Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
НЕОТОМИЗМ (лат.
пео — новый и thomismus — томизм, учение Фомы Аквинского) — влиятельное
течение в католической философии, уходящее своими корнями в
христианско-схоластическое восприятие Фомой Аквинским аристотелизма.
В широком смысле термин «Н.» нередко употребляется для обозначения неосхоластики
в целом, в узком — для обозначения возрожденного во
вт. пол. 19 в. и радикально обновленного в 20 в. томизма. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии — системностью, синтетичностью,
широким арсеналом категорий и логических аргументов, Н. достаточно
конструктивно реагирует на многообразные феномены современногй
культуры. Не отрицающий значения частных наук, признающий в определенных
границах роль эмпирического знания, использующий постулаты рационализма и
одновременно ставящий их на службу теологии, Н. был провозглашен энцикликой
Льва XIII«Aeterni Patris»
(«Отцу Вечному», 1879) официальной философией Римско-католической церкви. После
обнародования указанной энциклики развитие Н. привело к появлению в нем четырех
основных течений: 1) традиционного (Д. Мерсье, Г. Манзер), разрабатывавшего в области теологии
прежде всего апологетику и доктринально-догматическую проблематику, а в области
философии — теорию познания; помимо этого, традиционное течение
концентрировало свое внимание на разработке категории «бытие», трактуемой как метатеоретическое введение в догматическую теологию, в связи с чем приверженцы этого течения делали особый акцент
на истории, которая косвенно либо непосредственно должна была служить
основанием для католической истории догматов; 2) лувенского
(Э. Мунье, А. Джемелли),
стремившегося соединить томистскую метафизику с
данными частных наук; 3) трансцендентального (И.Б. Лотц,
К. Ранер, Б. Лонерган, К. Войтыла), связанного с философским трансцендентализмом и
феноменологией; 4) экзистенциального (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М.А. Кромпец),
требовавшего очищения томизма от элементов аристотелизма
и ставившего во главу угла разработку категории существования. Основными
центрами Н. являются: Ин-т св. Фомы в Лувене (Бельгия),
Католический ун-т в Фрибурге (Швейцария), Академия Альберта
Великого в Кельне, католические ин-ты в Париже,
Лионе, Лилле, Турине и др. Краеугольным камнем Н. является учение о гармонии
веры и разума, утверждающее, что религиозная вера и знание суть различные пути
постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом
мир и сверхъестественным образом — через Откровение, Божественное Слово
(см. Гармонии веры и разума теория, Теология
естественная). Согласно Н., существуют 3 формы постижения истины: наука, философия
и теология. Наука фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные
связи между ними. Философия — более высокая ступень рационального знания. Будучи
наукой о высших причинах вещей, философия вместе с тем является учением о
первой, Высшей причине, и в этом смысле смыкается с теологией. Рациональное
знание ценно, согласно утверждению неотомистов,
потому что оно позволяет более полно понять истины Откровения. Посредством
«света разума» Н. обосновывает такие догматы, как существование Бога,
бессмертие человеческой души. Но есть и догматы, при постижении которых
обнаруживается ограниченность философии и тем более науки. Таковыми являются
догматы боговоплощения, воскресения, троичности Бога,
которые постигаются только путем божественного Откровения. В этом смысле теология
является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного
человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере. Онтология
Н. различает в сотворенном мире два аспекта действительности: все, что
существует, или бытие (ens), и сам акт существования
(esse). Бытие — главный предмет и основная категория
онтологии Н.; это «абсолютно первое понятие», о котором можно лишь сказать,
что оно обладает существованием, поскольку у всякого сотворенного бытия
существование предшествует сущности; лишь в Боге сущность и существование совпадают.
В целом бытие, с одной стороны, предстает как абстракция общих свойств материальных
и нематериальных объектов, с другой — как Бог. Поэтому онтология Н. выступает
и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога. «Бытие в мире» (конкретные сотворенные бытия) состоит из потенции
(она же — возможность, или «чистое бытие») и акта (действительности).
