зависимым от божественной воли. Понятия кармы, сан- сары,
майи и мн. Др. подвергаются пересмотру. Человек воспринимается прежде всего как
вечная душа, наделенная способностью к духовному совершенствованию; все люди,
согласно Н., равны перед Богом и потенциально наделены божественным
совершенством. Йога в различных ее формах зачастую подается в Н. как универсальный
способ бытия, а также как средство разрешения всех жизненных конфликтов. Сторонники
Н. в целом открыты к диалогу с представителями западной культуры, откликаются
на злободневные проблемы, следят за достижениями науки, стремясь представить
эти достижения как «переоткрытие» индуистских идей. Многие идеи Н. (особенно
Вивекананды) вошли в официальную идеологию независимой Индии. Н. — сложное и
многогранное явление, он тесно переплетается с традиционным индуизмом. В
настоящее время границы между ними практически стерты.
С.В. Пахомов