Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ПРОТЕСТАНТИЗМ — в широком значении группа христианских, преимущественно (но не исключитель­но) западных конфессий и традиций, восходящих к реформации 16 в. В собственном смысле слова протес­тантскими конфессиями (классическим П.) являются лютеранство, англиканство и кальвинизм. Однако обычно к П. относят и конфессии, возникшие в пери­од следующей, т. наз. «второй волны» Реформации, — ремонстрантов, баптистов, меннонитов и методистов; а иногда и церкви т. наз. «третьей волны» (20 в.) — пятидесятнические и адвентистские, а также современ­ные азиатские и африканские церкви, которые коррект­нее называть неопротестантскими. Протестантские конфессии сегодня наиболее влиятельны в Европе, Сев. Америке и странах Британского Содружества. Но в це­лом протестантские общины распространены практи­чески во всем мире. Возникновение П. связано со слож­ными процессами кризиса в католической церкви в период зрелого и позднего Средневековья, связанны­ми со становлением новоевропейской социальности и культуры. Окончательное оформление идеи Рефор­мации получили в период религиозных войн 16-17 вв. Назовем основные принципы Реформации, исполь­зуемые всеми протестантами. Sola Scriptura («только Писание») — признание Священного Писания един­ственным авторитетом для церкви, не связанным цер­ковным или папским преданием и учительством, хотя роль Предания полностью не отрицается (практичес­ки каждая протестантская конфессия имеет свой на­бор символических книг). В целом догматика Г1. сле­дует Никео-Цареградскому Символу веры при добавле­нии католического filioque (см. Филиокве). В отличие от католицизма Реформация существенно по-иному трактовала проблему предопределения, грехопадения, оправдания и спасения. С т. зр. протестантской антро­пологии, которая использует идеи Августина, челове­ческая природа настолько искажена вследствие грехопадения, что образ и подобие Божие в ней утрачены, и это не допускает никаких человеческих заслуг в деле спасения. С т. зр. П., все, что человек получает от Бога, есть свободный дар, а не оплата каких-либо заслуг (П. пол­ностью отрицает католическое учение о сверхдолжной благодати). Этот антропологический пессимизм при­водит П. к выводу о том, что спасение возможно Sola Fide («только верой») и Sola Gratia («только благода­тью»). Как свободный дар милости Бога понимается и искупление, дарующее оправдание и прощение грехов, т. е. возможность спасения. При этом искупление мыс­лится как заместительная жертва Иисуса Христа, при­несенная за грехи человечества и оправдывающая его перед Богом. Оправдание (justifkatia) имеет в П. «юри­дический» смысл: человек лишь признается в силу ис­купления и благодати оправданным и прощенным, что не меняет его природу, которая остается по-прежнему греховной. Отсюда и иные акценты в сотериологии Ре­формации при рассмотрении соотношения веры и доб­рых дел. В более радикальном кальвинистском вари­анте добрые дела приписываются, так же как и вера, действию благодати (добро творится действием Свя­того Духа), спасение возможно только в силу избран­ности человека Богом. Тогда как более умеренный лю­теранский вариант, представленный в Апологии Аугс- бургского Исповедания и закрепленный в Формуле Согласия (принята по окончании т. наз. майоритских споров), избрание ко спасению относится ко всем лю­дям* но принятие его зависит от веры человека, а от­торжение — от его неверия. С т. зр. лютеран, дела — плоды веры, критерий истинности и действенности веры. Переосмысление сотериологии, независимость спасения от человеческих заслуг, привело и к иному статусу церкви в П. Принцип Sola Christo («только Хри­стос») — это убежденность в достаточности крестной жертвы Христа для искупления, оправдания и спасе­ния, не допускающая другого посредничества между Богом и людьми кроме Христа, что исключает возмож­ность поклонения Деве Марии, заступничества святых и культа мощей, святых реликвий и пр. Отсюда выте­кает отсутствие иного посредничества (в т. ч. церков­ного) и представление о «всеобщности священства», когда любой верующий является священником в силу крещения (в дальнейшем этот принцип подвергся ре­визии, особенно в англиканстве). В П. сравнительно меньшее значение имеют таинства, их только два (те, которые упомянуты в Евангелии), — крещение и ев­харистия, остальные в качестве таинств не признаются. При этом таинства в протестантском понимании являются не конституирующей