Религиоведение /
Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект,
2006. –1256 с.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — область знаний, ориентированная на изучение психологических
сторон религии и объясняющая религиозные феномены с позиций психологических
теорий и методов. Объектом П. р. выстунае1 все
многообразие измерений религиозной психической жизни: индивидуальный и
коллективный виды религиозного опытам интеллектуальные (когнитивные),
эмоциональные (аффективные) и волевые составляющие внутреннего мира верующего;
сознательные и бессознательные уровни религиозности; религиозные ценности и мотивации;
поведенческие акты; тины межличностной коммуникации в
религиозный группах и психологическое содержание межгрупповых отношений и т. д.
В Новое время П. р. конституировалась как светская, академическая научная область
исследовании, однако задолго до этого П. р. развивалась в рамках разных
религиозных традиций как важная сторона вероучения и культовой деятельности, т.
е. как конфессиональная П. р. Конфессиональная П. р. включает в свой состав вероучительные начала (напр., пред.
ставления о душе) и духовные
практики, психотехнику. Идеи и техники, на основе которых формировались конфессиональные
П. р., уходят корнями в архаические религии, прежде всего в шаманизм, в
содержании которого практики транса религиозного и состояния одержимости (см. Состояние одержимости) играли большую роль. В числе
первых развитых типов конфессиональной П. р. появляются буддийская и индуистская
П. р. (напр., йога, тантризм). Их генезис и эволюция
были в большой степени обусловлены высоким удельным весом в индийской традиции
аскетических практик и медитации. Сложные психотехники и их религиозно-философское
обоснование были развиты в Китае в даосизме, а также в чань-буддизме.
В раннем христианстве проблемы психической жизни верующего занимали заметное
место в практике «внутреннего делания» и его богословском осмыслении. Опыт духовной
жизни запечатлен в многочисленных трудах христианских мыслителей, в первую
очередь в «Добротолюбии» — собрании сочинений наиболее
авторитетных Отцов Церкви. Православие, опирающееся на эти и другие систематизированные
наставления во «внутреннем делании», а также на традиции исихазма и опыт
старчества, обладает развитой П. р. В западном христианстве в кон. 19 — нач. 20 в. выделилась особая отрасль теологии и практической религиозной деятельности — пастырская
психология, ориентированная на использование психологических теорий и методик
для укрепления душевного здоровья членов церквей и поддержания религиозности.
Во многих теологических учебных заведениях (прежде всего протестантских)
введены курсы пастырской психологии. Пастырская психология хорошо оснащена исследованиями,
учебными пособиями; издаются специализированные журналы. Богатая традиция
осмысления внутреннего мира сложилась в исламе, особенно большое значение психотехника
и ее вероучительные основы имели в суфизме. На всем
протяжении истории иудаизма внешние ритуалистические
стороны религиозной жизни оставляли достаточно места внутреннему опыту, роль
которого особенно высоко ценилась в мистических течениях, напр. В Каббале. Светская
П. р. включает теории и методы исследования психологии верующих людей; в 20 в.
светская Г1. р. стала наращивать свое содержание
прикладными методиками. Становление светской Г1. р.
происходит в 19 в. в тесном взаимодействии теологии (в первую очередь либеральной
протестантской теологии), философии, религиоведения и зарождающейся психологии.
Крупной фигурой эпохи становления светской П. р. был
немецких теолог Ф. Шлейермахер, который, трактуя религию
как самостоятельную сферу духовной жизни, сводил религиозность к двум
фундаментальным началам: 1) к зависимости человека от бесконечного и
всеобщего, от «всемогущей силы», т. е. от Божества; 2) к выражающему это
отношение конечного индивида к бесконечному Божеству чувству «абсолютной
зависимости». «Ваше чувство... — вот ваша религиозность» — так Шлейермахер определял суть религии. При этом он подчеркивал,
что речь идет не о любом чувстве, а именно о таком, в котором человеку дано
восприятие высшего единства бытия, а значит, по Шлейермахеру,
Откровение Бога. Откровению Бога в чувстве единства бытия и чувстве «всемогущей
силы» сопутствует чувство «священного благоговения» как «первый элемент
религии». «Непосредственное и первичное бытие Бога в нас», сокрытое в чувстве,
постигается человеком не с помощью богословских или иных рациональных способов,
а интуитивно. Стремление Шлейермахера обособить религиозное
чувство от богословских и общекультурных наслоений, от этики и эстетики стало
стимулом к выделению религиозно-психологической проблематики в отдельную область.
