Религиоведение /
Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект,
2006. –1256 с.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
РЕЛИГИИ — концепции религии,
получившие развитие в рамках психоанализа. Разработанный 3.
Фрейдом метод психоанализа в кон. 19 — нач. 20 в. из клинической практики вошел во
все сферы гуманитарного знания. Как сам Фрейд, так и его последователи внесли
значительный вклад в изучение проблем религиоведческого характера и оказали
влияние на становление дисциплины «психология религии». Можно назвать несколько
общих для всех П. к. р. положений. 1. Религия возникает как результат психической
деятельности человека, в частности фантазии и воображения. В этой связи
психоанализ отмечает сходство религиозных переживаний с другими иррациональными
состояниями: сновидениями, грезами и даже бредовыми навязчивыми идеями. 2.
Общность психических процессов на онтогенетическом и филогенетическом уровнях
и, как следствие, символы религиозные не только выражают идеи и догматы
вероисповедания, но могут воплощать эмоции, различные состояния и переживания
личного характера. Они совпадают с образами индивидуальной психологии, т. к.
принцип их возникновения один и тот же. 3. В оформлении основных
религиозных идей и концептов значительная роль отводится
бессознательному, чем обусловлен иррациональный характер религиозного знания.
4. Аналогию религиозным феноменам представители психоанализа видят не только в
художественном творчестве и фантазировании, но и в психопатологии. Т. обр.,
религия предстает в П. к. р. то как «коллективная фантазия», то как «коллективный
невроз». Фрейд уподобляет процесс возникновения религии механизму формирования
комплексов: ранняя травма — вытеснение травмирующих образов — замещение их в
сознании иллюзией-компенсацией, т.е. осуществлением желания в мечтах. Первоначальным
травмирующим обстоятельством, по Фрейду, является чувство вины, вызванное «эдиповым комплексом». Как в жизни индивида, так и в жизни
человеческого рода имели место аналогичные события сексуально-агрессивного
содержания. Они были вытеснены из сознания, забыты, но затем обнаружили себя
как невротические симптомы, последствиями которых являются религиозные
феномены. Вина за убийство отца и стремление обладать
матерью в результате невротических искажающих тенденций приводит к почитанию
отца в виде замещающего символа — тотема и к дальнейшему обожествлению его
образа («Тотем и табу», 1912). Возникновение
монотеистической религии иудеев Фрейд трактует как сокрытие факта убийства Моисея
и в качестве компенсации дальнейшее признание еврейским народом его Бога.
Само преступление (убийство обожествленного позднее праотца, прообраза Бога)
становится достоянием памяти лишь в искаженном образе: в качестве сюжета оно появляется
в христианской религии и выливается в упрек еврейскому народу: вы убили нашего
Бога («Человек Моисей и монотеистическая религия», 1938). Впрочем, Фрейд
убежден, что невротические симптомы можно обнаружить при анализе каждой
религиозной традиции. В аналитической психологии К.Г. Юнга религия не ставится
в прямую зависимость от невротических состояний. Религиозные идеи и смыслы, по
Юнгу, возникают не как компенсация вытесненных сексуально-агрессивных влечений.
Они появляются в результате проникновения в сознание предсуществующих,
универсальных, проявляющихся спонтанно всюду и везде, регулярно повторяющихся архетипических образов, происходящих из самых глубинных
слоев психики — коллективного бессознательного (см.
Коллективное бессознательное и религия). Юнг согласен с трактовкой Фрейдом
религиозных символов Бога и Богини, являющихся проекцией образов реальных
родителей, с поклонения которым начинается любая архаическая культура. Однако
Юнг категорически не признает «эдиповых» корней
переноса. Бог — не осуществленная в фантазии мечта о всевластии и всемогуществе.
