Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
МАГИЯ (греч. ***
— колдовство, чародейство) — ритуалы, направленные на использование тайных потусторонних
сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма
организации коллективной деятельности и коммуникации; форма ранних верований;
первый тип специализированной творческой деятельности. В исследовании М.
религиоведение ориентируется в основном на социальную и культурную антропологию.
Дж. Фрэзер предложил одну из первых теорий М. Он
отличает ее от религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания
тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью
природных сил. Психологическая основа М., по Фрэзеру, кроется в ассоциации идей, между которыми не
существует реальной причинной связи; апелляция к ней позволяет умному человеку
доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые
государства, получать статус святых и богов после смерти; М. вырабатывает первые
санкции, закрепляющие частную собственность и самостоятельность индивида.
По Б. Малиновскому, М. обеспечивает уверенность в ситуациях
неопределенности; она создает церемониальную структуру торговли, организует
сложные формы коллективного труда; М. действует с помощью усиления социального
давления на индивида и укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; М.
представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный
высокопарно-сакральный язык, отличающийся от повседневного языка, применяемого
в трудовой деятельности и общении; М. — предельный случай, демонстрирующий
силу и активность языка, т. к. всякий язык имеет магическую функцию; миф является
схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа.
Этнографические исследования показывают, что М. воплощает в себе фундаментальное
противоречие первобытной жизни. Она формирует новые социальные структуры,
критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание, и она также
культивирует свободную индивидуальность, сосредоточивая всю креативную силу в «обожествленном еретике» — шамане. М.
дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных
в определенную практическую и ментальную технику. Функция М. заключается, по
Малиновскому, в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в
победу надежды над отчаянием. Антропологи исследуют М. в основном социолингвистическими
средствами и предлагают ее объяснение как феномена, удовлетворяющего некоторую
социальную потребность (единства племени, успешности деятельности и т. п.).
Психологическое объяснение М.К. Леви-Строссом ставит
в центр личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем.
Наиболее значимым примером психомагического действия
является для него магическое лечение. Для объяснения этих
феноменов он выстраивает цепочку между психическими способностями шамана,
определенным магическим ритуалом и далее — психикой и физиологией человека —
объекта М. Важнейшим элементом здесь является группа, во имя которой
осуществляется магический акт и которая своей верой убеждает в действенности
М. Основой этой теории является гипотеза об «эффективности символов», якобы обеспечивающей
коммуникативный резонанс психических и физических структур. Все научные
и вненаучные объяснения М. можно разделить на два
типа: космологические или социокультурные. Космологический,или натуралистический,
способ объяснения М. предлагается обыденным сознанием, а также физикой,
биологией и психофизиологией. Он строится по схеме объяснения неизвестного
через якобы известное и использует логический прием
аналогии. Так, М. рассматривается как реализация объективных возможностей,
заложенных в природе и в самом человеке: астрология — исходя из психокосмических связей; экстрасенсорика
и психокинез — из психической энергии; телепатия,
ясновидение, предвидение — из дальнодействия и
обратного течения времени. Подобно тому, как известные законы природы служат
объяснению ряда практических и духовных способностей человека, так еще неизвестные,
но в принципе познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения М.
Особенность космологического подхода в том, что он так
же неопровержим, как и сама М. Природа неисчерпаема, а научное познание
бесконечно, поэтому нельзя сомневаться в перспективах науки понять
неизвестное. Наука все более сужает возможную область магического
мировоззрения и практики — М., становясь понятной, превращается в науку, а
большая часть непонятого объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы
космологического понимания М. определены свойственным науке делением мира на
истину и заблуждение — это вытеснение М. из культуры или редукция ее к чему-то
иному, «рациональному». Религиоведение, культурология,
этнография, социальная психология, лингвистика предлагают социокультурный
способ объяснения М. как функции некоторых способов социальной организации
(«функционализм» Б. Малиновского), функцию культуры, функцию языкового
символизма. Основным принципом этого способа объяснения
является рассмотрение М. как реакции на определенные социальные потребности
(единство племени, организация труда и общения), а также потребности
психологического характера (смягчение стресса, чувства вины, страха, неуверенности).
Входе магического действия осуществляется подмена целей;
задача преобразования природы решается путем изменения коллективной
психологии, а трансформация психики приводит к решению практической проблемы.
Сущность М. обнаруживается в ее принципиальной приграничности с наукой и практикой: там, где практика не
достигла уверенной регулярности, а наука не предоставляет убедительного объяснения,
всегда находится место для М. Междисциплинарное взаимодействие религиоведения,
социальной антропологии, психологии, лингвистики, философии в исследовании М.
выполняет не только научную, но и прикладную, общекультурную функцию — раскрывает
корни и содержание современного «оккультного возрождения» (см. Оккультизм),
освобождает массово сознание от опасных заблуждений, развенчивает псевдонаучные
претензии современных оккультистов, также идеологов,
эксплуатирующих магические понятия (харизма, судьба,
тайные силы) для создания политических мифологий.
И.Т. Касавин