Религиоведение /
Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект,
2006. –1256 с.
ПРОТЕСТАНТИЗМ — в широком значении группа христианских,
преимущественно (но не исключительно) западных конфессий
и традиций, восходящих к реформации 16 в. В собственном смысле слова протестантскими
конфессиями (классическим П.) являются лютеранство,
англиканство и кальвинизм. Однако обычно к П. относят и конфессии, возникшие в период следующей, т. наз. «второй
волны» Реформации, — ремонстрантов, баптистов,
меннонитов и методистов; а иногда и церкви т. наз. «третьей волны» (20 в.) — пятидесятнические и адвентистские,
а также современные азиатские и африканские церкви, которые корректнее
называть неопротестантскими. Протестантские
конфессии сегодня наиболее влиятельны в Европе, Сев.
Америке и странах Британского Содружества. Но в целом протестантские общины
распространены практически во всем мире. Возникновение П. связано со сложными
процессами кризиса в католической церкви в период зрелого и позднего Средневековья,
связанными со становлением новоевропейской социальности
и культуры. Окончательное оформление идеи Реформации получили в период
религиозных войн 16-17 вв. Назовем основные принципы
Реформации, используемые всеми протестантами. Sola Scriptura («только Писание») — признание Священного Писания
единственным авторитетом для церкви, не связанным церковным или папским
преданием и учительством, хотя роль Предания полностью не отрицается (практически
каждая протестантская конфессия имеет свой набор
символических книг). В целом догматика Г1. следует Никео-Цареградскому
Символу веры при добавлении католического filioque
(см. Филиокве). В отличие от католицизма Реформация существенно по-иному трактовала проблему предопределения,
грехопадения, оправдания и спасения. С т. зр.
протестантской антропологии, которая использует идеи Августина, человеческая
природа настолько искажена вследствие грехопадения, что образ и подобие Божие в
ней утрачены, и это не допускает никаких человеческих заслуг в деле спасения. С
т. зр. П., все, что человек получает от Бога, есть свободный
дар, а не оплата каких-либо заслуг (П. полностью отрицает католическое учение
о сверхдолжной благодати). Этот антропологический
пессимизм приводит П. к выводу о том, что спасение возможно Sola Fide («только верой») и Sola Gratia («только благодатью»).
Как свободный дар милости Бога понимается и искупление, дарующее оправдание и
прощение грехов, т. е. возможность спасения. При этом искупление мыслится как
заместительная жертва Иисуса Христа, принесенная за грехи человечества и
оправдывающая его перед Богом. Оправдание (justifkatia)
имеет в П. «юридический» смысл: человек лишь признается в силу искупления и
благодати оправданным и прощенным, что не меняет его природу, которая остается
по-прежнему греховной. Отсюда и иные акценты в сотериологии
Реформации при рассмотрении соотношения веры и добрых дел. В более
радикальном кальвинистском варианте добрые дела приписываются, так же как и
вера, действию благодати (добро творится действием Святого Духа), спасение
возможно только в силу избранности человека Богом. Тогда как более умеренный
лютеранский вариант, представленный в Апологии Аугс- бургского
Исповедания и закрепленный в Формуле Согласия (принята по окончании т. наз. майоритских споров), избрание ко спасению относится ко всем
людям* но принятие его зависит от веры человека, а отторжение — от его
неверия. С т. зр. лютеран, дела — плоды веры,
критерий истинности и действенности веры. Переосмысление сотериологии, независимость спасения от человеческих
заслуг, привело и к иному статусу церкви в П. Принцип Sola
Christo («только Христос») — это убежденность в достаточности
крестной жертвы Христа для искупления, оправдания и спасения, не допускающая
другого посредничества между Богом и людьми кроме Христа, что исключает возможность
поклонения Деве Марии, заступничества святых и культа мощей, святых реликвий и
пр. Отсюда вытекает отсутствие иного посредничества (в т. ч. церковного)
и представление о «всеобщности священства», когда любой верующий является
священником в силу крещения (в дальнейшем этот принцип подвергся ревизии, особенно
в англиканстве). В П. сравнительно меньшее значение имеют таинства, их только
два (те, которые упомянуты в Евангелии), — крещение и евхаристия, остальные в
качестве таинств не признаются. При этом таинства в протестантском понимании
являются не конституирующей основой церкви, а скорее знаками обретения человеком
веры (в лютеранстве) или его принадлежности к завету с Богом (в кальвинизме).
