Религиоведение /
Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект,
2006. –1256 с.
ПУРИТАНИЗМ (от лат. ригив —
чистый) — реформационное движение, возникшее в Англии в 17 в. Этимология слова
«П.» связана со стремлением лидеров П. к продолжению Реформации путем очищения
англиканской церкви от остатков католицизма и принятия ею кальвинистского вероучения.
Истоками пуританской традиции обычно считаются континентальный кальвинизм, английский
нонконформизм, восходящий к Д. Уиклифу и отчасти
лоллардам, раннее англиканство (с ориентацией на теологию У. Тиндейла и Д. Хупера), но в особенности
церковно-государственная идеология Д. Нокса и
шотландских пресвитериан (см. Пресвитерианство),
утверждающая теократический принцип. Необходимо отметить, что, несмотря на строго
кальвинистский характер, пуританские взгляды получили признание в разных
направлениях англоязычного протестантизма. В эпоху Стюартов их разделяли как англикане-конформисты (Р. Бакстер),
так и диссентеры: конгрегационалисты (Д. Оуэн) и баптисты (Д. Баньян). П. распространился
в Англии в царствование Елизаветы I как реакция на непоследовательность
«королевской Реформации», прежде всего в области обряда и проповеди, которые
имели свойственный католицизму той эпохи ренессансный характер. Первым
деятелем пуританского движения считается британский теолог и общественный
деятель 16 в. профессор Кембриджа Томас Картрайт,
который в книге «Наставление в вере» развивал пресвитерианскую
экклезиологию. Последняя стремилась
преобразовать церковь в соответствии с требованиями Священного Писания, которое
имеет абсолютный авторитет, и строилась на т. наз. «регулирующем принципе»,
согласно которому в церкви допустимы только те обряды и церемонии, которые
прямо предписываются Писанием. Этот принцип существенно отличает пуританские
взгляды от лютеранства и англиканства. Важнейшей особенностью П. явилось также
развитие им кальвинистской сотериологии двойного предопределения
в практическом аспекте. Исповедуя кальвинизм, пуритане стремились разработать
целостную систему практического благочестия и аскезы. Уже
начиная с У. Перкинса (Д55&- 1602) с его серией
«трактатов о совести», англоязычный кальвинизм, отвечая на вопрос, что
является критерием избрания, пришел к выводу о необходимости каждому верующему
проверять подлинность своего духовного опыта (находится ли человек на пути к
спасению или к погибели) и создал уникальную культуру индивидуальной совести и
покаяния, которая легла в основу пуританской духовности (напр., «Путь
простого человека на Небо» А. Дента, труды У. Эймса, У. Гатри и др.). Будучи убеждены
в том, что спасение дается только Богом и помимо благодати человек ничего не
может делать для своего спасения (общекальвинистское
положение), пуритане настаивали также на том, что плодом подлинного обращения
должна быть сознательная борьба верующего с грехом. Иначе говоря, согласно
пуританскому теологу 17 в. Т. Уотсону, спасение не может быть достигнуто ни посредством
человеческих усилий, ни без них. Более того, в отличие от Ж. Кальвина, настаивавшего
на том, что уверенность в спасении необходима, поскольку оно даруется только
благодатью, П. убежден, что сомнение в своем спасении возможно или даже является
необходимой стадией духовной жизни. В являющемся характерным для пуритан жанре
дневников и воспоминаний (Т. Шепард «Journals», Д. Баньян
«Милость Божия к величайшему грешнику») описывается длительный процесс
обращения и покаяния, связанный с такого рода сомнениями. Пуританская традиция
(особенно такие теологи, как Д. Престон, Д. Коттон,
Р. Сиббс) говорит о спасении в терминах завета благодати
(covenant). Завет, или ковенант,
понимается пуританами как акт избрания Богом отдельных людей к спасению на
его условиях, и как акт личного или общинного вхождения верующих в союз с
Богом. В этом плане на пуритан повлияла европейская реформатская теология,
разрабатывавшая идею Завета (Г. Буллингер, И. Кокцекк и др.). Многие пуритане распространяли принцип ковенанта также на видимую организацию церкви и даже на
идеал христианского государства, что особенно ярко проявилось в теологии
конгрегационалистов и пресвитериан Новой Англии (У. Брэдфорд,
Д. Коттон, Д. У нитрон, К. Мёзер). Радикальные пуритане и особенно склонные к пуританской
теологии шотландские кальвинисты нередко разделяли также идеи теономизма — применения ветхозаветных политических моделей
к современному государству (С. Рутерфорд), что
означало фактическое подчинение государства церкви. В нач.
