НЕОАВГУСТИНИАНСТВО — одно из направлений
современной католической философии и католической теологии, опирающееся на
платоновско-августинианскую (см. Августинианство) традицию. Н. представлено
рядом философско-теологических школ: «философией действия» М. Блонделя (1861-1949)
и его последователей, «философией духа» Л. Лавеля (1883-1951) и Р. ЛеСенна
(1882-1954); католическим экзистенциализмом Г. Марселя (1889-1973),
католическим персонализмом Э. Мунье (1905-1950),Ж. Лакруа (1900-1986), М.
Недонселя (1905-1976), активизмом И. Гессена (1889- 1979) и других. Все
неоавгустинианские школы отказываются от неотомистского рационализма (см.
Неотомизм) и не считают необходимым использовать какую-либо аргументацию для
«примирения» знания и веры. Вера, согласно их концепциям, не познание, а личностный,
неповторимый опыт приобщения к религии и встречи с Богом, т. е. иррациональная
связь человека с Богом. В качестве основной философской проблемы они в отличие
от неотомистов с их тезисом «Бог и природа» провозглашают проблему «Бог и человек».
Основоположник «философии действия» французский философ Морис Блондель подверг
критике неотомизм за одностороннее отождествление разума с
абстрактно-рассудочным мышлением, а также за подчеркивание превосходства
разума над волей и чувствами. Одновременно он выступил и против антиинтеллектуализма
своего учителя А. Бергсона, т. к. считал его открытый фидеизм неподходящим для
христианства. По мнению Блонделя и его последователей, разум необходимо
понимать расширительно; следует исходить из того, что разум — это не низшая
форма познания, ограничивающаяся логическими операциями, он охватывает также
все чувства и эмоции, более того — саму религиозную веру. По убеждению
блонделистов, разум неотделим от веры, а истина постигается не только разумом и
Откровением, но и любовью, моральными усилиями и практической деятельностью
человека. Главная тема «философии действия» — единство бытия, действия и сознания.
Бытие и мышление в этой философии подчинены «действию» как всеобщей категории.
С т. зр. Блонделя и его последователей, всеобщий динамизм в мире сотворенного
бытия порожден божественной мыслью, следовательно, христианство должно быть
истолковано как динамичное учение, способствующее включению человека в
активное освоение мира. Критикуя и одновременно соединяя томизм с
августинианством, дополняя мистику положениями философии Лейбница, Гегеля и Паскаля,
блонделисты стремятся создать новую католическую философско-теологическую систему,
которая представляла бы собой интегральную доктрину всей действительности,
отличалась бы универсальностью и конкретностью, охватывала бы все реальные
переживания человека — чувства, стремления, акты воли. По их убеждению,
подлинным назначением современной католической философии должно быть познание
предпосылок и внутренней логики человеческого действия, объяснение целостного
отношения человека как к природной и социальной действительности, так и к трансцендентному.
Свою динамическую онтологию Блондель и его последователи строят на положении
«существовать — значит действовать», поскольку действие, по их убеждению,
составляет сущность человеческого бытия. Категория «действие» имеет
мистический характер, т. к., будучи универсальным феноменом, распространяясь на
науку, искусство, мораль и религию, человеческое действие обеспечивает связь
индивида с другими людьми, науки с верой. Более того, действие благодаря
присущему ему динамизму преодолевает границы, в которых замкнуто «я» индивида,
и приводит его к высшему существу, в единении с которым человек постоянно черпает
свою внутреннюю силу. Действие понимается как «духовный порыв», посредством
которого человек пытается преодолеть собственное несовершенство и слиться с
Абсолютом. Иррационализм «философии действия» заключается прежде всего в
положении, согласно которому изначальным источником всякого действия выступает
воля, понимаемая как фундаментальная духовная сила, первичная по отношению к
разуму и чувствам человека. Разум всегда вторичен по отношению к действию, а
мысль необходима лишь для «оформления» уже совершенного действия. Специфика
действия заключается в том, что, согласно Блонделю и его последователям, не
сам человек, а указанная трансцендентная сила определяет конкретные действия
человека ввиду недостаточности его бытия, позволяет превосходить самого себя.