Данный персонаж символизирует защиту и опеку, но также наказание за
прегрешения. Поскольку взрослый человек нуждается в помощи так же, как и
ребенок, но не может при этом апеллировать к физическим родителям (что
равносильно инфантилизму), то он создает в воображении вымышленный образ, прототипом
которого является реальный человек. Соответственно Богиня-мать воплощает
гиперболизированные качества реальной матери: она — подательница жизни,
блага, тепла, обеспечивает младенца всем необходимым, но она
же может предстать в виде грозной, гневной Богини. Предложенный
Юнгом метод амплификации (прояснение эмоциональных состояний, сновидений индивида
через параллели с аналогичными символами религии, мифологии, с материалами
фольклора и искусства) может быть использован и для толкования значения
религиозных образов через обращение к личностной психологии и к внеличностным универсальным структурам, какими являются архетипы
(см. Архетипические образы). В подобном ракурсе Юнгом рассматриваются как отдельные мифологические
и религиозные персонажи и фигуры (Богиня-мать, Бог, мудрый старец, змей, древо
мира), так и отдельные мотивы, сюжетные схемы (мотив воскресения, чудесного
рождения героя, битва героя с чудовищем, погружение в священные воды, нисхождение
в подземное царство и т.д.). Кроме того, Юнг раскрывает значение некоторых
геометрических, астрологических, алхимических и числовых (троица, двоичность, кватериость) символов в религиозных воззрениях. Концепция
коллективного бессознательного и архетипа предопределила одну из
распространенных тем в религиоведческих исследованиях 20 в.: поиски неких константных
идей, фундаментальных свойств мышления, определивших общность первоначальных религиозных представлений. В этом смысле П.
к. р. оказали влияние на подход структуралистов. Все проявления
человеческого духа (религия, миф, искусство) являются отражением существующей
первичной структуры, которая наиболее полно воплощена в бессознательном (по К.
Леви-Строссу) или в языке (по Ж. Лакану).
Коллективное бессознательное, с т. зр. структурной
антропологии, становится источником всякого рода символов и обеспечивает
понимание вне словесного языка, т. к. символы беспрепятственно проходят через
заслон сознания, апеллируя непосредственно к интуиции и эмоциям. Задача
исследователя сводится к тому, чтобы обнаружить первичную бессознательную
структуру, лежащую в основе любого социального установления или обычая, чтобы обрести
принцип истолкования и для других установлений и обычаев в различных типах
мышления. Метод Леви-Стросса оказался весьма
эффективным для исследований в области мифа, но не столь действенным в
изучении развитых религий, в которых первичная структура скрыта под многочисленными
наслоениями. Искажения первоначального смысла возникают в результате позднейших
толкований, из-за попыток придать рациональный характер идеям, в принципе неподдающимся
рационализации. Представления Ж. Лакана, что и
бессознательное, и все формы культурной деятельности структурированы как язык
и опосредованы языком, стимулировали семиотические исследования религии.
Интерес к проблемам языка в религиозном высказывании возникает в выросшей из
критики психоанализа концепции «шизоанализа» (Ж. Делёз, Ф. Гваттари). Вместе с
тем, в теории Делёза можно видеть продолжение идей
Фрейда: смысл высказывания кроется в том, что не высказано, он всегда
находится между строк. Его выдают нелепости, оговорки, речевые расстройства и
аналогичные явления в сфере культуры — «запинающийся» символический язык
поэтов или иррациональные высказывания Священных Писаний. Чем более оформленной
и осознанной является религиозная система, тем менее она способна разгадать
таинственный мистический язык Бога. Христианство грешит против истины, т. к.
священные тексты христиан утратили «аффективные, полные ярости и слепоты»
высказывания ранних пророков. В священных текстах всегда есть какая-то определенная
позиция, трансцендентальное же поле смысла должно исключать любую форму как личного,
так и общего. Смысл рождается в стихии бессознательного,
которое представлено у Делёза как некое энергетическое
поле, заполняющее все социальное пространство. Религиозные символы, как и
поэтические, ничего не обозначают. Символ — это «вращающаяся мысль, в которой
группа образов все быстрее вращается вокруг какой-то таинственной точки».
Анализ должен обнаружить погрешности языка и через них приблизиться к неявным
значениям, лишь указывающим путь к истине, но никогда ее не открывающим.
Т.И. Корка