Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

НЕОФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ, феноменология религии в новом стиле — направление в западном религиоведении, возникшее в 1970-е как реакция на кри­зис классической феноменологии религии. Его основа­телем считается профессор Лозаннского ун-та (Швей­цария) Жак Ваарденбург, который утверждал, что фе­номенология религии, сформировавшаяся в период между двумя мировыми войнами, «ведет к интеллекту­альной путанице, а в своих крайних формах тяготеет к солипсизму». Стремясь преодолеть методологическую противоречивость и теоретическую ограниченность предшествующих феноменологических концепций, но в то же время сохранить определенную преемствен­ность с ними, Ваарденбург предложил уделить главное внимание исследованию «интенций» и «субъективных значений». По его мнению, любой религиозный фено­мен должен пониматься прежде всего как «выражение» или «специфическое проявление» человеческих интен­ций (намерений, устремлений, идеалов, мечтаний, вдох­новений и т. п.). Акцент в данном случае переносится с религиозных явлений на человеческое сознание и ин­тенции, лежащие в основе религиозных явлений. В таком же ключе решается Ваарденбургом проблема значений религиозных явлений, которая всегда счита­лась важнейшей в феноменологии религии. Он при­зывает осуществить переход от изучения того, какие значения имеют религиозные явления сами по себе, к изучению того, какие значения они имеют для людей. Изучение «интенций» и «субъективных значений» долж­но основываться на эмпирическом материале. Если в распоряжении исследователя имеется достаточный массив данных, прошедших критическую проверку, он может сформулировать «гипотетико-вероятностное суждение» о религиозных интенциях и значениях, пре­валирующих в том или ином обществе, на том или ином этапе его исторического развития. Ваарденбург особо подчеркивает важность понятия «гипотетико-вероят­ностное суждение», поскольку результаты феномено­логического исследования религии нуждаются в посто­янном эмпирическом обосновании, уточнении, а иногда и пересмотре. Переход от изучения религиозных явле­ний самих по себе к изучению «интенций» и «субъек­тивных значений», по мысли Ваарденбурга, делает тео­рию более операциональной и расширяет границы клас­сической феноменологии религии. Наряду с явлениями, которые всегда привлекали внимание феноменологов религии, Н. р. включает в сферу своих интересов совре­менное состояние традиционных религий, новые рели­гиозные движения, квазирелигии, взаимоотношения между разными религиями, а также между религиозны­ми и нерелигиозными феноменами. Т. обр., переход на уровень «интенций» и «субъективных значений», со­гласно Ваарденбургу, позволит не только расширить, но и актуализировать проблематику феноменологиче­ских исследований религии. Помимо позитивной за­дачи выявления «интенций» и «субъективных значе­ний» Н. р., согласно Ваарденбургу, должна выполнять критическую функцию, анализируя и исследуя ключе­вые религиоведческие понятия, в первую очередь — понятие «религия». Данная функция чрезвычайно важ­на, поскольку представители классической феномено­логии религии рассматривали религиозные явления сквозь призму априорных концепций религии, которые не подвергались критической рефлексии. Приписывая Н. р. критическую функцию, Ваарденбург подчеркивает, что это направление имеет много общего с Systematische Religionswissenschaft (систематическим религиоведением) и отличается от всех разновидностей классической фе­номенологии религии. Оно представляет собой систе­матический и интегральный подход, сочетающий кри­тические требования к исходным понятиям с решени­ем наиболее актуальных проблем изучения религии путем выявления интенций, лежащих в основе рели­гиозных явлений, и значений, которые эти явления име­ют для людей. Вслед за Ваарденбургом свои варианты Н. р. предложили О. Хульткрантц, В. Гантке и другие запад­ные религиоведы, однако их теоретические конструкции носят абстрактный характер. Только дальнейшая конк­ретизация разных аспектов этого направления и плодо­творность его методов при изучении религий покажут, какое место займет Н. р. в религиоведении 21 в.

А.Н. Красников