ПУРИТАНИЗМ - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ПУРИТАНИЗМ (от лат. ригив — чистый) — реформационное движение, возникшее в Англии в 17 в. Эти­мология слова «П.» связана со стремлением лидеров П. к продолжению Реформации путем очищения англи­канской церкви от остатков католицизма и принятия ею кальвинистского вероучения. Истоками пуритан­ской традиции обычно считаются континентальный кальвинизм, английский нонконформизм, восходящий к Д. Уиклифу и отчасти лоллардам, раннее англикан­ство (с ориентацией на теологию У. Тиндейла и Д. Хупера), но в особенности церковно-государственная идеология Д. Нокса и шотландских пресвитериан (см. Пресвитерианство), утверждающая теократический принцип. Необходимо отметить, что, несмотря на стро­го кальвинистский характер, пуританские взгляды по­лучили признание в разных направлениях англоязыч­ного протестантизма. В эпоху Стюартов их разделя­ли как англикане-конформисты (Р. Бакстер), так и диссентеры: конгрегационалисты (Д. Оуэн) и баптисты (Д. Баньян). П. распространился в Англии в царствова­ние Елизаветы I как реакция на непоследовательность «королевской Реформации», прежде всего в области обряда и проповеди, которые имели свойственный ка­толицизму той эпохи ренессансный характер. Первым деятелем пуританского движения считается британ­ский теолог и общественный деятель 16 в. профессор Кембриджа Томас Картрайт, который в книге «Настав­ление в вере» развивал пресвитерианскую экклезиологию. Последняя стремилась преобразовать церковь в соответствии с требованиями Священного Писания, ко­торое имеет абсолютный авторитет, и строилась на т. наз. «регулирующем принципе», согласно которому в церкви допустимы только те обряды и церемонии, которые прямо предписываются Писанием. Этот прин­цип существенно отличает пуританские взгляды от лютеранства и англиканства. Важнейшей особеннос­тью П. явилось также развитие им кальвинистской сотериологии двойного предопределения в практическом аспекте. Исповедуя кальвинизм, пуритане стремились разработать целостную систему практического благо­честия и аскезы. Уже начиная с У. Перкинса (Д55&- 1602) с его серией «трактатов о совести», англоязыч­ный кальвинизм, отвечая на вопрос, что является кри­терием избрания, пришел к выводу о необходимости каждому верующему проверять подлинность своего духовного опыта (находится ли человек на пути к спа­сению или к погибели) и создал уникальную культуру индивидуальной совести и покаяния, которая легла в основу пуританской духовности (напр., «Путь просто­го человека на Небо» А. Дента, труды У. Эймса, У. Гатри и др.). Будучи убеждены в том, что спасение дается толь­ко Богом и помимо благодати человек ничего не может делать для своего спасения (общекальвинистское по­ложение), пуритане настаивали также на том, что пло­дом подлинного обращения должна быть сознатель­ная борьба верующего с грехом. Иначе говоря, соглас­но пуританскому теологу 17 в. Т. Уотсону, спасение не может быть достигнуто ни посредством человеческих усилий, ни без них. Более того, в отличие от Ж. Кальвина, настаивавшего на том, что уверенность в спасении не­обходима, поскольку оно даруется только благодатью, П. убежден, что сомнение в своем спасении возможно или даже является необходимой стадией духовной жиз­ни. В являющемся характерным для пуритан жанре дневников и воспоминаний (Т. Шепард «Journals», Д. Ба­ньян «Милость Божия к величайшему грешнику») опи­сывается длительный процесс обращения и покая­ния, связанный с такого рода сомнениями. Пуританская традиция (особенно такие теологи, как Д. Престон, Д. Коттон, Р. Сиббс) говорит о спасении в терминах за­вета благодати (covenant). Завет, или ковенант, понима­ется пуританами как акт избрания Богом отдельных лю­дей к спасению на его условиях, и как акт личного или общинного вхождения верующих в союз с Богом. В этом плане на пуритан повлияла европейская реформатская теология, разрабатывавшая идею