ОТЛУЧЕНИЕ, экскоммуникация — в ряде религий крайняя мера дисциплинарного воздействия религи¬озной общины, которая означает временное или на¬всегда исключение виновного

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.


ОТЛУЧЕНИЕ, экскоммуникация — в ряде религий крайняя мера дисциплинарного воздействия религи­озной общины, которая означает временное или на­всегда исключение виновного. В иудаизме О. (херем) — это накладываемое авторитетными раввинами исклю­чение иудея из религиозной общины с запретом под­держивать с ним родственные, экономические и дру­гие связи. Практика О. развивалась в иудаизме посте­пенно, упоминания о запретном (херем) встречаются уже в Торе. Но как мера направленной общинной дис­циплины херем складывается в эпоху Второго Храма. В развитой форме практика херема была разработана в Талмуде и юридически закреплена в практике средне­векового раввинского суда. О. от синагоги за ересь и отрицание основ иудаизма подверглись Уриэль да Коста, Б. Спиноза. Самыми известными случаями приме­нения херема в Новое время было О. саббатиан, фран­кистов и хасидов (см. Хасидизм). После 18 в. О. от сина­гоги без права на восстановление практически не применялось и могло иметь место лишь в исключи­тельных случаях (так, в 1918 съезд раввинов в Одессе подверг О. евреев-большевиков). О. активно исполь­зовалось как часть религиозной дисциплины и в хрис­тианстве, где оно понималось не только как исключе­ние грешника из видимой церкви, но и как знак утра­ты отлученным возможности спасения и его вечного осуждения Богом. О. от церкви подвергались отступни­ки, еретики, раскольники, священнослужители, винов­ные в симонии или не подчинившиеся лишению их сана, а также виновные в тяжких грехах (что постепен­но вышло из употребления). Однако, как правило, (за исключением западноевропейского Средневековья) О. считалось не столько карой, сколько врачебным средством, которое должно призвать грешника к пока­янию. При этом различалось О. «полное», или «вели­кое» (анафема), которое налагалось собором, еписко­пом или церковным судом, исключало грешника из среды верующих и могло влечь за собой наказание его со стороны светской власти, и «малое», налагавшееся духовниками О. от участия в церковной молитве и та­инствах (прежде всего в евхаристии). Снять анафему мог только епископ или собор после длительного пока­яния, подтверждающего искренность возвращаемого в церковь. Согласно православному и католическому веро­учению возможно также О. от церкви умерших, которое рассматривается как констатация факта гибели их душ (такая практика была закреплена на V Вселенском соборе в связи с анафемой на оригенизм). Особым видом О. являлся появившийся в Средние века интердикт — отлучение от церковных таинств, распространяемое не на отдельных грешников, а на широкий круг лиц, це­лую местность, город и т. п. Интердикты широко применялись папством в борьбе за независимость церкви против сопротивляющихся общин и городов, однако они известны и в православии. В католицизме интердикт вышел из употребления после Тридентско- го собора, анафема — в кон. 19 в. В Русской православной церкви 18 — нач. 20 в. О. было закреплено «Духовным регламентом», где нет понятия интердикта и различа­ются собственно О. (запрещение) и анафема, налагав­шаяся Святейшим синодом. Широко известно отлуче­ние от Русской православной церкви Л.Н. Толстого, вызвавшее широкий общественный резонанс. После­дняя известная анафема была произнесена в Русской православной церкви против теософии и оккультиз­ма в 1994. Особое значение О. придавала теология Ре­формации. Согласно Ж. Кальвину, О. от церковной об­щины есть установленное Богом средство поддержа­ния в ней моральных стандартов и исключения греха. Оно имеет три цели: недопущение оскорбления Бога теми, кто христианами именуются злонамеренными грешниками, ограждение верующих от развращения через общение с отлучаемым и понуждение грешника к покаянию. В дальнейшем, с развитием концепции ко- венанта, кальвинизм (особенно пуританизм) стал рас­сматривать О. как необходимое для предотвращения гнева Божьего, который может справедливо обрушить­ся на церковь (Вестминстерское исповедание веры 30.3). В ряде кальвинистских церквей практика О. про­должает существовать до настоящего времени, хотя в большинстве современных протестантских деномина­ций О. применяется редко.

О.В. Несмиянова, A.M. Семанов