Потенция означает возможность изменения, становления чем-то определенным, в то
время как акт — реализация потенции. Акт бытия в мире определяется божественной
первопричиной посредством иерархии причин: материальной, формальной,
действующей и целевой. Первые две причины находятся в самих вещах, последние —
вне их. Материальная причина,
как и вся материя, лишена качественной и количественной определенности; формальная
выступает как принцип обретения материей конкретной определенности; действующая
означает определенную субстанцию в виде материи и формы, вызывающую
какое-либо движение, а затем и возникновение чего-то нового; целевая
определяет способ реализации действующей причины, она свидетельствует о
направленности Божьего плана. Многообразие окружающего мира Н. объясняет с
помощью идеи гилеморфизма, или спецификой соотношения
материи и формы. Первая из них — метафизически понятая возможность, вторая —
действительность. Материя — это неопределенная, бесформенная и пассивная, неспособная
к самодвижению и самосуществованию потенция. Чтобы
стать определенной субстанцией, превратиться из возможности в действительность
и вообще существовать, материи требуется причина, находящаяся вне ее. В результате действия указанных
выше четырех причин форма конституирует содержание — субстанцию. В гилеморфическом истолковании все сотворенное Богом образует
т. наз. иерархию бытия. Первые объекты, характеризующиеся материей и формой, —
минералы. Над неорганическим миром возвышаются растения и животные, обладающие
смертной душой, человек и 9 хоров «чистых духов» — ангелов. Человек, как и
всякое бытие, есть единство потенции и акта, материи и формы. Человеческая
бессмертная душа — это форма, определяющая бытие человека. Она — более благородный
элемент, нежели телесная организация, поскольку принадлежит Богу. Гилеморфическое понимание взаимоотношения души и тела
ставит неотомистскую метафизику в оппозицию к постплатоновской метафизике августинистов;
в то время как для последователей Августина душа — независимая от тела
субстанция, для неотомистов она — первый акт
органического тела. Симбиоз души и тела для неотомистов
не случаен, а необходим, субстанционален. Подобное решение
проблемы взаимоотношения души и тела в человеке позволяет сторонникам Н. отмежеваться
от тех концепций в католической философско-теологической мысли, которые
выказывают определенное пренебрежение к «бренным», «телесным» проблемам
современного мира, а также от тех концепций, которые чрезмерно акцентируют
свое внимание на духовно-индивидуальных аспектах жизни верующих и пренебрегают
необходимостью ангажированности католицизма в сферу повседневной общественной
жизни. Согласно Н., человек, наделенный душой и телом, свободой выбора,
живущий среди конечных вещей, должен через свою повседневную деятельность,
выбирая добро и не творя зла, заслужить право на общение с Богом. Вопрос о
соотношении бытия Бога с сотворенным им бытием неотомисты
решают посредством признания аналогии Бога и мира. Они исходят из того, что
Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они
суть аналоги. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить
определенное представление о свойствах Бога. Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта.
Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом — сущность вещи,
форма; человек познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них
нематериальные сущности. Поскольку же инертная и лишенная формы материя не
есть объект изучения, то непременным условием процесса познания конкретного
бытия является освобождение его от материи (дематериализация
формы). Механизм познания выражается в том, что в результате воздействия
«внешних бытйй» на органы чувств человека у него
возникают чувственные подобия вещей, являющиеся посредниками между человеком
и вещами. На основе данных форм у человека возникают образы вещей, понятия,
слова, являющиеся конечным результатом познания. Указанный посредник освобождает
форму от материи, и сущность вещи в неотомистском
понимании становится доступной человеческому разуму, разум может воспринимать
нематериальную форму вещи. В этом смысле рациональное познание Н. предстает
как своего рода приобщение к божественному разуму. Вплоть до II Ватиканского собора (1962-1965) Н. выступал как
единственная официальная философская основа не только теории бытия и теории
познания, но и католической социальной доктрины. Однако уже на первых сессиях
собора многие теологи выступили с критикой Н., ставшего, по их мнению, тормозом
на пути католицизма к обновлению, к использованию других, более дееспособных и
современных философских систем. В результате тот Н., который существует ныне и
признается официальной церковью, есть только «ассимилирующий Н.», т. е. активно
воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи
экзистенциализма, феноменологии, позитивизма и структурализма.
Ф.Г. Овсиенко