Религиоведение /
Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект,
2006. –1256 с.
ПРОФАННОЕ (лат. profanum
— лишенный святости, нечестивый) — мировоззренческая
категория, выражающая онтологически и аксиологически
низкое положение объекта, не обладающего качеством святости. П. — категория прежде всего религиозного сознания. Как категория
религиозного сознания П. фиксирует онтологическую непричастность объекта к
святому, положение объекта за пределами высших, священных уровней бытия; П. —
уровень обыденного, посюстороннего, эмпирического, феноменального бытия. Аксиологически П. — ценность низкого достоинства,
противоположность святому как абсолютной ценности. Вместе с тем П. не имеет в
религиозном сознании значения безусловного антагониста свитого, оно в качестве
обыденного, земного занимает промежуточное положение между святым и антисвятым, абсолютно несвятым,
демоническим, инфернальным. У древних римлян представления о профайлом имеют сложную историю. Традиционно слово profanus понималось лингвистами как исходная номинация
того, что расположено перед fanum (храмом, священным
местом). Иначе посмотрел на семантику profanus М.Х. Вагенворт. Он оспорил устоявшееся толкование приставки pro в значении «перед». Ссылаясь на труды Я. фон Ваккернагеля и лингвистические показания, голландский исследователь
обосновал реальность значений, указывающих на отдаленность от чего-либо, на
противоположность чему-либо, а также на отсутствие чего-либо. Эти наблюдения
позволили сделать вывод о том, что в древнем лат. языке profanus первоначально
относится не к месту, а к действию. Соответственно, profanus
указывает не на место перед храмом, а именно на изгнание из храма и относится
к действиям, которые произошли в храме или святилище. Т. обр., profanus первоначально означает не несвятой,
а уже не святой, т.е. лишившийся причастности к святому. В подтверждение М.Х. Вагенворт приводит выражение Сервия,
в котором словом profanum назван тот, кто порывает с
религией, т.е. вероотступник. Profanus — то, что
удаляется из fanum и лишается причастности к sacer (посвященному, освященному, принадлежащему богам). Очевидно, первоначальное значение profanus
сложилось в контексте культовой практики жертвоприношений: этим словом вначале
обозначалась та часть посвященной божеству жертвы, которая после совершения
определенных церемоний отделялась и поедалась самими участниками обряда; эта
часть также в традициях римской обрядности могла быть после посвящения богу вынесена
за пределы святилища, распределена перед храмом междуучастниками
ритуала и съедена. Важно, что римляне называли profanum
то, что прежде побывало в качестве посвященного, что было передано божеству, а
затем по правилам культа было отдано для потребления людьми. В этом смысле profanus выступает противоположностью sacer.
Сходную позицию в понимании profanus занял Э. Бенвенист. Из сравнения profanus,
profestus (непраздничный, непосвященный) и ряда
других слов с префиксом pro Бенвенист
вывел то же значение приставки pro, что и его
голландский коллега. Приложив это наблюдение к латинским текстам, французский
лингвист пришел к выводу, что качество profanum применяется
не ко всему тому, что не является sacrum, а к тому,
что прекращает быть таковым. Profanus, как полагает Бенвенист, обозначает то, что более ие
является священным, что не обладает отныне ми привилегиями, ни опасными
сторонами священного, это то, что «десакрализовано».
Со временем в семантике profanus к
первоначальным культовым значениям (священного и десакрализоваиного
в целях ритуального потребления прибавляются коннотации, придаю, щие расширительный смысл значениям десакрализации
и доступности. Profanum становится обозначением
собственно человеческого удела — уже не столько ритуального, сколько онтологического
качества отделенности от божественного, качества
непричастности божественному, непосвященности. Принципиально
важно, что концептуализация религиозных представлений о П. происходит вслед за
концептуализацией представлений о святом. В социологии религии Э. Дюркгейма,
где сакральное представлено как общезначимое социальное установление, П.
поставлено в зависимость от индивидуальных ценностей и опытов. Дюркгеймом была
выдвинута мысль о том, что именно идея радикального отличия сакрального от П.
выступает в качестве сущностного, созидающего религию фактора. В феноменологии религии М. Элиаде сакральное
и П. толкуются как два типа пространства или как два типа бытия («абсолютная реальность»
и «нереальность»), при этом М. Элиаде полагал, что
однородное П. пространство-бытие предшествует появлению сакрального. (См. также: Святое.)
А. П. Забияко