Завета (Г. Буллингер, И. Кокцекк и др.). Многие пуритане распространяли прин­цип ковенанта также на видимую организацию церкви и даже на идеал христианского государства, что особен­но ярко проявилось в теологии конгрегационалистов и пресвитериан Новой Англии (У. Брэдфорд, Д. Коттон, Д. У нитрон, К. Мёзер). Радикальные пуритане и особен­но склонные к пуританской теологии шотландские каль­винисты нередко разделяли также идеи теономизма — применения ветхозаветных политических моделей к современному государству (С. Рутерфорд), что означало фактическое подчинение государства церкви. В нач. 17 в. среди пуритан выявились внутренние разногласия по политическим мотивам. Пресвитериане, не разделявшие политического радикализма, составили умеренное на* правление ПК!640-м гг. они фактически стали правя - Kgjjpit парламентской партией, стремившейся сохранить монархию при условии ликвидации церковного главен­ства короля и провозглашения пресвитерианства госу­дарственной религией, а затем внесли решающий вклад в созыв и формулировку вероучения Вестминстерской ассамблеи Наиболее радикальные в политическом пла­не пуритане, особенно конгрегационалисты, не имея возможности реализовать свою программу, бежали в Нидерланды и Америку (беженцы лейденской общины во главе с У. Брюстером и У. Брэдфордом получили на­звание отцов-пилигримов). Оставшиеся в Англии и уцелевшие после преследований правительством Кар­ла I конгрегационалисты стали последовательными противниками королевской власти, а впоследствии со­ставили ядро армии О. Кромвеля. Однако с восстановле­нием Стюартов у власти пуританский проект создания теократического государства в Англии потерпел крах, и в период Реставрации английский П. вместе с шотланд­ским пресвитерианством подвергся жестоким пресле­дованиям. Завершением П. в Англии обычно считается рубеж 17-18 вв., т. е. период после «Славной революции», тогда как в Новой Англии, куда переместился центр дви­жения, П. укреплял свои позиции. Первыми крупней­шими пуританскими общинами в Сев. Америке были колонии Новый Плимут, основанный отцами-пилигри­мами, и Массачусетс, сложившийся в 1620-е гг. из пре­свитерианских переселенцев, с центром в Бостоне. Ли­деры бостонских пуритан, такие как Д. Коттон и Д. Уинтроп, придерживались принципов теономизма, что привело их к конфликтам с противниками (процесс над расколовшей общину антиномисткой Э. Хатчинсон в 1637-1638). Оппонентом бостонской теократии явил­ся также конгрегационалист Т. Хукер, сторонник стро­гого практического благочестия и концепции общин­ного самоуправления, впоследствии создавший общи­ну в Коннектикуте. Полемика между американскими пресвитерианами и конгрегационалистами получила за­вершение в «Кембриджской платформе» 1648, осудив­шей крайние позиции как тех, так и других. В целом, теократическая община в Бостоне, сохранявшая свои позиции до сер. 18 в., явилась наиболее значительным социально-политическим экспериментом пуритан. Кро­ме церковно-политической сферы велика роль пуритан в поощрении дел милосердия, благотворительности, развитии христианского образования. Так, в Новой Ан­глии ими были основаны Гарвардский (К. Мёзер) и Принстонский ун-ты. Несмотря на негативное отноше­ние к светской культуре и искусству, П. по обе стороны Атлантики во многом способствовал созданию самобыт­ной литературной традиции (Д. Мильтон, Э. Тэйлор, Э. Брэдетрит). Однако собственно пуританская традиция завершилась со смертью К. Мёзера в 1728, и дальнейшее развитие П. получил в раннем ривайвелизме в США (Д. Уайтфилд, Д. Эдварде и др.), а также в духовном воз­рождении в Шотландии в 18 — перв. пол. 19 в. (Т. Бостон и «Люди сущности», Т. Чалмерс, Р. Макчейн и их кружок). В настоящее время среди части англо-американских каль­винистов и неко торых других направлений теологии за­метно стремление возродить пуританскую духовность (Д. Пакер, Р. Спраул, Г. Хоксема, Р. Комфорт).

О.В. Несмиянова, A.M. Семанов