Однако Шлейермахер, фактически отождествив религиозное
чувство и чувство целостности бытия, встал на путь утраты специфических признаков
именно религиозного чувства, что противоречило общему движению его учения к
доказательству автономности религии. На это позднее указывали его критики. С
религиоведческих позиций психологический подход к пониманию религии был
значительно усилен Дж. Фрэзером.
В «Золотой ветви» (1890-1915) Фрэзер связал генезис
религии с познавательными процессами, протекавшими в уме архаического человека,
такими как, напр., ассоциация идей по сходству и смежности. На первом этапе
развития неправильное применение этих когнитивных приемов приводит к появлению
магии. Осознание ошибочности «магического мышления» наиболее одаренной частью
архаического коллектива — «первобытными философами», усложнение
интеллектуальных операций вкупе с новыми эмоциональными переживаниями
«прострации перед таинственными, невидимыми силами» и «подчинения их воле»
приводит, по Фрэзеру, к появлению рядом с магией
собственно религии. Хотя позиция Фрэзера вызвала серьезные
дискуссии, общий посыл сто методологии, состоявший в том, чтобы рассматривать
когнитивные и аффективные стороны религиозной психической жизни во
взаимодействии и развитии, был вполне продуктивен. Выделенный Фрэзером механизм ассоциативного мышления позднее стал предметом
систематических исследований в рамках ассоциативной психологии, представители которой
проявляли большой интерес к изучению религии. С позиций ассоциативной
психологии рассматривал религию один из основоположников психологии В. ВунЬт. Его фундаментальный труд «Психология народов»
(1900-1920) в значительной мере посвящен пониманию религии, мифологии, обычаев
разных культур. Ученик В. Вундта американский психолог Стэнли Холл (1844-1924),
сосредоточив внимание собственно на религии и религиозном воспитании, вывел
изучение религии за пределы общей психологии и фактически положил начало П.
р. в США. В 1904 он учредил «Журнал религиозной психологии и образования». Холл
и его сподвижники Эдвин Старбэк (1866-1947; главный
труд «Психология религии», 1899), Джордж Коу
(1861-1951; главный труд «Психология религии», 1916) хотя и стремились
утвердить П. р. как отдельную дисциплину, тем не менее
вписывали ее в контекст религиозного мировоззрения. Четкое размежевание религии
и П. р. было проведено американским психологом Дж. Леуба, труды которого вместе с работами У. Джемса открывали
новый этап — этап существования П. р. как самостоятельной научной области.
Книга Джемса «Многообразие религиозного опыта» (1902) надолго определила ряд
ключевых ориентиров П. р.: направленность на изучение индивидуально-психологических
феноменов, изучение и систематизация фактов из области религиозного опыта,
интерес к мистицизму. Заявленная Леуба позиция нейтрализма
и объективизма П. р. по отношению к религиозным ценностям была поддержана
видным французским психологом Теодором Флурнуа
(1854-1920). Методологическую основу П. р. Джемса, Леуба,
Флурнуа и ряда других психологов составлял прагматизм
и функционализм. Многие исследователи (Э. Старбэк,
Дж. Коу, Д. Троут и др.)
развивали биопсихологический подход к религии, выводивший религиозную
психическую жизнь из психофизиологических процессов адаптации индивида к
окружающей среде или из врожденного «религиозного инстинкта». В крайних формах
биопсихологический подход был развит 3. Фрейдом, основоположником психоанализа
и психоаналитического религиоведения. Фрейд отождествил внутреннее содержание
религиозной жизни с неврозом и уподобил продукты религиозного духовного
творчества невротическим фантазиям. Источник религиозно-психической жизни Фрейд
разместил в биологической природе человека, прежде всего в сексуальности. Фрейдистская IX р. активно использовалась в 1920-1940-е гг.