Но основным в любом протестантском богослужении является не литургическое
действие, а проповедь, хотя целый ряд направлений сохранили и четко
определенный ход богослужения. При отсутствии иерархии в П.
достаточно рано обозначились два подхода к решению вопроса о церковном руководстве:
первый, более консервативный и воспринятый лютеранством и англиканством, допускал
церковные традиции, не противоречащие Библии, в т. ч. епископат, а второй
считал возможными лишь те церковные установления, которые прямо и непосредственно
предписываются Писанием. К кон.
16 в. в П. в целом сформировались три основные формы церковной организации:
епископальная (англиканство, частично лютеранство), пресвитерианская
(кальвинизм и церкви, на которые он оказал влияние) и общинная или конгрегационалистская (часть кальвинистов, затем баптисты).
Но в отличие от католицизма или православия П. не имеет единого центра, и даже
отдельные конфессии обычно имеют не централизованную,
а сетевую структуру. Каждая протестантская конфессия,
как правило, имеет собственные объединения, такие как Всемирный лютеранский
союз, Всемирный Реформатский альянс, Англиканское содружество, Всемирный методистский
совет и др. В целом, П. претерпел сложное и многомерное историческое развитие,
сформировав несколько самостоятельных традиций, восходящих к Реформации и
прошедших длительную эволюцию. Первым этапом его развития (16 — нач. 17 в.) было
формирование в ходе религиозных войн и борьбы с Контрреформацией основных протестантских
традиций (лютеранства, англиканства и кальвинизма) и создание первых символических
книг. Но уже в течение 17 в. наряду с классическим П.
формируется ряд течений, пытающихся его реформировать. Их
принято называть «второй волной» П. Ее подготовили анабаптисты и группы
протестантских течений 16 в., принадлежащих к т. наз. радикальной Реформации.
Первым движением собственно «второй волны» П. можно считать арминиан,
или ремонстрантов, — сторонников богословия Я. Арминия (1560-1609), отошедшего от ортодоксального кальвинизма;
они оказали влияние прежде всего на появившихся в 17 —
нач. 18 в. баптизм и методизм. Для «второй волны» Г1. принципиальное значение имеет идея о том, что церковь
должна состоять из сознательно обращенных и верующих людей. Моменты личного и
сознательного обращения, характерные для всей «второй волны», стали
восприниматься значительной частью верующих как более последовательный или
подлинный, неискаженный П Другим течением «второй
волны», выросшим из анабаптизма и оформившимся в конфессию,
является меннонитство. В лютеранстве ко «второй
волне» можно отнести пиетизм, а в англиканстве методизм. Промежуточное
положение между «второй» и «третьей волнами» П. занимает возникший в 1840-е в
США адвентизм - конфессия,
значительно отошедшая от об. щепротестантских установок. Началом собственно
«третьей волны» следует считать классических пятидесятников (хотя некоторые
современные направления пятидесяттчества относятся
уже к неопротестантизму). Типологически движения
«третьей волны» объединяет мистическая концепция восстановления духовных даров
первоначальной церкви, утраченных на определенном этапе истории. Своеобразие пятидесятников
в отличие от баптистов состоит в мистико-индивидуалистического понимании церкви, которая слагается из личностей, получивших
внутренний опыт духовного возрождения и крещенных Святым Духом (наряду с водным
крещением). Все эти постулаты получили дальнейшее развитие накануне и после Второй мировой войны в неопротестантских
движениях, поставивших своей целью объединение всех христиан на основе
фундаментальной ревизии классического П. с отказом от многих его догматических
и этико-богословских установок, таких как признание абсолютной греховности
человека. Неопротестантизму свойственно также стремление
адаптировать христианство к неевропейским культурам. В результате этого
возникли самобытные церкви в Азии и Африке. Расколу протестантов в современном
мире способствовало также появление в 19 — нач. 20
в. теологического либерализма и модернизма (см. Модернизм религиозный), реакцией на которую стало появление кон. 19 — нач. 20 в. протестантского фундаментализма. (См. Фундаментализм религиозный.)
О.В. Несмиянова, A.M.
Семанов