Религиоведение /
Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект,
2006. –1256 с.
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — группа религиозно-философских течений, порожденных
влиянием протестантизма на философию в Европе и США. Началом этого процесса
следует считать полемику реформаторов 16 в. с Эразмом
Роттердамским (автором термина «христианская философия»).
В П. ф. можно выделить, с одной стороны, экзистенциальное, иррационалистическое
мышление, с другой — христианизацию новоевропейского рационализма (критицизм и
отчасти трансцендентальный идеализм, шотландская «философия здравого смысла»,
реформатская эпистемология, некоторые варианты феноменологии). Ключевыми фигурами в развитии философского мышления в
протестантизме следует считать Ж. Кальвина, объединившего библейское богословие
и схоластическую философию, и Д. Эдвардса, критически исследовавшего
проблематику свободы воли и эмоциональных аспектов религиозной жизни (что
наряду с персонализмом С. Джонсона стало началом философии в США). Во
вт. пол. 18 в. в англоязычном
мире распространился т. наз. шотландский реализм, или школа «здравого
смысла», — направление, стремившееся преодолеть скептицизм Д. Юма и
представленное Т. Ридом (1710-1796). Принципом шотландского
реализма явилось утверждение, согласно которому познание вещей возможно нс
через отдельные чувственные восприятие, а через целостное и самоочевидное
интуитивное видение внешней реальности, способность к которому вложена в человека
Богом. Продолжателями этого течения явились Д. Стюарт, У. Гамильтон, а
его основные принципы восприняла Принстонская школа теологии
(Ч. Хадж и др.). В кон. 18 в. идеи протестантизма «второй волны» (пиетизма) оказали
значительное влияние на этику и эстетику И. Канта. Спорен вопрос о месте
протестантизма в дальнейшем развитии классической немецкой философии, во многом
вдохновлявшейся средневековой мистикой и нехристианской религиозностью
(«философия откровения» Ф. Шеллинга). Поворотным моментом в развитии протестантской
философии стал экзистенциализм С. Кьеркегора, в полемике с Г.В.Ф. Гегелем и
новоевропейским рационализмом радикально противопоставивший разум и познание
Бога через веру. Эта иррациональная вера и одиночество человека перед Богом
еще более ярко проявилась в концепциях познания диалектической теологии (К. Барт, Э. Бруннер). Уже в
«Комментарии на Послание к Римлянам» (1919) родоначальник и основной теоретик
диалектической теологии Барт исходил из предпосылки,
что традиционный протестантизм утратил подлинность веры и заменил ее рационалистической
догмой, не способной постичь парадоксы и антиномии христианского сознания,
прежде всего проблему зла. Выход из этих парадоксов — только в сверхразумной
истине Евангелия. Постулаты диалектической теологии первоначально разделяли
также П. Тиллих, Р. Бультман,
М. Нимёллер, Д. Бонхеффер,
позднее сформулировавшие альтернативные концепции. Так, в творчестве Бультмана и Д. Макуорри секулярная теология попыталась дать христианское прочтение
онтологии М. Хайдеггера. А «философия надежды» Э. Блоха была использована Ю. Мольтманом и отчасти В. Панненбергом
в сформулированной Мольтманом «теологии надежды»,
строящейся на основе эстатологической перспективы
будущего Царства Божьего. Значительный вклад в развитие П.
ф. в 20 в. внесла Нидерландская (Амстердамская) школа кальвинизма, развившая
цельную систему космологии, теории ценностей и политико-правовой философии на
основании концепций А. Кайпера об общей благодати и
«суверенитете сфер» как относительно независимых областей бытия, подчиненных
только Богу (К. Схилдер, Г. Дойеверд,
Д. Волленховен, X. Рокмакер и др.). Другим
влиятельным течением в протестантской мысли континентальной Европы 20 в. стала
феноменология (Р. Отто, Г. ван
дер Леув,
отчасти П. Рикёр и сам Э. Гуссерль),
критически анализирующая типы религиозного опыта и ряд теологических категорий
с т. зр. анализа сознания. Наряду с этими тенденциями
особое место занимают специфически американские течения: прагматизм (Ч. Пирс,
У. Джемс), начавший процесс релятивизации
религиозного мышления, и американский персонализм (Э. Брайтман),
основанный, как и философия Джемса, на далеких от классического протестантизма
принципах т. наз. ограниченного теизма. В 20 в.
влияние лингвистической философии, стремившейся доказать некогерентность
ключевых теологических понятий (А. Айер, Э. Флю и др.)» вызвало заметный кризис П. ф. в англоязычном
мире; ответом на это стало углубление метафизической и космологической проблематики
реформатской мысли в США (Д. Орр, Б. Рамм, Г. Кларк,
К. Ван Тил, О. Платиига) и
некоторых других направлений П. ф. (Ф. Шейфер, р. Суинберн, Т. Пенелхэм). Еще одним
вариантом протестантского постмодернизма явилась философия и «теология
процесса» (Д. Кобб, Ш,
Огден, Ч. Хартшорн), представляющая собой вид панентеизма, базирующийся на космологии А.Н. Уайтхеда. В
России самостоятельной П. ф. не возникло, однако экзистенциализм Кьеркегора оказал
важнейшее влияние на творчество Л. Шестова и ряда
деятелей российской контркультуры кон. 20 в.
О.В. Несмчянова,
A.M. Семанов