ПРОТЕСТАНТСКАЯ КУЛЬТУРА - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ПРОТЕСТАНТСКАЯ КУЛЬТУРА — культура, полу­чившая развитие в период формирования европей­ского протестантизма. Европейская культура в 16-18 вв. переживала процессы рационализации, инди­видуализации и секуляризации. В 16 в. распадается европейская католическая общность. В рамках христи­анства возникла новая конфессия — протестантизм. Католическую и протестантскую Европу раннего Но­вого времени связывало не только христианство, но и лат. язык, оставшийся в 16-18 вв. языком европейской культуры, единообразный календарь (григорианский), принятый многими странами в кон. 16 в., единый об­разовательный стандарт, единый рынок труда, капита­ла, общая мода, общий технический стиль, общие меж­дународное право и дипломатия. Ренессансный и про­тестантский опыт переосмысления традиционной культуры привел к образованию новоевропейской культуры. В 16 в. Возрождение и Реформация испыта­ли взаимное воздействие. Возрождение вызвало в адеп­тах Реформации интерес к классическим языкам и ан­тичной культуре. Гуманисты создали культуру и техни­ку перевода, которой пользуются протестантские переводчики Библии. В свою очередь, Реформация сти­мулировала углубленный интерес гуманистов к нрав­ственным истокам личности, к познанию ее «я». Рефор­мация сделала достоянием религиозной общественно­сти раннехристианское наследие, в первую очередь, Библию. Протестантизм не нуждался в церкви как все­общем посреднике между Богом и людьми. Учение М. Лютера подчеркивало, что таким посредником является лишь Библия. Поэтому верующий должен постоянно и самостоятельно размышлять над ней. По мнению Лютера, человек ничтожен, однако он может стать самодостаточным, если мистически, экзистенци­ально переживет встречу с Богом. П. к. предписывала человеку полагаться на собственную интуицию и силы. Благодаря переводам на национальные языки и мас­совым изданиям Библии Реформация сделала реальностью ее встречу с огромным числом людей. В 16 в. при формировании протестантизма из храмов были устранены иконы, статуи, алтари, т.к. опираясь на Биб­лию и некоторых Отцов Церкви культ икон и священ­ных статуй считался идолопоклонством, т.е. наруше­нием заповеди «не сотвори себе кумира». Типичный про­тестантский молитвенный дом (храм, церковь, кирха) отличался скромным внутренним убранством. Обосно­вывалось, что Бог должен быть в душе, а поклонение ему в видимом наглядном изображении нечестиво и греховно. Молитва в храме носила чаще импровизи­рованный характер, подчеркивающий интимность об­ращения к Богу. Протестантский Север (Англия, Гол­ландия, Сев. Германия, Скандинавия) в отличие от ка­толических стран, где после Ренессанса появились новые стили (барокко, классицизм), не создал ничего собственного. Здесь сохранились готические традиции, преобразованные протестантами в соответствии с их религиозностью и осуждением искусства самого по себе. С самого начала протестантизм выступал против театрального искусства, как «учащего безбожному и по­стыдному сладострастию». В Англии и Германии теат­ры были под запретом на протяжении 17 в. Позднее этот запрет был снят, но искусство оставалось под стро­гим надзором церкви. С другой стороны, Реформация стремилась включить прихожан в проведение религи­озных обрядов через общинное пение на родном язы­ке. Лютеранство ввело т. наз. «немецкую мессу», состо­явшую только из немецких духовных песнопений. Образовался протестантский хорал, текстами которого служили переводы на нем. язык католических песно­пений или заново сочиненные по библейским моти­вам, а мелодии заимствовались в основном из немец­ких народных песен. С нач. 17 в. особая роль в протес­тантском богослужении отводится органу, игра на котором (прелюдии на хоральные темы) подготавли­вала службу. Высшим достижением органной музыки стали многочисленные хоральные обработки И.С. Баха. Получили распространение жанры пассионов («страс­тей») и ораторий (Р. Кайзер, И. Бах, Г. Гендель и др.). С другой стороны, вокальная органная и отчасти орке­стровая музыка вышли за пределы литургического применения. Концертная музыка в церкви стала испол­няться и во внеслужебные часы. На протестантскую догматику и стиль жизни большое влияние оказало учение Ж. Кальвина. Если у Лютера Бог встречается с человеком в глубинах его существа и сообщает ему мистическое знание о себе, то, по Кальвину, Бог недо­ступен. Абсолютный и трансцендентный Бог Кальви­на требует иного поведения. Человек при жизни не знает, на что он обречен. Поэтому всю жизнь он дол­жен серьезно и напряженно относиться к спасению души. Есть только одна сфера жизни — сфера труда и предпринимательства, где он может выявить свое религиозное призвание. Методичность, аскеза, тотальная систематизация жизни, самоконтроль кальвинистов сделали массовыми явлениями «личностный посту­пок»» и творческую социальную практику в сфере капи­талистического производства. Протестантская эти­ка утвердила в общественном сознании и практике такие новые ценности, как бережливость, трудолюбие, расчетливость, честность в деловых отношениях, бла­гоговейное отношение к собственности (см. Религия и экономика). Протестантские церкви отличаются от католических и православных тем, что их организа­ционное единство обеспечивается не традиционно- авторитарными средствами, а единством убеждений составляющих их людей. Этот нетрадиционный тип религиозного сообщества неизбежно открывал воз­можность создания разнообразных сект и направле­ний (пиетизм, континентальные реформаторы, мето­дисты и т. д.). Религиозная терпимость, в основе кото­рой лежало уважение к личному религиозному выбору, сыграло большую роль в пересмотре понятия «ересь» (Нантский эдикт 1598). Это стало началом формиро­вания поворота к новому религиозному мировосприя­тию Европы.

Т.П. Павлова