крупным этнологом Г. Рохеймом для объяснения
содержания архаических верований, ритуалов и мифологии. Начав как последователь
идей Фрейда, К.Г. Юнг (1875-1961) вскоре с позиций конституированной им
«аналитической психологии» развил свою трактовку религиозной психической жизни,
в которой решающее значение придавалось бессознательному.
В 1917 вышла книга «Святое» Р. Отто, немецкого теолога
и религиоведа, оказавшая большое влияние на развитие П. р. Согласно Отто, подлинную природу религии образует категория
святого, иррациональная по своему существу, а сердцевину этого иррационального
ядра религий образует психическая целостность, исполненная высоким смыслом и
могучей энергией. Эту врожденную психическую данность Отто
назвал sensus numinosus
(«чувство нуминозного»), и описал ее структуру. Со
времени выхода «Святого» понятие «нуминозное» и важнейшие
положения концепции Отто прочно вошли в состав П. р.
Феноменологическое религиоведение представлено в П. р. не только идеями Отто. Многие религиоведы-феноменологи
внесли существенный вклад в эту область. В их круг входит Ф. Хейлер. Его перу принадлежит классическое исследование
«Молитва» (1918), в котором были детально рассмотрены исторические и психологические
аспекты молитвенных состояний. Особенностям архаического
религиозного сознания были посвящены труды французского ученого Я. Леви-Брюля. После Второй мировой
войны важной тенденцией развития П. р. стало нарастание веса
социально-психологических исследований. В процессе этих исследований П. р.
интегрировала в свой состав многие социологические теории и методы. В круг
важнейших проблем П.р. вошло изучение социальных факторов религиозности,
психологии религиозных конфликтов, религиозной социализации, религиозного
поведения как одного из главных проявлений религиозности. Одним из первых под
таким углом зрения рассмотрел религиозное поведение американский психолог Г. Оллпорт (1897-1967), опубликовавший в 1950 свою главную
работу «Индивид и его религия». Оллпорт выделил два
основных типа поведения — «внешнее» (extrinsic) и
«внутреннее» (intrinsic). «Внешнее» религиозное поведение
— система действий и мотиваций, выражающих в религиозной форме стремление
индивида поддержать свой общественный статус и социальные связи, утвердить здоровый
и нравственный образ жизни, реализовать потребности в благополучии и
безопасности; т. обр., смыслом религиозного поведения extrinsic-типа являются
внешние по отношению в религии цели. «Внутреннее» религиозное
поведение — система действий Я мотиваций, основанных на религиозных ценностях и
выражающих в религиозной форме стремление индивида к достижению вероучительных идеалов, к интеллектуальному развитию и
эмоциональному самосовершенствованию, к обладанию религиозным опытом; целью и
смыслом религиозного поведения intrinsic- типа
выступает сама религия. Значительный вклад в развитие социальной
проблематики и методов П. р. был внесен английским исследователем М. Аргайлом (р. в 1925). В его известной работе «Религиозное
поведение» (1958), опирающейся на обширную эмпирическую базу, религиозное поведение
рассмотрено в тесной связи с возрастом и полом верующих, их социальным положением,
национальностью, образованием и семейным воспитанием. В написанной М. Аргайлом совместное Б. Бейт-Халлами книге «Социальная психология религии» (1975)
религиозность ставится в прямую связь с влиянием родителей. Изучение детской
психики, роли семьи, детского восприятия родителей в формировании религиозности,
представлений о Боге заняло в 1960-1990-е одно из первых мест в П. р. Теоретическую
основу этих исследований составляли идеи выдающегося психолога Жана Пиаже
(1896-1980), психоаналитические концепции и некоторые другие учения.
Психоанализ в П. р. был представлен во вт. пол. 20 в. прежде всего трудами Э. Фромма, неофрейдистские трактовки
которого акцентировали значение социальных факторов. На
формирование социально-психологического измерения П. р. наложили заметный
отпечаток труды американских психологов Д. Бэтсона и
Л. Вентиса (главная совместная работа «Религиозный
опыт. Социально-психологическая перспектива», 1982), которые широко
использовали когнитивный подход в изучении зависимости поведения верующих от
познавательной деятельности, интеллектуальных моделей. Развивая свою теорию П.
