Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomina — имена) — одно из основных направлений
средневековой схоластической философии. Учение Н. уходит корнями в философию
Платона и Аристотеля, но наиболее полно оно было представлено в ранней
схоластике Иоанном Росцели- ном. Согласно Росцелину, общие
понятия (универсалии) не имеют никакого реального содержания; действительным
существованием обладают лишь единичные вещи. Представители крайнего Н. (Росцелин) утверждали, что общие понятия — это лишь ничего
не содержащие звуковые стороны слов. Более умеренные номиналисты (П. Абеляр)
также отрицали реальность общего в вещах, но признавали его
как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании (последняя т. зр. получила название концептуализма). Общее имеет значение
для познания большого класса индивидов, расширяет постижение сути проявлений
индивидуальности. Н. был идеализмом, но содержал материалистические тенденции,
т. к. исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри,
поскольку разрушал концепцию единства науки и веры, готовил почву для отделения
философии от теологии, а также для нового естествознания. Н. угрожал церковной
догматике, т. к. вел к отрицанию единой божественной субстанции трех лиц
христианской Троицы, если существуют три божественные ипостаси, отмечал Росцелин, то существует не один, а три самостоятельных
Бога. Н. поколебал и концепцию единства церкви Аврелия
Августина, ибо утверждал, что единство церкви как
однородного Тела Христова является невозможным, поскольку в действительности
существует разнородность отдельных индивидов. Эти и другие положения Н.
вызывали сопротивление со стороны ортодоксов, и номиналистическое учение Росцелина было отвергнуго как
еретическое собором в Суассоне в 1092. Несмотря на
осуждение, идеи Н. получили дальнейшее развитие в творчестве У. Оккама, Р.
Бэкона, Т. Гоббса, Д. Беркли и др. Н. как религиозно-философскому направлению
противостоял реализм (см. Реализм средневековый), настаивавший на
онтологическом статусе универсалий. Элементы Н. сегодня можно обнаружить в
философии языка, а также в экзистенциализме.
Ф.Г. Овсиенко