ОТЦЫ ЦЕРКВИ — понятие, употребляемое для обо¬значения ранних христианских писателей, труды ко¬торых легли в основу догматического и организаци¬онного устройства церкви

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.


ОТЦЫ ЦЕРКВИ — понятие, употребляемое для обо­значения ранних христианских писателей, труды ко­торых легли в основу догматического и организаци­онного устройства церкви. Следует отметить, что О. ц. именуются только те авторы, тексты которых не про­тиворечили Священному Писанию, и, вследствие этого, большая часть этих трудов легли в основу Священного Предания. Благодаря О. Ц. церковь восприняла и воцер- ковила философский и культурный пласты греко-римс­кой цивилизации. Первоначально термин «О. Ц.» отно­сили только к лицам, имеющим епископский сан, одна­ко начиная с 4 в. он стал употребляться в отношении всех авторитетных теологов прошлого. Само словосо­четание «О. Ц.» употребляется не в прямом, а в перенос­ном смысле. О. Ц. — это отцы, принадлежавшие церк­ви, т. е. те лица, которые были членами церковного тела, но это наименование ни в коем случае не означает усво­ения ими достоинств, равных Богу, который именуется Отцом не только в отношении церкви, но и в отноше­нии всего тварного мира. Само слово «отец» употребля­лось в духовном смысле уже в глубокой древности. Быть отцом означало в первую очередь дать человеку физи­ческую жизнь, а в духовном смысле — наставить друго­го в истине: быть тем, кто научит другого в вере, кто воспитает человека в русле христианской морали, в христианских идеалах, тем, кто до известной степени является духовным родителем человека, духовным от­цом. В связи с этим быть О. Ц. означало оказать замет­ное влияние на общецерковный строй жизни, как в доктринальной плоскости, так и в организационной. Ни личная гениальность, ни высокая образованность, ни красноречие не являются теми достоинствами, ко­торые позволяют церкви назвать того или иного пред­ставителя своим Отцом. К О. Ц., напр., не были отнесе­ны такие талантливейшие люди своего времени, как Тер- туллиан и Ориген. В древней истории христианства не было четких критериев, которым должен был отвечать тот или иной церковный писатель, чтобы он мог быть признан авторитетным выразителем церковного Пре­дания. На Востоке патрология (см. Патристика) как наука сформировалась несколько позже, чем на Западе. Западные патрологи вывели четыре признака, которым должен отвечать церковный писатель, чтобы назваться О. Ц. 1. Doctrina orthodoxa (православное учение). О. Ц. как учитель должен отличаться необходимой христиан­ской образованностью, обладать глубокими знаниями в области христианского учения, пользоваться авторите­том учителя в делах веры и иметь определенные заслуги в области учительства церковного; он должен быть по­стоянным выразителем христианского учения. 2. Sanc- titas vitae (святость жизни) — обязательное условие, свидетельствующее, что человек не только имел правиль­ные богословские взгляды соответствующие христианс­кой теологической доктрине, но и воплощал их в своей обыденной жизни. 3. Approbatia ecclesiae, declaratio Ecclesiae (признание церкви) — свойство, говорящее о том, что идеи, которые автор выразил в своих трудах, не противоречат Священному Писанию и Священному Пре­данию и свидетельствуют о христианском характере его творений, его взглядов, его трудов в целом; однако это не значит, что каждая фраза данного автора — это отраже­ние подлинного и глубинного божественного Открове­ния (см. Откровение религиозное). Таким образом, О. Ц. персонально не присваивается Богодухновенность про­роков и апостолов, правда, в церкви их труды называют богопросвещенными. 4. Competens antiquitas (древ­ность) — требование близости того или иного хрстианс- кого автора к источнику апостольского Предания. Соглас­но этому свойству традиционно период О. ц. ограничива­ют авторами 2-8 вв. Так, напр., последним западным О. ц. называют Беду Достопочтенного, умершего в 735. Однако дух патристики периода О. Ц. продолжал жить вплоть до возникновения схоластики в 12 в. На Востоке подобной резкой границы не наблюдалось по крайней мере до мо­мента падения Византийской империи в 1453. Самыми известными О. Ц. в католицизме считаются Амвросий Ме- диоланский, Августин Аврелий, Иероним, Григорий I Ве­ликий, в православии — Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин.

А.В. Третьяков