Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
НЕОПЛАТОНИЗМ
О РЕЛИГИИ
— представления о религии, сформировавшиеся в 3-5 вв. в рамках неоплатонизма —
последнего этапа развития античного платонизма, вобравший в себя также многие
идеи Аристотеля, пифагорейцев, стоиков. У истоков неоплатонизма стоял учитель
Плотина Аммоний; после Плотина наиболее значимыми мыслителями оказались
Порфирий (систематизировал его сочинения), Ямвлих и
последний крупный античный философ Прокл. Неоплатонизм,
подводя итог всей истории античной философии, должен был оказаться и завершением
философского осмысления язычества. В этой связи в неоплатонизме сложилось такое
понимание цели и задач философии, которое было близким религиозному
мировоззрению. Занятие философией предполагало духовное обращение, а философ
выступал по отношению к слушателям прежде всего как
наставник. Собственно теоретические построения в неоплатонизме также требовали
религиозно-мифологической интерпретации, поскольку они формировались в эпоху
напряженных поисков новой религиозности, в частности, в спорах с христианами и
гностиками (см. Гностицизм). Так, учение об эманации
противопоставляет неоплатонизм христианскому креационизму, а в полемике с гностиками
Плотин развивает учение о присутствии Бога в душе человека и в мире. Бог таков,
каким мы открываем его в своей внутренней жизни, убежден мыслитель. Центр теоретической
философии Плотина составляет учение о бесконечном Абсолюте (Едином), завершающем
иерархию трех высших бестелесных ипостасей (Единое, Ум, Душа). Единое
трансцендентно, поэтому оно может характеризоваться либо апофатически
(см. Апофатическое богословие), либо с помощью аналогий. Хотя вершину системы
Плотина занимает Единый (Абсолют), в целом его учение, завершая всю античную
традицию философского осмысления политеизма, противостоит монотеизму. Единое
порождает иерархически организованный мир форм (идей), заполняющих весь
универсум; Ум, Душа и Космос предстают как последовательность уровней бытия,
различающихся степенью единства форм, а каждая форма представляет собой помысленное божество. Только само Единое и лишенная всякой
формы материя (небытие, нижняя граница Космоса) оказываются, т. обр., вне той
сферы бытия, которую организуют и хранят боги. В учении о человеке Плотин выступает
как продолжатель пифагорейско-платоновской традиции метемпсихоза. Нисхождение
души в земной мир рассматривается у него как следствие ее слабости,
неспособности всегда оставаться на своей духовной родине, оно может повлечь за
собой и полное забвение о ее небесном происхождении. Преодоление этой
опасности начинается с того, что человек должен направлять свою волю не на то,
чтобы заботиться о своем теле, а на духовную жизнь. В качестве первого образа
божественной реальности выступает, по Плотину, красота. Делая зримыми формы
(т. е. самих богов), она тем самым вовлекает душу в поиски божественного.
За красотой душа открывает благо (доброту), которое озаряет ее нежностью и становится
началом любви. Продвигаясь в своем восхождении к Богу, душа стремится
воссоединиться с Единым как своим началом, слиться с ним. Мистическое слияние
души с Абсолютом (экстаз) означает возвращение к истоку эманации и благодаря
этому — завершение ее движения по «кругу бытия». Ямвлих
внес в учение неоплатонизма поправки, еще больше сблизившие его с религиозным
мировоззрением. Прежде всего непосредственным
элементом философской деятельности становится теургия. Трансцендентность абсолютного
первоначала обосновывается у Ямвлиха выделением в
Едином двух уровней — собственно неизреченного Единого и Блага; параллельно с
этим и среди богов им различаются «надкосмические» и
«внутрикосмические» боги. Мыслители
рационалистической ориентации неизменно оценивали эти изменения в концепции
неоплатоников отрицательно. Напр. Г.В.Ф. Гегель в лекциях по истории философии
утверждает, что у Ямвлиха мысль вырождается в
фантазию, интеллектуальный универсум — в царство демонов и ангелов, а
умозрение — в магию. Божественная идея при этом, убежден Гегель, постигается не
в своей всеобщности, к чему и должна стремиться философия, а лишь приводится в
непосредственное соприкосновение с действительностью. С т. зр.
логики развития античной культуры, однако это слияние философии и мифологии,
выступившее на последнем ее этапе в форме теургии, должно представляться
скорее естественным, — оно возвращало античную философскую культуру к ее
жизненным (мифологическим) истокам. В отличие от Ямвлиха
и других своих предшественников, Прокл дает
углубленную разработку преимущественно фило- софско-систематических сторон
неоплатонического учения о единстве философии и мифологии.
В.И. Коротких