Религиоведение /
Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект,
2006. –1256 с.
ПРОТЕСТАНТСКАЯ КУЛЬТУРА — культура, получившая развитие в период формирования
европейского протестантизма. Европейская культура в 16-18 вв. переживала
процессы рационализации, индивидуализации и секуляризации. В
16 в. распадается европейская католическая общность. В рамках христианства
возникла новая конфессия —
протестантизм. Католическую и протестантскую Европу раннего Нового времени
связывало не только христианство, но и лат. язык, оставшийся в 16-18 вв. языком европейской культуры,
единообразный календарь (григорианский), принятый многими странами в кон. 16
в., единый образовательный стандарт, единый рынок труда, капитала, общая
мода, общий технический стиль, общие международное право и дипломатия.
Ренессансный и протестантский опыт переосмысления традиционной культуры привел
к образованию новоевропейской культуры. В 16 в. Возрождение и Реформация испытали
взаимное воздействие. Возрождение вызвало в адептах Реформации интерес к
классическим языкам и античной культуре. Гуманисты создали культуру и технику
перевода, которой пользуются протестантские переводчики Библии. В свою очередь,
Реформация стимулировала углубленный интерес гуманистов к нравственным истокам
личности, к познанию ее «я». Реформация сделала достоянием религиозной
общественности раннехристианское наследие, в первую
очередь, Библию. Протестантизм не нуждался в церкви как всеобщем посреднике
между Богом и людьми. Учение М. Лютера подчеркивало, что таким посредником является
лишь Библия. Поэтому верующий должен постоянно и самостоятельно размышлять над
ней. По мнению Лютера, человек ничтожен, однако он может стать самодостаточным, если мистически, экзистенциально
переживет встречу с Богом. П. к. предписывала человеку полагаться на собственную
интуицию и силы. Благодаря переводам на национальные языки и массовым изданиям
Библии Реформация сделала реальностью ее встречу с огромным числом людей. В 16 в. при формировании протестантизма
из храмов были устранены иконы, статуи, алтари, т.к. опираясь на Библию и
некоторых Отцов Церкви культ икон и священных статуй считался
идолопоклонством, т.е. нарушением заповеди «не сотвори себе кумира». Типичный
протестантский молитвенный дом (храм, церковь, кирха) отличался скромным внутренним
убранством. Обосновывалось, что Бог должен быть в душе, а поклонение ему в
видимом наглядном изображении нечестиво и греховно. Молитва в храме носила чаще
импровизированный характер, подчеркивающий интимность обращения к Богу. Протестантский Север (Англия, Голландия, Сев. Германия, Скандинавия) в отличие от католических стран, где после
Ренессанса появились новые стили (барокко, классицизм), не создал ничего
собственного. Здесь сохранились готические традиции, преобразованные
протестантами в соответствии с их религиозностью и осуждением искусства самого
по себе. С самого начала протестантизм выступал против театрального искусства,
как «учащего безбожному и постыдному сладострастию». В
Англии и Германии театры были под запретом на протяжении 17 в. Позднее этот
запрет был снят, но искусство оставалось под строгим надзором церкви. С другой
стороны, Реформация стремилась включить прихожан в проведение религиозных
обрядов через общинное пение на родном языке. Лютеранство ввело т. наз.
«немецкую мессу», состоявшую только из немецких духовных песнопений. Образовался
протестантский хорал, текстами которого служили переводы на нем. язык
католических песнопений или заново сочиненные по библейским мотивам, а
мелодии заимствовались в основном из немецких народных песен. С нач. 17 в. особая
роль в протестантском богослужении отводится органу, игра на котором (прелюдии
на хоральные темы) подготавливала службу. Высшим достижением органной музыки
стали многочисленные хоральные обработки И.С. Баха. Получили распространение
жанры пассионов («страстей») и ораторий (Р. Кайзер,
И. Бах, Г. Гендель и др.). С другой стороны, вокальная органная и отчасти оркестровая
музыка вышли за пределы литургического применения. Концертная музыка в церкви
стала исполняться и во внеслужебные часы. На протестантскую догматику и стиль
жизни большое влияние оказало учение Ж. Кальвина. Если у Лютера Бог встречается
с человеком в глубинах его существа и сообщает ему мистическое знание о себе,
то, по Кальвину, Бог недоступен. Абсолютный и трансцендентный Бог Кальвина
требует иного поведения. Человек при жизни не знает, на что он обречен. Поэтому
всю жизнь он должен серьезно и напряженно относиться к спасению души. Есть
только одна сфера жизни — сфера труда и предпринимательства, где он может
выявить свое религиозное призвание. Методичность, аскеза, тотальная систематизация
жизни, самоконтроль кальвинистов сделали массовыми явлениями «личностный поступок»»
и творческую социальную практику в сфере капиталистического производства.
Протестантская этика утвердила в общественном сознании и практике такие новые
ценности, как бережливость, трудолюбие, расчетливость, честность в деловых
отношениях, благоговейное отношение к собственности (см.
Религия и экономика). Протестантские церкви отличаются от католических и
православных тем, что их организационное единство обеспечивается не традиционно-
авторитарными средствами, а единством убеждений составляющих их людей. Этот
нетрадиционный тип религиозного сообщества неизбежно открывал возможность создания
разнообразных сект и направлений (пиетизм, континентальные реформаторы, методисты
и т. д.). Религиозная терпимость, в основе которой лежало уважение к личному религиозному выбору, сыграло большую роль в
пересмотре понятия «ересь» (Нантский эдикт 1598). Это стало началом формирования
поворота к новому религиозному мировосприятию Европы.
Т.П. Павлова