OTTO (Otto) Рудольф (1869-1937) — немецкий тео¬лог, философ и историк религии, один из основополож¬ников феноменологии религии

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.


OTTO (Otto) Рудольф (1869-1937) — немецкий тео­лог, философ и историк религии, один из основополож­ников феноменологии религии. Родился в семье владель­ца солодового завода, отец и мать О. были лютеранами. С 1888 обучался теологии в ун-те Эрлангена (пять се­местров) и в Геттингенском ун-те (три семестра). Осо­бое внимание уделял изучению экзегетических, систе­матических и исторических дисциплин, освоению се­митских языков (позднее О. освоил санскрит). Большое влияние на расширение религиозного мировоззрения О. оказало посещение Англии. В 1893 еще до оконча­ния Геттингенского ун-та (весна 1894) О. почти год за­нимал должность викария Немецкой евангелической конгрегации в Каннах, позднее он также не сторонил­ся практической работы в церкви. С 1889 после защи­ты диссертации на тему «Дух и слово Лютера» получил право преподавать в Геттингене, где читал курсы по теологии, истории религии и истории философии. В 1898 вышла первая книга О. «Представление Лютера о Святом Духе», а в 1904 вторая — «Натурализм и ре­лигия», посвященная проблемам объяснения мира с позиций религии и науки. С 1904 по 1914 профессор систематической теологии в Геттингене. В 1909 издал книгу «Философия религии, основанная на Канте и Фризе», в которой особое место уделено осмыслению рационализма. Разрабатывая свою философию религии, О. проявил живой интерес не только к идеям И. Канта и Я.Ф. Фриза, но также к учениям Ф. Якоби, Ф. Шлейермахера и некоторых других мыслителей. В 1911-1912 совершил путешествие по Сев. Африке, Ближнему Во­стоку, Индии, Вост. Азии, Сев. Америке, которое сыгра­ло огромную роль в формировании религиозных взглядов и религиоведческих подходов О., осознавше­го ценность разных типов религиозного опыта и зна­чимость сравнительно-религиоведческих исследова­ний. С 1914 профессор теологии в ун-те Бреслау, а с 1917 по 1929 профессор систематической теологии в Марбургском ун-те. В 1927 О. вновь посетил Индию, Цейлон, а затем Египет и Палестину, налаживая кон­такты с лидерами разных конфессий и собирая экспо­наты для основанной им «Религиозной коллекции» Музея мировых религий (Марбург). В 1917 выходит важнейшее сочинение О. «Святое». В этом произведе­нии нашли отражение не только теологические и фи­лософские влияния, но также этнографические и ре­лигиоведческие изыскания 19 — нач. 20 в., обобщен­ные в трудах Р. Маретта, И. Зёдерблома, В. Шмидта, В. Вундта, У. Джемса, Р. Вильгельма и многих других исследованиях. Пропустив сквозь призму личного жиз­ненного и религиозного опыта теологические, философ­ские учения, религиоведческий материал, О. обосновал свое понимание сущности религии. В основе этого по­нимания лежала мысль об иррациональной природе религии и ее автономности по отношению к соци­альным, этическим, эстетическим и прочим внерелиги- озным факторам. Источником религиозности индивида является религиозный опыт. Согласно О., в «основании души» существует априорное начало религиозности — особая «душевная настроенность» и интуиция свято­го. Эту «душевную настроенность» О. обозначил поня­тием «нуминозное». Каждый индивид, будучи от рожде­ния носителем априорного начала религиозности («чув­ства нуминозного» — sensus numinis), раскрывает его в опыте встречи с существующим вне индивида нуми- нозным объектом, важнейшее качество которого — быть «Совершенно Иным» по отношению к обыден­ной реальности. С этих позиций О. интерпретировал ис­торию религии и сравнивал разные религиозные тради­ции (напр., индуизм и христианство) в поисках общих оснований. Идея наличия общего основания религиоз­ной жизни мотивировала участие О. в экуменическом дви­жении (см. Экуменизм). В 1910-егг. О. включился в поли­тическую жизнь Пруссии, отстаивая в парламенте и пе­чати свои воззрения относительно государства и религии, Церкви и общества.

Соч.: Die Anschauung vom Heiligen Geiste bei Luther. Gottingen, 1898; Naturalistische und religiijse Weltansicht. Tubingen, 1904; Kantisch-Fries'sche Religionsphilosophie. Tubingen, 1909; Das Heilige. Breslau, 1917; Vischnu- Narayana: Texte zur indischen Gottesmystik. Jena, 1917; Siddhanta des Ramanuja: Ein Text zur indischen Gottes­mystik. Jena, 1917; West-Ostliche Mystik: Vergleich und Unterscheidung zur Wesensdeutung. Gotha, 1926; Die Gnadenreligion Indiens und das Christentum. Gotha, 1930; Die Urgestalt der Bhagavad-GIta. Tubingen, 1934; Reich Gottes und Menschensohn. Munchen, 1934; Die Kaetha Upanishad. Berlin, 1936.

А.П. Забияко