р., Бэтсон и Вентис в книге
«Религия и индивид» (1993, в соавторстве с П. Шёнред)
усилили функционалистскую трактовку, в свете которой
религия была определена ими действия индивида, обусловленные осознанием
проблем жизни и смерти. В рамках когнитивного подхода американским
психологом Л. Фестингером (р. в 1919) была развита
теория «когнитивного диссонанса», которая исходит из того, что человек
стремится не допускать в своем внутреннем мире конфликта между сосуществующими
представлениями, между представлениями и поведением; если же такой конфликт (диссонанас представлений) возникает, то человек переживает
психологический дискомфорт и старается его минимизировать. В книге
«Когда пророчество не сбывается. Социальное и психологическое изучение современной
группы, предсказывающей уничтожение мира» (1956, в соавторстве) Фестингер показал, что диссонанс между не оправдавшими себя
религиозными представлениями и объективной информацией отнюдь не всегда ведет к
отказу индивидов от конфликтующих с реальностью представлений. Напротив, этот
конфликт может стать, напр.» мощным стимулом к защите поставленных под сомнение
представлений, к разработке новых доказательств их правильности. Такого рода
когнитивная реакция обеспечивает устойчивость религиозных убеждений и
стабильность религиозных групп. Ролевые концепции в П. р. многим обязаны трудам
шведского теолога и профессора психологии религии Я. Сундена
(р. в 1908), влияние которого на современную европейскую П. р. сопоставимо, по
некоторым оценкам, с влиянием Оллпорта на
американскую П. р. Согласно Сундену, каждая религия
содержит наборы нормативных ролей и сценариев поведения, зафиксированных
прежде всего в священных текстах. Религиозный опыт является продуктом интериоризированных индивидом религиозных ролей и религиозных
стереотипов (моделей) восприятия. В критические моменты они выходят на первый
план психической жизни и трансформируют картину мира так, что человек начинает
чувствовать рядом с собой присутствие Бога и вступает с ним в общение как с
«живым Партнером». В 1970-1990-е сформировалась трансперсональная
П. р., одним из наиболее видных представителей
которой является чешско-американский психолог С. Гроф
(р. в 1931). Трансперсональная П. р. опирается на идею существования в психическом мире человека
особого пласта — трансперсональных переживаний, в которых
зафиксированы такие психические данности, которые выходят за рамки обычного
личного опыта, напр.: эволюционная память (воспоминания о родстве со всем живым
миром), расовая память (воспоминания о родстве с человеческими группами),
память о прежних рождениях или умерших родственниках и др. Трансперсональные
переживания образуют основу религиозных переживаний
и мистического опыта. В России светская П. р. вплоть до 1990-х гг. развивалась прежде всего в рамках материалистических
подходов с ярко выраженной социологической доминантой и направленностью на
практическую цель преодоления религиозности. Для объяснения религии привлекались
идеи И.П. Павлова (1849-1936), A.A. Ухтомского (1875-1942), Л.С. Выготского (1896-1934), А.Н. Леонтьева (1903-1979), других
физиологов и психологов. Заметный след в российской П. р. оставили
теоретические труды Д.М. Угриновича, М.А. Поповой,
М.Г. Писманика, некоторых других религиоведов. Л.Я. Штернберг с позиций психологических трактовок интерпретировал
архаические верования. Психологические стороны шаманизма затрагивались в трудах
С.М. Широкогорова, В.Н. Басилова,
A.B. Смоляк, и Др. В исследовании психологических
особенностей конкретных религий выделяются работы Н.В. Абаева,
А.Н. Игнатовича, С.Ю. Лепехова, С.П. Нестёркина, Е.А. Торчинова и
других востоковедов. Современная П. р. — междисциплинарная область исследований,
в которой активно взаимодействуют религиоведение, психология, философия,
история, социология, лингвистика и другие науки.
А.П. Забияко