Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomina — имена) — одно из основных направлений средневековой схоластической философии. Учение Н. уходит корнями в философию Платона и Аристотеля, но наиболее полно оно было представлено в ранней схоластике Иоанном Росцели- ном. Согласно Росцелину, общие понятия (универса­лии) не имеют никакого реального содержания; дей­ствительным существованием обладают лишь единич­ные вещи. Представители крайнего Н. (Росцелин) утверждали, что общие понятия — это лишь ничего не содержащие звуковые стороны слов. Более умерен­ные номиналисты (П. Абеляр) также отрицали реаль­ность общего в вещах, но признавали его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании (последняя т. зр. получила название концептуализма). Общее имеет значение для познания большого класса индивидов, расширяет постижение сути проявлений индивидуальности. Н. был идеализмом, но содержал материалистические тенденции, т. к. исходил из реаль­ности чувственного мира. Он подрывал схоластику из­нутри, поскольку разрушал концепцию единства науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового естествознания. Н. угро­жал церковной догматике, т. к. вел к отрицанию еди­ной божественной субстанции трех лиц христианской Троицы, если существуют три божественные ипостаси, отмечал Росцелин, то существует не один, а три само­стоятельных Бога. Н. поколебал и концепцию единства церкви Аврелия Августина, ибо утверждал, что единство церкви как однородного Тела Христова является не­возможным, поскольку в действительности существу­ет разнородность отдельных индивидов. Эти и другие положения Н. вызывали сопротивление со стороны ор­тодоксов, и номиналистическое учение Росцелина было отвергнуго как еретическое собором в Суассоне в 1092. Несмотря на осуждение, идеи Н. получили дальнейшее развитие в творчестве У. Оккама, Р. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Беркли и др. Н. как религиозно-философскому на­правлению противостоял реализм (см. Реализм средне­вековый), настаивавший на онтологическом статусе универсалий. Элементы Н. сегодня можно обнаружить в философии языка, а также в экзистенциализме.

Ф.Г. Овсиенко