Подобное понимание действия, делающего для человека доступным Откровение,
выступает и теоретической основой при объяснении религиозной веры. Веру
блонделисты считают одним из проявлений интегрального человеческого действия,
обусловленного спонтанными дорефлективными волевыми порывами. Подлинное
действие для них — прежде всего чисто духовная деятельность, сам процесс принятия
решения в отличие от сознательного оформления решения путем логической
аргументации; в конечном итоге действие для блонделистов тождественно акту
веры. Односторонность и иррационалистический характер «философии действия»,
ориентированной на субъективную сторону феномена действия, на трактовку
последнего как некоего духовного порыва личности к абсолютному совершенству, фактически
приводят к отождествлению действия с духовной контемпляцией (созерцанием) и
пассивностью. В действии, в понимании Блонделя и его последователей, человек не
столько преобразовывает окружающий его предметный мир, сколько созерцает и изменяет
свою субъективность, а превосходит себя только в том смысле, что благодаря
трансцендентной силе стремится к Абсолюту. «Философия действия», отвергавшаяся
как разновидность осужденного официальным католицизмом в нач. 20 в.
модернизма, с кон. 50-х гг. стала более благожелательно восприниматься церковной
иерахией благодаря ее стремлению дополнить «философию бытия» (неотомизм)
«философией сознания» (экзистенциализм, феноменология, персонализм и другие
иррацио- налистические течения). Еще одной причиной восприятия церковью многих
идей «философии действия» стало то, что Блондель намного раньше других католических
философов выдвинул такие актуальные проблемы, как деятельная природа человека,
отношение человека к своему бытию, смысл человеческой жизни. Основоположники
«философии духа» — Луи Лавель и Рене Ле Сенн учредили в 1934 издательство «Философия
духа» и опубликовали «Манифест», в котором изложили свою программу
спиритуалистического (лат. spiritus — дух) обновления католической философии. Основная
идея авторов «Манифеста» — возрождение «чистой» метафизики как учения о
глубинных основах и источниках бытия, которые они усматривали в духе. Дух в
учении Лавеля и Ле Сенна предстает как самостоятельная, тотальная, активная и
свободная творческая сила, как «самосознание, способное постичь себя в
процессе собственной деятельности». (La philosophie franyaise entre les deux
guerres. P., 1942. P. 269). Представители этой неоавгустинианской школы
определяют «дух» как некое основополагающее реальное начало, трансцендентное и
одновременно имманентное миру, объективное и субъективное по отношению к человеку.
Поскольку дух проявляется в сознании человека, он более доступен человеческому
познанию, чем материя, однако познается не путем рациональных логических
операций, а посредством индивидуального духовного опыта. Согласно Л. Лавелю,
начальным этапом постижения «всеобщего опыта бытия» является анализ личностных
аспектов духовного опыта — рационально непостижимого экзистенциального, «бытийного»
опыта человека, включающего в себя научный, моральный, эстетический, но
главное — религиозный опыт. В своей совокупности эти виды опыта (деятельности)
индивида образуют синтетическое единство, устремленное к конечной цели —
Богу. Связь между «духом» отдельного человека и «абсолютным духом»
осуществляется благодаря партиципации (причастности, участию) — взаимодействию
индивидуального «я» с универсальным Бытием. Но противоречие в концепции
«философии духа» проявляется в том, что творческие усилия человека, благодаря
которым он «участвует» в бытии, с одной стороны, исходят от него самого, из
сути его бытия, с другой — что возможность «участвовать» человек получает от
Чистого Акта, т. е. Бога. Партиципация выступает у представителей «философии
духа» как метафизическая связь человека с Богом и фундаментальное условие
человеческого существования. Сознание человека также существует и функционирует
только благодаря своей связи с Абсолютным Бытием. Как утверждает Лавель,
человек, анализируя свой субъективный мир, сознает себя как существующего и
активно действующего в мире; отсюда философ делал вывод, что бытие является
тождественным действию, или акту. Однако в отличие от Декарта с его принципом
«мыслю, следовательно существую», рассматривавшим и объяснявшим отношение
мышления к бытию индивида, а не отношение индивида к действительности, Лавель
акцентирует внимание на экзистенциальных, иррациональных моментах самосознания
и утверждает, что путем анализа самосознания человек приходит не к познанию реальной
действительности, а к объяснению феномена духа — Абсолютного Бытия. Ле Сенн
еще более последовательно проводит метафизическую концепцию «философии духа» и
идею партиципации. Он утверждает, что «не сознание находится в бытии, а бытие
находится в сознании» (Le Senne R. Introduction a la philosophie. P., 1925. P.
