Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ОТЦЫ ЦЕРКВИ — понятие, употребляемое для обозначения ранних христианских писателей, труды которых легли в основу догматического и организационного устройства церкви. Следует отметить, что О. ц. именуются только те авторы, тексты которых не противоречили Священному Писанию, и, вследствие этого, большая часть этих трудов легли в основу Священного Предания. Благодаря О. Ц. церковь восприняла и воцер- ковила философский и культурный пласты греко-римской цивилизации. Первоначально термин «О. Ц.» относили только к лицам, имеющим епископский сан, однако начиная с 4 в. он стал употребляться в отношении всех авторитетных теологов прошлого. Само словосочетание «О. Ц.» употребляется не в прямом, а в переносном смысле. О. Ц. — это отцы, принадлежавшие церкви, т. е. те лица, которые были членами церковного тела, но это наименование ни в коем случае не означает усвоения ими достоинств, равных Богу, который именуется Отцом не только в отношении церкви, но и в отношении всего тварного мира. Само слово «отец» употреблялось в духовном смысле уже в глубокой древности. Быть отцом означало в первую очередь дать человеку физическую жизнь, а в духовном смысле — наставить другого в истине: быть тем, кто научит другого в вере, кто воспитает человека в русле христианской морали, в христианских идеалах, тем, кто до известной степени является духовным родителем человека, духовным отцом. В связи с этим быть О. Ц. означало оказать заметное влияние на общецерковный строй жизни, как в доктринальной плоскости, так и в организационной. Ни личная гениальность, ни высокая образованность, ни красноречие не являются теми достоинствами, которые позволяют церкви назвать того или иного представителя своим Отцом. К О. Ц., напр., не были отнесены такие талантливейшие люди своего времени, как Тер- туллиан и Ориген. В древней истории христианства не было четких критериев, которым должен был отвечать тот или иной церковный писатель, чтобы он мог быть признан авторитетным выразителем церковного Предания. На Востоке патрология (см. Патристика) как наука сформировалась несколько позже, чем на Западе. Западные патрологи вывели четыре признака, которым должен отвечать церковный писатель, чтобы назваться О. Ц. 1. Doctrina orthodoxa (православное учение). О. Ц. как учитель должен отличаться необходимой христианской образованностью, обладать глубокими знаниями в области христианского учения, пользоваться авторитетом учителя в делах веры и иметь определенные заслуги в области учительства церковного; он должен быть постоянным выразителем христианского учения. 2. Sanc- titas vitae (святость жизни) — обязательное условие, свидетельствующее, что человек не только имел правильные богословские взгляды соответствующие христианской теологической доктрине, но и воплощал их в своей обыденной жизни. 3. Approbatia ecclesiae, declaratio Ecclesiae (признание церкви) — свойство, говорящее о том, что идеи, которые автор выразил в своих трудах, не противоречат Священному Писанию и Священному Преданию и свидетельствуют о христианском характере его творений, его взглядов, его трудов в целом; однако это не значит, что каждая фраза данного автора — это отражение подлинного и глубинного божественного Откровения (см. Откровение религиозное). Таким образом, О. Ц. персонально не присваивается Богодухновенность пророков и апостолов, правда, в церкви их труды называют богопросвещенными. 4. Competens antiquitas (древность) — требование близости того или иного хрстианс- кого автора к источнику апостольского Предания. Согласно этому свойству традиционно период О. ц. ограничивают авторами 2-8 вв. Так, напр., последним западным О. ц. называют Беду Достопочтенного, умершего в 735. Однако дух патристики периода О. Ц. продолжал жить вплоть до возникновения схоластики в 12 в. На Востоке подобной резкой границы не наблюдалось по крайней мере до момента падения Византийской империи в 1453. Самыми известными О. Ц. в католицизме считаются Амвросий Ме- диоланский, Августин Аврелий, Иероним, Григорий I Великий, в православии — Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин.
А.В. Третьяков