ОТКРОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — в монотеистиче¬ских религиях непосредственное личное изъявление воли Бога как абсолютной истины, обычно оформляе¬мое в текстах, имеющих священный статус

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.


ОТКРОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — в монотеистиче­ских религиях непосредственное личное изъявление воли Бога как абсолютной истины, обычно оформляе­мое в текстах, имеющих священный статус. О. р. в соб­ственном смысле слова существует только в иудеохристианской традиции (см. Иудеохристиане), поскольку субъектом О. является Бог, который по своей воле от­крывается человеку. В противоположность этому, напр., в индуистских Ведах субъектом О. оказывается не бо­жество, а человек, именно он просит божество «услы­шать» жертвенный призыв или слова молитвы; буд­дийские тексты (особенно махаянские) фиксируют определенный психотехнический опыт, не имеющий внешнего источника. Только в иудаизме Бог начинает пониматься как личность и как субъект волеизъявле­ния, требующий от человека отклика, и «именно эта персональность иудейского Бога делает возможной идею Откровения» (С.С. Аверинцев). Из иудаизма сло­жившееся понятие О. р. переходит в христианство и ислам. Однако в христианстве в отличие от иудаизма и ислама как «религий Писания» высшим О. является сам Иисус Христос, в личности которого через богово- площение раскрывается полнота божества (Кол. 2:9) и абсолютная истина (Иоан. 14:6). Соответственно, все О. Бога в Ветхом Завете с т. зр. христианства должны прочитываться в перспективе «события Христа». О. р. имеет сложную структуру, по-разному воспринимаемую в различных традициях. Его смысловым центром яв­ляется Священное Писание, статус текстов которого так­же различается (в христианстве Ветхий Завет подчи­нен Новому Завету; в исламе Коран, построенный на ряде иудеохристианских сюжетов, отменяет предыду­щие О.). Другим аспектом О. р. является Священное Пре­дание, которое согласно ряду традиций (католицизм,православие, Талмуд), дает единственно адекватное по­нимание Священного Писания. В противоположность этому пониманию Священного Предания, в монотеис­тических религиях формируются общины, отрицающие существующее Предание и требующие возврата к Пи­санию (караимы, Реформация) либо настаивающие на продолжении О. (иоахимизм, различные формы «Тре­тьего завета»). Православное богословие (Климент Алек­сандрийский, Максим Исповедник и Григорий Палама) го­ворит, что «Откровение Бога» в мире происходит посред­ством нетварных энергий, или «логосов», которые суть логосы того Единого Логоса, который в воплощении стал Иисусом Христом. Схоластическая, а позднее протестан­тская теология строго разграничивает О. р. общее (дан­ное всем людям через природу, историю и совесть) и особое (данное верующим через Писание, Завет и лич­ность Христа). Проблема их соотношения выливается в схоластическую проблему веры и разума, основными ре­шениями которой явились крайний иррационализм (средневековая мистика, позже С. Кьеркегор, религиоз­ный экзистенциализм и К. Барт), двойственной истины теория (аверроизм, И. Дуне Скот, П. Помпонацци) и по­пытки синтеза (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Ж. Кальвин). В средневековых ересях и про­тестантизме получает развитие идея О. р. как непос­редственного личного общения с Богом через Писание, достигающая кульминации в мистике Нового времени (квакеры, рантеры, шейкеры); при этом реакцией на край­ний индивидуализм становится формирование протес­тантской ортодоксии и символических книг, значение которых, однако, подчинено Писанию. В то же время развитие идеи личного и продолжающегося О. р. на ис­ходе Нового времени приводит к идее внебиблейского О. р. (мормонизм, русская софиология, бахаизм) или к ак­туальной эсхатологии на основе произвольной экзегезы (Свидетели Иеговы). Реакцией на это в 20 в. становится усиление требований возврата к истинной полноте О. р. в различных версиях фундаментализма.

О.В. Несмиянова, A.M. Семанов