17 в. среди пуритан выявились
внутренние разногласия по политическим мотивам. Пресвитериане, не разделявшие
политического радикализма, составили умеренное на* правление ПК!640-м гг. они
фактически стали правя - Kgjjpit парламентской партией,
стремившейся сохранить монархию при условии ликвидации церковного главенства
короля и провозглашения пресвитерианства государственной религией, а затем
внесли решающий вклад в созыв и формулировку вероучения Вестминстерской
ассамблеи Наиболее радикальные в политическом плане
пуритане, особенно конгрегационалисты, не имея возможности реализовать свою
программу, бежали в Нидерланды и Америку (беженцы лейденской общины во главе с
У. Брюстером и У. Брэдфордом
получили название отцов-пилигримов). Оставшиеся в Англии и уцелевшие после
преследований правительством Карла I конгрегационалисты стали последовательными
противниками королевской власти, а впоследствии составили ядро армии О. Кромвеля.
Однако с восстановлением Стюартов у власти пуританский проект создания теократического
государства в Англии потерпел крах, и в период Реставрации английский П. вместе
с шотландским пресвитерианством подвергся жестоким преследованиям.
Завершением П. в Англии обычно считается рубеж 17-18 вв., т. е. период после
«Славной революции», тогда как в Новой Англии, куда переместился центр движения,
П. укреплял свои позиции. Первыми крупнейшими пуританскими общинами в Сев.
Америке были колонии Новый Плимут, основанный отцами-пилигримами, и
Массачусетс, сложившийся в 1620-е гг. из пресвитерианских переселенцев, с
центром в Бостоне. Лидеры бостонских пуритан, такие как Д. Коттон
и Д. Уинтроп, придерживались принципов теономизма, что привело их к конфликтам с противниками
(процесс над расколовшей общину антиномисткой
Э. Хатчинсон в 1637-1638). Оппонентом бостонской теократии явился также
конгрегационалист Т. Хукер, сторонник строгого
практического благочестия и концепции общинного самоуправления, впоследствии
создавший общину в Коннектикуте. Полемика между американскими пресвитерианами
и конгрегационалистами получила завершение в «Кембриджской платформе» 1648,
осудившей крайние позиции как тех, так и других. В целом, теократическая община
в Бостоне, сохранявшая свои позиции до сер. 18 в.,
явилась наиболее значительным социально-политическим
экспериментом пуритан. Кроме церковно-политической сферы велика роль пуритан в
поощрении дел милосердия, благотворительности, развитии христианского
образования. Так, в Новой Англии ими были основаны Гарвардский (К. Мёзер) и Принстонский ун-ты. Несмотря на негативное отношение
к светской культуре и искусству, П. по обе стороны Атлантики во многом
способствовал созданию самобытной литературной традиции (Д. Мильтон, Э. Тэйлор, Э. Брэдетрит). Однако собственно пуританская традиция завершилась со смертью К. Мёзера в 1728, и дальнейшее развитие П. получил в раннем ривайвелизме в США (Д. Уайтфилд,
Д. Эдварде и др.), а также в духовном возрождении в Шотландии в 18 — перв. пол. 19 в. (Т. Бостон и «Люди сущности», Т. Чалмерс, Р. Макчейн и их кружок).
В настоящее время среди части англо-американских кальвинистов и неко торых других направлений теологии заметно
стремление возродить пуританскую духовность (Д. Пакер,
Р. Спраул, Г. Хоксема, Р.
Комфорт).
О.В. Несмиянова,
A.M. Семанов