Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — группа рели­гиозно-философских течений, порожденных влияни­ем протестантизма на философию в Европе и США. Началом этого процесса следует считать полемику ре­форматоров 16 в. с Эразмом Роттердамским (автором термина «христианская философия»). В П. ф. можно выделить, с одной стороны, экзистенциальное, иррационалистическое мышление, с другой — христиани­зацию новоевропейского рационализма (критицизм и отчасти трансцендентальный идеализм, шотландская «философия здравого смысла», реформатская эписте­мология, некоторые варианты феноменологии). Клю­чевыми фигурами в развитии философского мышле­ния в протестантизме следует считать Ж. Кальвина, объединившего библейское богословие и схоластиче­скую философию, и Д. Эдвардса, критически исследо­вавшего проблематику свободы воли и эмоциональ­ных аспектов религиозной жизни (что наряду с персо­нализмом С. Джонсона стало началом философии в США). Во вт. пол. 18 в. в англоязычном мире распрост­ранился т. наз. шотландский реализм, или школа «здра­вого смысла», — направление, стремившееся преодо­леть скептицизм Д. Юма и представленное Т. Ридом (1710-1796). Принципом шотландского реализма яви­лось утверждение, согласно которому познание вещей возможно нс через отдельные чувственные восприя­тие, а через целостное и самоочевидное интуитивное видение внешней реальности, способность к которому вложена в человека Богом. Продолжателями этого те­чения явились Д. Стюарт, У. Гамильтон, а его основные принципы восприняла Принстонская школа теологии (Ч. Хадж и др.). В кон. 18 в. идеи протестантизма «вто­рой волны» (пиетизма) оказали значительное влияние на этику и эстетику И. Канта. Спорен вопрос о месте протестантизма в дальнейшем развитии классической немецкой философии, во многом вдохновлявшейся средневековой мистикой и нехристианской религи­озностью («философия откровения» Ф. Шеллинга). Поворотным моментом в развитии протестантской философии стал экзистенциализм С. Кьеркегора, в по­лемике с Г.В.Ф. Гегелем и новоевропейским рациона­лизмом радикально противопоставивший разум и по­знание Бога через веру. Эта иррациональная вера и оди­ночество человека перед Богом еще более ярко проявилась в концепциях познания диалектической теологии (К. Барт, Э. Бруннер). Уже в «Комментарии на Послание к Римлянам» (1919) родоначальник и основ­ной теоретик диалектической теологии Барт исходил из предпосылки, что традиционный протестантизм утратил подлинность веры и заменил ее рационалис­тической догмой, не способной постичь парадоксы и антиномии христианского сознания, прежде всего про­блему зла. Выход из этих парадоксов — только в сверх­разумной истине Евангелия. Постулаты диалектиче­ской теологии первоначально разделяли также П. Тиллих, Р. Бультман, М. Нимёллер, Д. Бонхеффер, позднее сформулировавшие альтернативные концепции. Так, в творчестве Бультмана и Д. Макуорри секулярная тео­логия попыталась дать христианское прочтение онто­логии М. Хайдеггера. А «философия надежды» Э. Блоха была использована Ю. Мольтманом и отчасти В. Панненбергом в сформулированной Мольтманом «теоло­гии надежды», строящейся на основе эстатологической перспективы будущего Царства Божьего. Значитель­ный вклад в развитие П. ф. в 20 в. внесла Нидерланд­ская (Амстердамская) школа кальвинизма, развившая цельную систему космологии, теории ценностей и политико-правовой философии на основании концепций А. Кайпера об общей благодати и «суверенитете сфер» как относительно независимых областей бытия, подчи­ненных только Богу (К. Схилдер, Г. Дойеверд, Д. Волленховен, X. Рокмакер и др.). Другим влиятельным течени­ем в протестантской мысли континентальной Европы 20 в. стала феноменология (Р. Отто, Г. ван дер Леув, от­части П. Рикёр и сам Э. Гуссерль), критически анализи­рующая типы религиозного опыта и ряд теологических категорий с т. зр. анализа сознания. Наряду с этими тен­денциями особое место занимают специфически аме­риканские течения: прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс), на­чавший процесс релятивизации религиозного мышле­ния, и американский персонализм (Э. Брайтман), основанный, как и философия Джемса, на далеких от классического протестантизма принципах т. наз. огра­ниченного теизма. В 20 в. влияние лингвистической фи­лософии, стремившейся доказать некогерентность клю­чевых теологических понятий (А. Айер, Э. Флю и др.)» вызвало заметный кризис П. ф. в англоязычном мире; ответом на это стало углубление метафизической и космологической проблематики реформатской мысли в США (Д. Орр, Б. Рамм, Г. Кларк, К. Ван Тил, О. Платиига) и некоторых других направлений П. ф. (Ф. Шейфер, р. Суинберн, Т. Пенелхэм). Еще одним вариантом про­тестантского постмодернизма явилась философия и «теология процесса» (Д. Кобб, Ш, Огден, Ч. Хартшорн), представляющая собой вид панентеизма, базирующий­ся на космологии А.Н. Уайтхеда. В России самостоятель­ной П. ф. не возникло, однако экзистенциализм Кьеркегора оказал важнейшее влияние на творчество Л. Шестова и ряда деятелей российской контркультуры кон. 20 в.

О.В. Несмчянова, A.M. Семанов

Rambler's Top100
Hosted by uCoz