172), и приходит к выводу о том, что, в сущности, бытие есть не что иное, как
наши представления. Главное в концепции Ле Сенна не опыт бытия, как у Лавеля, а
опыт ценностей. Человек, согласно этой концепции, является существом, выражающим
и реализующим собственное бытие путем созидания ценностей. Поскольку же все
создаваемые человеком эмпирические ценности временны и относительны и не могут
удовлетворить его духовных потребностей, он с необходимостью стремится к достижению
ценностей, в которых имеется момент абсолютности. Постигая такие ценности и
одновременно осознавая духовную связь с трансцендентным Абсолютом (Бог, он же
наивысшая ценность), человек реализует свою человеческую сущность. «Философия
духа» характеризуется ее приверженцами как оптимистическая теория, преодолевающая
антиномии бытия и сознания, индивидуальной воли и абсолютной свободы,
контемплятив- ности и активности. Однако оптимизм этой теории нереален и носит
спекулятивный характер, поскольку «опыт бытия» Л. Лавеля и «опыт ценностей» Р.
Ле Сенна представляют собой чисто духовный опыт, в котором человеческая
сущность реализуется в стремлении к Богу. Основатель католического
экзистенциализма французский философ и литератор Г. Марсель, отойдя от неогегельянства,
провозгласил себя противником абсолютного идеализма. Объективному идеализму
неотомизма философ, до сорока лет не исповедовавший никакой религии, а затем
принявший католичество, противопоставил экзистенциализм и неоавгустиниан- ство,
близкое иррационализму «философии духа». Исходным пунктом философии Марселя
является различение «проблемы» и «тайны», или первой и второй рефлексии. К
«проблеме» относятся факты реальной жизни и все то, что лишено субъективности.
«Таинством» Марсель называет все то, во что человек как субъект лично вовлечен.
Предметом философии должны быть не «проблемы», а «тайны», вся субъективная и
даже «надсубъективная» сфера. Согласно Марселю, бытие невозможно постичь дискурсивно,
посредством анализа, абстрагирования или наиболее общих понятий, поскольку оно
— тайна, мистерия. К бытию можно только «приблизиться» с помощью анализа духовной
жизни и изучения связей и отношений между людьми, основанными на верности, любви,
надежде и вере. Человек, имея в наличии «себя», встречается также и с
«другим»; на основе осознания причастности «себя»» к «другому» с его
собственной духовной жизнью человек неизбежно приходит к заключению о существовании
абсолютного «Ты». Причастность человека к бытию «другого» превращает
изолированного индивида в существо, живущее социальной жизнью, позволяет ему
преодолеть отчуждение. Одна из особенностей экзистенциализма Марселя заключается
в том, что он в отличие от других представителей «философии существования»
выделил в качестве основного факта трагизма не мысленное предвосхищение человеком
собственной смерти, а смерть «ближнего». «Бытие-к-смерти» М. Хайдеггера, по
убеждению французского философа, является искажением смысла существования.
Главным критерием человечности индивида для него является факт «обращенности»
на «другого», открытость и готовность служить ему. Приближение человека к
божественному «Ты» для Марселя имеет еще большее значение, оно означает наполнение
смыслом человеческой экзистенции. Приближаясь к Абсолютному Бытию, человек обретает
оптимистическую перспективу, веру, надежду и любовь; обращенность же только в
сторону собственного бытия чревата вхождением в замкнутый круг беспокойства и
одиночества в преддверии утраты собственной души. Осмысление бытия человека
рассматривается Марселем как задача, которую в состоянии разрешить только
религиозная экзистенциальная философия. «Разбитый мир», в котором превалирует
не бытие, а обладание, можно исправить только с помощью «тотальной
евангелизации души». Спасение человечества от современных катаклизмов возможно
только с признанием «сверхъестественного порядка». Как убежденный католик, Г.
Марсель признает важным догмат о спасающей роли церкви. Церковь, по его
представлению, должна выступать как организующее начало, которое создает
необходимые предпосылки для принятия людьми религиозных убеждений. Философ
ратует за наполнение христианским духом всей общественной жизни, отводит
церкви роль не только воспитателя, но и регулятора всех общественных отношений.
Ф.Г. Овсиенко