Религиоведение /
Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект,
2006. –1256 с.
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — широкое понятие, включающее целый спектр как конфессиональных,
так и внеконфессиональных течений в теологии. В
конфессиональном плане существует лютеранская, кальвинистская, методистская, баптистская,
пятидесятническая и другие теологии. Большинство
конфессиональных вариантов П. т., разделяя общие для протестантизма установки,
строится на основе определенных центральных для каждого варианта, принципов. Так, для лютеранства таким принципом являегся
оправдание верой, для кальвинизма — святость и всемогущество («суверенитет») Бога,
для баптизма — личное обращение и покаяние, для арминианства
и уэслианского методизма — идея свободы воли и
возможности достижения святости в земной жизни, для пятидесятников и других
течений «третьей волны» — мистическая концепция восстановления духовности
древней церкви, утраченной на определенном этапе истории. Однако эти
черты отражают лишь конфессиональные принципы направлений, поэтому более
конструктивным представляется деление теологических течений протестантизма на
теологию классическую, либеральную или модернистскую, фундаменталистскую
и постмодернистскую (включая диалектическую, экзистенциальную, секулярную, феминистскую, контекстуальную теологии, теологию
процесса, «теологию после Освенцима» и т.п.). Спорным представляется статус неопротестантской теологии, которая находится в состоянии
становления (ее можно рассматривать и как вариант постмодернизма). Классическим можно назвать период развития П. т. от М. Лютера до
Д. Эдвардса (1703- 1758), в течение которого были раскрыты основные понятия,
положенные в основу Реформации (Sola Scriptura, Sola Fide, Sola Gratia,
Sola Christo) и выделились
догматическая и практическая теологии (последнее особенно ярко проявилось у
пуритан). Либеральная протестантская теология зародилась на рубеже
18-19 вв. и занимала одно из центральных мест в развитии протестантизма от Ф. Шлейермахера до раннего К. Барта. Она была отмечена стремлением перенести центр
тяжести христианского учения со сверхъестественных на
этические и социальные аспекты, что означало отказ от исторической
христианской догматики. Библия при этом рассматривается в либеральной теологии
не как Откровение, а как продукт человеческого религиозного
творчества, неизбежно ограниченного историей и культурой и потому не
обладающего абсолютным авторитетом. Реакцией на либерализм
стала евангелическая, особенно англо-американская теология 19 в., подготовившая
почву для политически активного протестантского фундаментализма (см. Фундаментализм
религиозный), стремившегося восстановить в сознании верующих важнейшие общехристианские
доктрины, однако во многом пренебрегавшего наследием исторической церкви и
классического протестантизма. Другим вариантом противостояния либерализму
оказался протестантский постмодернизм, первым вариантом которого стала
диалектическая теология. Основным принципом
диалектической теологии явилась попытка экзистенциального переосмысления
классического протестантизма в ситуации мирового кризиса. Подчеркивая
божественную свободу и всемогущество, греховность человека, абсолютное
значение искупительной жертвы Христа, оправдание только верой, диалектическая
теология настаивает на антиномичности веры и разума.
В целом социокультурные катастрофы 20 в. во многом способствовали политизации
протестантского мышления, становлению вышедших за пределы протестантской
традиции секулярной теологии, «теологии смерти Бога»
и неопротестантизма, а также расширению спектра
протестантской теологии за пределы европейской культуры (контекстуальная
теология азиатских, африканских и иудеохристианских
церквей). Некоторые направления протестантского богословия 20 в., прежде всего неоортодоксия и консервативное евангелическое христианство
в США и Великобритании, отмечены дистанцированием от
крайностей модернизма и постмодернизма и стремлением вернуться к идеалам
классического протестантизма.
О.В. Иесмиянова,
A.M. Семанов