основой церкви, а ско­рее знаками обретения человеком веры (в лютеранстве) или его принадлежности к завету с Богом (в кальви­низме). Но основным в любом протестантском бого­служении является не литургическое действие, а про­поведь, хотя целый ряд направлений сохранили и четко определенный ход богослужения. При отсутствии иерархии в П. достаточно рано обозначились два под­хода к решению вопроса о церковном руководстве: пер­вый, более консервативный и воспринятый лютеран­ством и англиканством, допускал церковные традиции, не противоречащие Библии, в т. ч. епископат, а второй считал возможными лишь те церковные установления, которые прямо и непосредственно предписываются Писанием. К кон. 16 в. в П. в целом сформировались три основные формы церковной организации: еписко­пальная (англиканство, частично лютеранство), пресви­терианская (кальвинизм и церкви, на которые он ока­зал влияние) и общинная или конгрегационалистская (часть кальвинистов, затем баптисты). Но в отличие от католицизма или православия П. не имеет единого цен­тра, и даже отдельные конфессии обычно имеют не централизованную, а сетевую структуру. Каждая проте­стантская конфессия, как правило, имеет собственные объединения, такие как Всемирный лютеранский союз, Всемирный Реформатский альянс, Англиканское содру­жество, Всемирный методистский совет и др. В целом, П. претерпел сложное и многомерное историческое раз­витие, сформировав несколько самостоятельных тра­диций, восходящих к Реформации и прошедших дли­тельную эволюцию. Первым этапом его развития (16 — нач. 17 в.) было формирование в ходе религиозных войн и борьбы с Контрреформацией основных проте­стантских традиций (лютеранства, англиканства и каль­винизма) и создание первых символических книг. Но уже в течение 17 в. наряду с классическим П. формиру­ется ряд течений, пытающихся его реформировать. Их принято называть «второй волной» П. Ее подготовили анабаптисты и группы протестантских течений 16 в., принадлежащих к т. наз. радикальной Реформации. Первым движением собственно «второй волны» П. можно считать арминиан, или ремонстрантов, — сто­ронников богословия Я. Арминия (1560-1609), отошед­шего от ортодоксального кальвинизма; они оказали влияние прежде всего на появившихся в 17 — нач. 18 в. баптизм и методизм. Для «второй волны» Г1. принци­пиальное значение имеет идея о том, что церковь дол­жна состоять из сознательно обращенных и верую­щих людей. Моменты личного и сознательного обра­щения, характерные для всей «второй волны», стали восприниматься значительной частью верующих как более последовательный или подлинный, неискажен­ный П Другим течением «второй волны», выросшим из анабаптизма и оформившимся в конфессию, явля­ется меннонитство. В лютеранстве ко «второй волне» можно отнести пиетизм, а в англиканстве методизм. Промежуточное положение между «второй» и «третьей волнами» П. занимает возникший в 1840-е в США ад­вентизм - конфессия, значительно отошедшая от об. щепротестантских установок. Началом собственно «третьей волны» следует считать классических пяти­десятников (хотя некоторые современные направле­ния пятидесяттчества относятся уже к неопротес­тантизму). Типологически движения «третьей волны» объединяет мистическая концепция восстановления духовных даров первоначальной церкви, утраченных на определенном этапе истории. Своеобразие пятиде­сятников в отличие от баптистов состоит в мистико-индивидуалистического понимании церкви, которая слагается из личностей, получивших внутренний опыт духовного возрождения и крещенных Святым Духом (наряду с водным крещением). Все эти постулаты по­лучили дальнейшее развитие накануне и после Второй мировой войны в неопротестантских движениях, по­ставивших своей целью объединение всех христиан на основе фундаментальной ревизии классического П. с отказом от многих его догматических и этико-богословских установок, таких как признание абсолютной греховности человека. Неопротестантизму свойствен­но также стремление адаптировать христианство к не­европейским культурам. В результате этого возникли самобытные церкви в Азии и Африке. Расколу протес­тантов в современном мире способствовало также по­явление в 19 — нач. 20 в. теологического либерализма и модернизма (см. Модернизм религиозный), реакцией на которую стало появление кон. 19 — нач. 20 в. проте­стантского фундаментализма. (См. Фундаментализм религиозный.)

О.В. Несмиянова, A.M. Семанов

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz