Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ОТЛУЧЕНИЕ, экскоммуникация — в ряде религий крайняя мера дисциплинарного воздействия религиозной общины, которая означает временное или навсегда исключение виновного. В иудаизме О. (херем) — это накладываемое авторитетными раввинами исключение иудея из религиозной общины с запретом поддерживать с ним родственные, экономические и другие связи. Практика О. развивалась в иудаизме постепенно, упоминания о запретном (херем) встречаются уже в Торе. Но как мера направленной общинной дисциплины херем складывается в эпоху Второго Храма. В развитой форме практика херема была разработана в Талмуде и юридически закреплена в практике средневекового раввинского суда. О. от синагоги за ересь и отрицание основ иудаизма подверглись Уриэль да Коста, Б. Спиноза. Самыми известными случаями применения херема в Новое время было О. саббатиан, франкистов и хасидов (см. Хасидизм). После 18 в. О. от синагоги без права на восстановление практически не применялось и могло иметь место лишь в исключительных случаях (так, в 1918 съезд раввинов в Одессе подверг О. евреев-большевиков). О. активно использовалось как часть религиозной дисциплины и в христианстве, где оно понималось не только как исключение грешника из видимой церкви, но и как знак утраты отлученным возможности спасения и его вечного осуждения Богом. О. от церкви подвергались отступники, еретики, раскольники, священнослужители, виновные в симонии или не подчинившиеся лишению их сана, а также виновные в тяжких грехах (что постепенно вышло из употребления). Однако, как правило, (за исключением западноевропейского Средневековья) О. считалось не столько карой, сколько врачебным средством, которое должно призвать грешника к покаянию. При этом различалось О. «полное», или «великое» (анафема), которое налагалось собором, епископом или церковным судом, исключало грешника из среды верующих и могло влечь за собой наказание его со стороны светской власти, и «малое», налагавшееся духовниками О. от участия в церковной молитве и таинствах (прежде всего в евхаристии). Снять анафему мог только епископ или собор после длительного покаяния, подтверждающего искренность возвращаемого в церковь. Согласно православному и католическому вероучению возможно также О. от церкви умерших, которое рассматривается как констатация факта гибели их душ (такая практика была закреплена на V Вселенском соборе в связи с анафемой на оригенизм). Особым видом О. являлся появившийся в Средние века интердикт — отлучение от церковных таинств, распространяемое не на отдельных грешников, а на широкий круг лиц, целую местность, город и т. п. Интердикты широко применялись папством в борьбе за независимость церкви против сопротивляющихся общин и городов, однако они известны и в православии. В католицизме интердикт вышел из употребления после Тридентско- го собора, анафема — в кон. 19 в. В Русской православной церкви 18 — нач. 20 в. О. было закреплено «Духовным регламентом», где нет понятия интердикта и различаются собственно О. (запрещение) и анафема, налагавшаяся Святейшим синодом. Широко известно отлучение от Русской православной церкви Л.Н. Толстого, вызвавшее широкий общественный резонанс. Последняя известная анафема была произнесена в Русской православной церкви против теософии и оккультизма в 1994. Особое значение О. придавала теология Реформации. Согласно Ж. Кальвину, О. от церковной общины есть установленное Богом средство поддержания в ней моральных стандартов и исключения греха. Оно имеет три цели: недопущение оскорбления Бога теми, кто христианами именуются злонамеренными грешниками, ограждение верующих от развращения через общение с отлучаемым и понуждение грешника к покаянию. В дальнейшем, с развитием концепции ко- венанта, кальвинизм (особенно пуританизм) стал рассматривать О. как необходимое для предотвращения гнева Божьего, который может справедливо обрушиться на церковь (Вестминстерское исповедание веры 30.3). В ряде кальвинистских церквей практика О. продолжает существовать до настоящего времени, хотя в большинстве современных протестантских деноминаций О. применяется редко.
О.В. Несмиянова, A.M. Семанов