Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
НЕОФЕНОМЕНОЛОГИЯ
РЕЛИГИИ,
феноменология религии в новом стиле — направление в западном религиоведении, возникшее
в 1970-е как реакция на кризис классической феноменологии религии. Его основателем
считается профессор Лозаннского ун-та (Швейцария) Жак Ваарденбург,
который утверждал, что феноменология религии, сформировавшаяся в период между
двумя мировыми войнами, «ведет к интеллектуальной путанице, а в своих крайних
формах тяготеет к солипсизму». Стремясь преодолеть методологическую
противоречивость и теоретическую ограниченность предшествующих
феноменологических концепций, но в то же время
сохранить определенную преемственность с ними, Ваарденбург
предложил уделить главное внимание исследованию «интенций» и «субъективных
значений». По его мнению, любой религиозный феномен должен пониматься
прежде всего как «выражение» или «специфическое проявление» человеческих интенций
(намерений, устремлений, идеалов, мечтаний, вдохновений и т. п.). Акцент в
данном случае переносится с религиозных явлений на человеческое сознание и интенции,
лежащие в основе религиозных явлений. В таком же ключе решается Ваарденбургом проблема значений религиозных явлений,
которая всегда считалась важнейшей в феноменологии религии. Он призывает
осуществить переход от изучения того, какие значения имеют религиозные явления
сами по себе, к изучению того, какие значения они имеют для людей. Изучение
«интенций» и «субъективных значений» должно основываться на эмпирическом
материале. Если в распоряжении исследователя имеется достаточный массив данных,
прошедших критическую проверку, он может сформулировать
«гипотетико-вероятностное суждение» о религиозных интенциях и значениях, превалирующих
в том или ином обществе, на том или ином этапе его исторического развития. Ваарденбург особо подчеркивает важность понятия
«гипотетико-вероятностное суждение», поскольку результаты феноменологического
исследования религии нуждаются в постоянном эмпирическом обосновании,
уточнении, а иногда и пересмотре. Переход от изучения религиозных явлений
самих по себе к изучению «интенций» и «субъективных значений», по мысли Ваарденбурга, делает теорию более операциональной
и расширяет границы классической феноменологии религии. Наряду с явлениями,
которые всегда привлекали внимание феноменологов
религии, Н. р. включает в сферу своих интересов современное состояние
традиционных религий, новые религиозные движения, квазирелигии,
взаимоотношения между разными религиями, а также между религиозными и нерелигиозными
феноменами. Т. обр., переход на уровень «интенций» и «субъективных значений»,
согласно Ваарденбургу, позволит не только расширить,
но и актуализировать проблематику феноменологических исследований религии.
Помимо позитивной задачи выявления «интенций» и «субъективных значений» Н.
р., согласно Ваарденбургу, должна выполнять
критическую функцию, анализируя и исследуя ключевые религиоведческие понятия,
в первую очередь — понятие «религия». Данная функция чрезвычайно важна,
поскольку представители классической феноменологии религии рассматривали
религиозные явления сквозь призму априорных концепций религии, которые не
подвергались критической рефлексии. Приписывая Н. р. критическую функцию, Ваарденбург подчеркивает, что это направление имеет много
общего с Systematische Religionswissenschaft
(систематическим религиоведением) и отличается от всех разновидностей
классической феноменологии религии. Оно представляет собой систематический и
интегральный подход, сочетающий критические требования к исходным понятиям с
решением наиболее актуальных проблем изучения религии путем выявления
интенций, лежащих в основе религиозных явлений, и значений, которые эти
явления имеют для людей. Вслед за Ваарденбургом свои
варианты Н. р. предложили О. Хульткрантц, В. Гантке и другие западные религиоведы, однако их теоретические
конструкции носят абстрактный характер. Только дальнейшая конкретизация разных
аспектов этого направления и плодотворность его методов при изучении религий
покажут, какое место займет Н. р. в религиоведении 21 в.
А.Н. Красников