ОТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ — вид отношений в духовной сфере общества

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.


ОТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ — вид отношений в духовной сфере общества. Они складываются в соот­ветствии с религиозным сознанием, существуют и реа­лизуются посредством религиозной деятельности. О. р. имеют субъективный план, план сознания, которое полагает определенные отношения: 1) людей к гипос­тазированным (греч. гжоатастц — подставка, основа­ние; сущность) существам и атрибутизированным (лат. attribuo — придавать, наделять) свойствам и связям, 2) религиозных индивидов, групп, общин, общностей, организаций друг с другом. Первые отношения раз­вертываются в плане сознания, однако с необходимос­тью проявляется в действительных отношениях меж­ду людьми, напр. между мирянином и священно­служителем. Вторые, хотя и имеют отнесенность к указанным существам, свойствам, связям, представля­ют собой действительные взаимоотношения. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные отношения, по их образу и подобию конституирует схемы О. р. В соответствии с этими схе­мами представляются отношения гипостазированных существ друг с другом и людьми, людей с этими суще­ствами и между собой. Схемы моделируют отношения господства-подчинения (по типу «Господь и раб Гос­подень»), государственно-правовые структуры (Бог — Царь небесный, папа — монарх), связи судопроизвод­ства (суд над Христом, Бог — судья, грешники — су­димые, Судный день, церковный суд и т. д.), семейные отношения (Бог-Отец, Бог-Сын, брат, сестра). Особое значение имеет воспроизведение нравственных отно­шений, по существу, всем О. р. придается моральное значение. Имеются различные символические посред­ники и соответствующие способы фиксации и опосре­дования О. р. В качестве посредников могут выступать: 1) предметы неживой и живой природы (икона, крест, распятие, ступа, черный камень, корова, крокодил, го­лубь и т. п.), и тогда О.р. принимают предметную, вещ­ную форму; 2) индивид или группа лиц (служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара» и др.); в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери, Иисуса Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммада, Махди и т. д.; это идеализированная, образ­ная форма опосредования («И сказал Иисус: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» Мф. 18:20); 4) язык — отдельные слова и целые пред­ложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений на­зывается языковым. Предметы, вещи, персоны, обра­зы, слова являются знаками, которые выражают рели­гиозные значения и смыслы, «прочитываются» всту­пающими в связь индивидами. Следует различать внекультовые и культовые О. р. Внекультовые актуа­лизируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между ре­лигиозными индивидами, группами, общинами, об­щностями, организациями. Напр., занимаясь духов­ным производством, теологи вступают друг с другом в определенные отношения взаимной информации, бо­гословских собеседований. Педагогический процесс в духовных школах предполагает наличие связей учи- тель-ученик, ректор-педагогический коллектив, опре­деленных взаимоотношений между слушателями и т. д. Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуществляются посредством информационных отношений, механизмов наставления, сообщения, адап­тации и т. п. В религиозной организации складываются связи координации (взаимодействия по горизонтали) и субординации (соподчинения по вертикали), действу­ют отношения властвования. Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. По­следняя акцентирует внимание на отношении к гипо­стазированным существам, атрибутизированным свой­ствам и связям. Эти отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического единения, исповедаль- ности, проповеднические, обрядовые и др. Напр., кре­щение устанавливает связь крестного сына (дочери) с крестными родителями (отцом и матерью), венчание включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака, и т. д. Носителями О. р. в зависимости от степени влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс, про­фессиональная группа, государство со своими поддан­ными или части указанных групп, т. е. такие социальные и политические объединения, представители которых относят себя также к одному общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранении и воспроизвод­стве О. р. играли социальные группы, выделявшиеся по религиозному признаку, — варна брахманов в древ­неиндийском обществе, жрецы в рабовладельческих государствах Европы, сословие духовенства в средне­вековых феодальных монархиях и т. д. По мере обра­зования специальных религиозных общностей, об­щин, объединений, институтов, субгрупп, субинститу­тов к ним переходит приоритет актуализации, несения и трансляции О. р. Различают внутриобщинные и меж­общинные отношения; отношения внутри объедине­ния, конфессии, направления, данной религии; между различными объединениями, конфессиями, направле­ниями, религиями. О. р. могут иметь разный характер — солидарности, терпимости, нейтралигета, конкуренции, конфликта и борьбы. Однако даже при «мирном сосу­ществовании», как правило, имеется представление о превосходстве данного объединения, конфессии, на­правления, религии. О. р. включены в целостный кон­текст общественных отношений; испытывая влияние последних, они, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на них. Общественные последствия этого воздействия зависят от характера О. р.

И.Н. Яблоков