Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ОТКРОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — в монотеистических религиях непосредственное личное изъявление воли Бога как абсолютной истины, обычно оформляемое в текстах, имеющих священный статус. О. р. в собственном смысле слова существует только в иудеохристианской традиции (см. Иудеохристиане), поскольку субъектом О. является Бог, который по своей воле открывается человеку. В противоположность этому, напр., в индуистских Ведах субъектом О. оказывается не божество, а человек, именно он просит божество «услышать» жертвенный призыв или слова молитвы; буддийские тексты (особенно махаянские) фиксируют определенный психотехнический опыт, не имеющий внешнего источника. Только в иудаизме Бог начинает пониматься как личность и как субъект волеизъявления, требующий от человека отклика, и «именно эта персональность иудейского Бога делает возможной идею Откровения» (С.С. Аверинцев). Из иудаизма сложившееся понятие О. р. переходит в христианство и ислам. Однако в христианстве в отличие от иудаизма и ислама как «религий Писания» высшим О. является сам Иисус Христос, в личности которого через богово- площение раскрывается полнота божества (Кол. 2:9) и абсолютная истина (Иоан. 14:6). Соответственно, все О. Бога в Ветхом Завете с т. зр. христианства должны прочитываться в перспективе «события Христа». О. р. имеет сложную структуру, по-разному воспринимаемую в различных традициях. Его смысловым центром является Священное Писание, статус текстов которого также различается (в христианстве Ветхий Завет подчинен Новому Завету; в исламе Коран, построенный на ряде иудеохристианских сюжетов, отменяет предыдущие О.). Другим аспектом О. р. является Священное Предание, которое согласно ряду традиций (католицизм,православие, Талмуд), дает единственно адекватное понимание Священного Писания. В противоположность этому пониманию Священного Предания, в монотеистических религиях формируются общины, отрицающие существующее Предание и требующие возврата к Писанию (караимы, Реформация) либо настаивающие на продолжении О. (иоахимизм, различные формы «Третьего завета»). Православное богословие (Климент Александрийский, Максим Исповедник и Григорий Палама) говорит, что «Откровение Бога» в мире происходит посредством нетварных энергий, или «логосов», которые суть логосы того Единого Логоса, который в воплощении стал Иисусом Христом. Схоластическая, а позднее протестантская теология строго разграничивает О. р. общее (данное всем людям через природу, историю и совесть) и особое (данное верующим через Писание, Завет и личность Христа). Проблема их соотношения выливается в схоластическую проблему веры и разума, основными решениями которой явились крайний иррационализм (средневековая мистика, позже С. Кьеркегор, религиозный экзистенциализм и К. Барт), двойственной истины теория (аверроизм, И. Дуне Скот, П. Помпонацци) и попытки синтеза (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Ж. Кальвин). В средневековых ересях и протестантизме получает развитие идея О. р. как непосредственного личного общения с Богом через Писание, достигающая кульминации в мистике Нового времени (квакеры, рантеры, шейкеры); при этом реакцией на крайний индивидуализм становится формирование протестантской ортодоксии и символических книг, значение которых, однако, подчинено Писанию. В то же время развитие идеи личного и продолжающегося О. р. на исходе Нового времени приводит к идее внебиблейского О. р. (мормонизм, русская софиология, бахаизм) или к актуальной эсхатологии на основе произвольной экзегезы (Свидетели Иеговы). Реакцией на это в 20 в. становится усиление требований возврата к истинной полноте О. р. в различных версиях фундаментализма.
О.В. Несмиянова, A.M. Семанов