Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ОРФИЗМ — система религиозно-философских взглядов в Древней Греции, существенно отличавшаяся от господствовавшей олимпийской религии. О. получил широкое распространение в греческом мире в 6 в. до н.э., хотя его корни уходят в глубокую древность. Возникновение О. относится ко времени начала формирования гомеровского эпоса. Название происходит от имени героя греческой мифологии Орфея, изобретателя стихосложения и музыки. Смерть Орфея принималась в О. в качестве параллели центральному событию всей теокосмогонии — смерти Загрея (архаическая ипостась Диониса), растерзанного титанами. В отличие от древнейшего Диониса-Загрея, сына Зевса и Персе- фоны, Дионис более позднего периода эволюции греческой мифологии выступает как противник тяготеющего к Аполлону Орфея. Именно от рук спутниц Диониса менад и погибает грустящий по Эвридике и избегающий веселья Орфей. При этом напряженность в осмыслении образа Диониса в О. усиливается из-за того, что «позднего» Диониса Зевс вновь порождает от Семелы, поглотив сердце «древнего» Диониса, т. е. возвращая его к жизни. Процесс создания орфических сочинений, самыми известными из которых являются «Орфические гимны», продолжался до 5 в. н. э. Элементы религиозно-мифологического сознания переплетаются в них с философскими интуициями и попытками рефлексии над мифологическими образами и сюжетами. Так, в представлении о первоначалах, в числе которых называются Ночь, Вода, Земля, Небо и даже Время, мысль орфиков явно выходит за границы мифологического мировоззрения, существенной чертой которого является антропоморфизм. В целом, тео- и космогония О. оказывается еще более запутанной и противоречивой, чем соответствующие сюжеты у Гомера и Гесиода (частично это объясняется утратой ранних источников О., необходимых для изучения эволюции орфического мировоззрения). Но ее завершение, объясняющее природу человека, сильно отличается от олимпийской мифологии. «Материалом» для творения Зевсом человека выступает в О. пепел поглотивших Диониса титанов. В соответствии с этим трактуется двойственность природы человека: от титанов в нем телесное, низшее начало, а от поглощенного ими Диониса — духовное, высшее. Их связь, однако, случайна и временна, душа преодолевает границы отдельного тела и способна преодолеть телесность вообще. Средством к достижению этой цели являются очистительные обряды (включая вегетарианство), мистерии, искусство (с чем связано внимание к образу Орфея и через него к Аполлону) и позднее философия. Основным сюжетом мистерий становится судьба перворожденного Диониса. При этом поедание сырого мяса жертвенного животного (омофа- гия) предстает как приобщение к божественному всеединству. Жизнь души в теле рассматривается в О. как страдание, тело для нее — темница, а путешествие неспособной освободиться из нее души через Аид в другие телесные воплощения лишь продлевает страдания. Такой взгляд на отношения души и тела послужил поводом для возникновения предположения о том, что в О. нашло выражение рабское сознание, для которого тело является лишь источником мук и которое поэтому вынуждено идентифицировать себя с душой как реальностью, остающейся вне досягаемости рабовладельца. Однако влияние О. на становление философского сознания в Древней Греции, простирающееся от сократовско-платоновского понимания философии как «умирания» до неоплатонического восхождения души к Единому, открывает его огромное общекультурное значение, которое никак нельзя ограничить рамками рабовладельческого общества. Среди философов и философских школ влияние О. испытали прежде всего пифагорейцы, Эмпедокл, Платон и неоплатоники.
В.И. Коротких